В конце прошлой недели произошло знаковое, хотя и ожидаемое событие: российский «Газпром» стал стопроцентным собственником «Белтрансгаза». Правда, за это в следующем году российский газ будет стоить для белорусов 165 долл. за тысячу кубометров, тогда как европейцы заплатят по 400 долл. Добавим, газовая скидка для Беларуси — это не только результат продажи трубы, но еще и «откат» за интеграцию в Таможенный союз. Ведь, излагая суть сделки, премьер России Владимир Путин говорил об интеграционном коэффициенте. И тут же допустил серьезный, уже по-настоящему президентский, «ляп»: «При этом мы договариваемся о том, что российская компания «Газпром» приобретает в собственность все 100 процентов «Белтрансгаза», то есть газотранспортной системы... Украины, прошу прощения, Беларуси».
Похоже, украинская газотранспортная система — предмет нездорового вожделения главы правительства соседнего государства...
В тот же день, когда Путин сделал свою оговорку по Фрейду, вице-премьер-министр — министр социальной политики Украины Сергей Тигипко в интервью одному из журналов заявил: «Я считаю, что нужно предлагать консорциум, существенную долю в «Нафтогазе». Идеальный вариант: 25% — Европе, 25% — России и 50% оставить себе. Если Россия не согласится, следует торговаться. Даже если процент будет ниже, нужно оставлять за собой какую-то «золотую акцию», чтобы иметь возможность влиять на принятие решений». Но, интересно, с чего бы это такой информированный чиновник, как говорится, ломится в открытую дверь? Ведь еще 26 сентября премьер-министр Николай Азаров радовал страну тем, что Россия якобы согласилась на создание трехстороннего консорциума по управлению украинской газотранспортной системой при участии Европейского Союза.
Страна, скорее всего, не очень-то радовалась. Тем более, что украинское законодательство запрещает любые операции по отчуждению ГТС. Поэтому наше правительство, стремясь последовать белорусскому примеру, разрабатывает и совершенно случайно именно в день торжественного открытия «Северного потока» регистрирует в парламенте законопроект об изменениях в закон о трубопроводном транспорте. Это еще не капитуляция, но существенный сигнал о подготовке к сдаче оружия, пардон, трубы. Законопроект предлагает отдать на откуп Кабмину вопросы реорганизации «Укртрансгаза», а следовательно, и его продажи, чего как раз добивались и «Газпром», и Путин. А у Тигипко тут же готова страшилка для патриотов: «Если удастся снизить стоимость газа, это будет огромная победа, очень важная для населения. Ведь почему мы настолько несговорчивы с МВФ? Потому что если мы выполним их требования, это ударит по среднему классу. Для десяти миллионов людей, не имеющих льгот, коммунальные платежи вырастут на 32 — 33%».
И это после того, как премьер Азаров обещал, что газовая договоренность будет достигнута в ближайшие дни, а неопознанные «источники» даже называли новую цену. Но, похоже, несмотря на все бравурные мелодии, доносившиеся, в основном, с украинской стороны, сегодня уже очевиден срыв переговоров. Это стало понятно после того, как Украина реанимировала прежде замороженные требования о справедливом разделе собственности бывшего СССР, а наш брат журналист снова заговорил о газовой войне.
Как реагируют на такие разговоры в «Газпроме»? Его глава, Алексей Миллер не видит для них никаких оснований. «Ее (войны. — Авт.) не может быть, потому что действующий контракт на 2011 — 2012 годы... выполняется, и Украина будет этот контракт выполнять», — уверен глава «Газпрома». Готово ли продемонстрировать такую же уверенность в успехе переговоров наше руководство? Президент Украины Виктор Янукович на днях отодвинул планку завершения переговоров на предельное расстояние. «Мы ведем переговоры. Надеюсь, что в этом году мы договоримся», — отметил он и в очередной раз напомнил, что подписанные в 2009 году газовые соглашения стали для Украины «кабальными». «Цена должна быть справедливой», — сказал Президент, хотя и не объяснил, что будет с бюджетом, который необходимо принять еще до Нового года, и что будет с кредитом МВФ, который попал в зависимость от весьма проблематичной договоренности по цене газа...
Между тем в самой России далеко не все приветствуют притязания Путина на поглощение украинской ГТС. На сайте Forbes.ru можно ознакомиться с мнением на этот счет директора Института энергетической политики, бывшего заместителя министра энергетики России Владимира Милова. Он считает, что в российско-украинских газовых отношениях надвигается шторм, которого, возможно, еще не было. Патовая ситуация усугубляется тем, пишет Милов, что Россия выставила четкое условие предоставления скидок: это слияние «Газпрома» и «Нафтогаза». Эксперт называет это «401-м сравнительно честным способом получения контроля над украинской газотранспортной системой» и вспоминает, что еще десять лет назад, работая на госслужбе, удивлялся маниакальному стремлению Путина и Ко получить контроль над украинской ГТС. «Сейчас наше руководство, — отмечает директор института, — видимо, решило пойти в этом вопросе ва-банк: шантаж украинцев ценой газа может привести к новому полномасштабному газовому противостоянию с перекрытием европейского транзита и прочими прелестями, которые мы уже наблюдали раньше». По мнению Милова, ситуация осложняется принципиальностью предмета спора: для перспектив медленно восстанавливающейся украинской экономики вопрос цен на газ играет ключевую роль, для Путина и «Газпрома» вопрос контроля над украинской ГТС, по-видимому, тоже.
Автор разъясняет своему президенту, почему России в реальности не нужен контроль над украинскими газопроводами. «Примерно треть объемов, транспортируемых «Укртрансгазом», предназначается для украинских потребителей — эти услуги оказываются по регулируемым тарифам, устанавливаемым украинскими регулирующими органами. Украинские власти традиционно, при самых разных правительствах, напоминает эксперт, были склонны субсидировать внутренние цены на газ, а значит, при появлении «чужака», контролирующего газопроводную систему, наверняка будут заинтересованы «прижимать» в первую очередь его выручку. Автор предупреждает, что работать с лукавыми украинскими чиновниками будет на порядок сложнее, чем с цивилизованными европейскими регуляторами, которые сегодня ополчились на «Газпром».
«Все эти годы, — пишет Милов, — тарифы на транзит газа через Украину были значительно ниже европейских расценок. Грубо говоря, если отбросить шелуху и фольклор, о таком транзитном партнере, как Украина, можно только мечтать. Риски перекрытия транзита? Но все зафиксированные случаи фактического перекрытия вентиля инициировали мы сами, своими собственными действиями. Несанкционированный отбор газа? Надуманная проблема, годами накручивавшаяся Россией в политических целях... Да и стоимость спорных объемов «несанкционированного отбора» в страшном сне не сравнится с возможными убытками от принятия на себя полной ответственности за украинскую ГТС». «В случае со слиянием с «Нафтогазом», — продолжает эксперт, — ситуация осложняется тем, что ради контроля над украинскими газопроводами Россия фактически собирается взять на свой баланс некое юридическое лицо, бизнес которого убыточен, высоко зарегулирован, не может существовать без прямых госсубсидий, размер долга сопоставим с годовой выручкой и растет». Милов считает, что «сама жизнь требует от «Газпрома» быть гибче по части ценовой политики». Потому что «конфликт вокруг этой темы рискует обернуться последствиями, негативный эффект от которых намного превысит текущий баланс выгод-потерь от сложившихся условий продаж газа в Украину и его транзита в Европу». «Идти на уступки, — отмечает Милов, — крайне сложно обеим сторонам». «Значит, нас ждет новый конфликт?» — то ли спрашивает, то ли утверждает он, завершая статью.