Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Велика Россия, а выбирать некого»

Возможность мирной передачи власти уменьшается, считают российские эксперты
29 ноября, 2011 - 20:51

В России предвыборная кампания вступила в завершающий этап. Проходит она не то чтобы тускло, правящая партия «Единая Россия» даже думать не может о том, чтобы получить в нижней палате Федерального собрания — Государственной думе —конституционное большинство. Наоборот, практически все свыклись с неизбежными электоральными потерями.

Действия российской власти накануне выборов не только противоречивы, но идут прямо против ее целей. Иначе как расценить подписание президентом закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»? Фактически по этому акту пенсии отставных военных уменьшаются почти в два раза при обещании их повышения на 2% в год. Интернет забит высказываниями возмущенных бывших военных, которые клянутся ни за что не голосовать за партию «Единая Россия». Можно с уверенностью сказать, что почти 4,5 млн. голосов партия власти не досчитается. И эта цифра значительно увеличится за счет членов их семей, взрослых детей и родственников. Если не очень получается внутри страны, то есть про запас проблемы, вернее угрозы, внешние. Чаще всего мнимые.

В своем обращении, которое передавалось по главным федеральным каналам, Дмитрий Медведев в лучших традициях советской пропаганды пообещал ответить на развертывание системы противоракетной обороны (ПРО) в Европе асимметрично и эффективно.

Во-первых, это введение в боевой состав станции раннего предупреждения о ракетном нападении в Калининграде. Как эта радиолокационная станция (РЛС) будет противодействовать ЕвроПРО, остается только догадываться, так как это станция обнаружения, но не наведения. Ракеты противника она может обнаружить и сообщить о них. Не более того. Дело важное, но это не защита, а только элемент ее.

Во-вторых, Медведев дал задание «усилить прикрытие объектов стратегических ядерных сил». Однако американские ракеты для ПРО не предназначены для поражения стартовых позиций российских стратегических ракет.

В-третьих. Давно декларируется развертывание ракетного комплекса «Искандер» в Калининградской области. Однако такие комплексы имеют дальность до 500 км. Другими словами, их зона ограничена Польшей, частью Чехии, Словакии и краешком Румынии. Не самая большая угроза ЕвроПРО. Пока российская армия располагает единственной бригадой «Искандеров» — 26-й Неманской, которая дислоцирована под Лугой в Ленинградской области.

В-четвертых. Медведев обещал разработать меры по разрушению информационных и управляющих средств системы ПРО. Как заметил руководитель Центра международной безопасности Института международной экономики и международных отношений Алексей Арбатов, «если на Западе всерьез к этому отнесутся, то они очень жестко ответят, и мы не раз пожалеем об этой угрозе». Другими словами, мало не покажется.

Пятая и самая странная угроза. Как сказал президент, «могут возникнуть основания для выхода нашей страны из Договора об СНВ». С учетом качественного и количественного превосходства США в обычных и стратегических вооружениях такой контроль выгоден, прежде всего, России. Москва сможет достичь потолков, определенных этим договором, только к 2028 году. Как-то не очень логично.

Обратим внимание на совпадение во времени выступления Медведева и выдвижение Путина кандидатом на пост президента. Такое впечатление, что народ российский пытаются взбодрить, так как налицо прогрессирующая усталость населения от правящей диархии. Характерно, что после того как национального лидера освистали в зале «Олимпийский», он не показывался нигде, кроме мероприятий с тщательно подобранными участниками. И даже на съезде правящей партии ему пришлось буквально потребовать и дважды повторить свое предложение поддержать призыв «Россия!». Что-то его речь, составленная в весьма общих выражениях и обещаниях лучшей жизни потом, никакого энтузиазма не вызвала даже среди тех, кто составляет социальную опору режима. Естественно, что и Путин указал на врагов, которые не дождутся, и лучше пусть не тратят деньги, надо полагать, на подрыв власти двоих, а займутся своими проблемами. Кстати, именно это можно посоветовать и Путину-Медведеву. Уж сколько затратили на Южную Осетию, а результаты президентских выборов там никак Кремль радовать не могут.

Медведев явно не справляется с ролью локомотива победы партии «Единая Россия». Поэтому на первый план выдвинули Путина. Угрожающее телеобращение президента нынешнего должно создать фон для избирательной кампании президента будущего. Уже совершенно ясно, что атмосфера в стране будет нагнетаться. Не зря же, говоря об оппозиционерах и правозащитниках в своей речи, Путин сравнил их с Иудой. Метод, как считают в Кремле, безошибочный. Но ведь любить Путина-Медведева они не присягали, так к чему такие сильные выражения? Для России, которая единственная под великим руководством избежала кризиса. Но народ пугают его второй фазой, навязывая мысль, что только диархи способны его преодолеть. Людей откровенно зомбируют. Другого в арсенале кремлевских пропагандистов просто нет, да и ничего другого они не умеют.

Хотя как Путин, так и Медведев все время говорят о стабильности, на самом деле уже появились признаки застоя. Как следствие — будет повышаться общественное и социальное напряжение, которое не будет сниматься возможными подачками власти. К тому же возможности предоставить народу panem et circenses — хлеба и зрелищ — фактически нет. Да и случай с Ливией показывает, что не хлебом единым жив человек. Как сказала публицист Юлия Латынина, возможность мирной передачи власти в России уменьшается. Альтернативой будет русский бунт с известными последствиями. Велика Россия, а выбирать некого, как сказал Илья Мильштейн на «Радио Свобода».

На Запад угрозы Медведева не произвели никакого впечатления. Американские должностные лица и руководители НАТО уже заявили, что ЕвроПРО будет развертываться, несмотря на противодействие Москвы. Там прекрасно понимают, что обращение Медведева есть часть предвыборной риторики, и ничего более. Как писала британская газета The Financial Times, «господин Медведев бряцает оружием на фоне приближающихся выборов в российский парламент, где популярность правящей партии «Единая Россия» серьезно падает. Премьер-министр Владимир Путин... был освистан толпой на соревнованиях по смешанным единоборствам. Так что гонка вооружений между США и Россией может несколько отвлечь внимание избирателей».

Твердый тон президента, угрозы, в большинстве своем нереализуемые или не выходящие за рамки давно обещанных, призваны воздействовать на «мракобесного» избирателя, зараженного антиамериканскими предрассудками. Их беззастенчивая эксплуатация должна хотя бы не допустить обвала рейтинга партии власти, а с ней и правящего тандема. При всех финансовых проблемах в США и Европе там не найдется таких политиков, которые дрогнут перед пустыми угрозами, цену которым все прекрасно знают. Россия в ее нынешнем положении не может пойти на полномасштабную гонку вооружений, поэтому у ее правящих кругов остается одно оружие для внутреннего употребления — словесные угрозы.

Но есть и еще один аспект, который остается в тени. Пугают не только Запад, но и ближайших соседей. На примере давления на Таджикистан с делом летчиков наглядно видно, какое «равноправное» сотрудничество предлагает Москва в рамках пространств и союзов. Как ни сопротивлялся бацька Лукашенко, а «Белтрансгаз» пришлось уступить Газпрому. И то, что Путин оговорился, назвав Украину вместо Беларуси, показывает, чего хочет Москва от Киева. Эта lapsus linguae — обмолвка — совершенно не случайна. Она как в капле воды показывает, что хочет Москва от Киева в газовых переговорах, и почему, несмотря на бодрые обещания нашего премьера, они никак не закончатся. Декабрь уж на дворе, а воз и ныне там.

Выборы ведь не только в России, но и в США. Американская администрация находится под шквалом критики за «мягкотелость». Обама допустить такого не может. Так что градус взаимных отношений между Москвой и Вашингтоном, особенно с приходом на пост президента Владимира Путина, будет только понижаться. Киев волей больших игроков будет поставлен перед необходимостью сделать окончательный выбор. И никакой паузы в отношениях с Евросоюзом, о которой говорил наш президент, не будет. Время маневров давно прошло. Наши власть имущие этого еще не поняли или продолжают жить иллюзиями? Тем болезненней будет отрезвление.

Юрий РАЙХЕЛЬ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ