По большинству направлений медицинской науки Америка является мировым лидером. Так, 18 из 25 последних лауреатов Нобелевской премии по медицине — либо американские граждане, либо ученые из других стран, работавшие в Соединенных Штатах. Половина всех новых препаратов, разработанных в мире за последние 20 лет, приходится на долю американских фармацевтических компаний (оборот американскиого фармацевтического рынка достиг 250 млрд долл./год). Все передовые медицинские технологии широко используются в американских госпиталях.
Здравоохранение — одна из крупнейших отраслей американской экономики, составляющая 10% ВВП США, т.е. около полутора триллионов долларов, в ней создано свыше 12 миллионов рабочих мест. Из этих 1,5 триллиона долл. около 50% — частный сектор, остальные 750 миллиардов долл. — госзатраты. Это те самые медицинские программы для малоимущих (Medicaid, Medicare), которые становятся все более неподъемными для слабеющего американского бюджета. К тому же американские врачи — самые высокооплачиваемые в мире, средняя зарплата хирурга, например, составляет 250 тысяч долл. в год, поэтому в структуре затрат на здравоохранение около 30% составляет эта самая зарплата врачей. Также в цены медицинских услуг заранее закладываются страховые суммы, которыми врачи потом расплачиваются по судебным искам к ним за совершенные ими же медицинские ошибки (malpractice) — суммы выплат за них по стране достигли 4 млрд долл. в год (тут нужно понимать, что в США все спорные проблемы решаются исключительно через суд, поэтому американцы — большие любители судебных тяжб). Кстати (или некстати?), из-за этих же опасений судебных исков американский врач будет лечить вас исключительно по результатам тестов, то есть если вы жалуетесь, предположим, на боли в желудке, а анализы и тесты ничего не показали, он посоветует вам (устно!) принимать лишь то, что есть в аптеках в свободной продаже, без рецепта (пищевые добавки, кислотопонижающие, болеутоляющие) — и все.
В США существуют три типа медицинских учреждений: муниципальные госпитали, частные госпитали и частнопрактикующие врачи (с небольшим собственным офисом), однако все они — ПЛАТНЫЕ. Бесплатного медицинского обслуживания в США не существует. Если вам нужна медицинская помощь в госпитале, у вас должна быть медстраховка. Кто-то должен купить ее для вас — фирма, где вы работаете (если это такие гиганты, как Google или Bank of America, средний и малый бизнес не может оплачивать медстраховку своим сотрудникам, иначе он быстро разорится), вы сами (если есть деньги: приличная медстраховка «тянет» на 800 долл./мес., однако она может полностью покрыть сложную операцию стоимостью 200 тысяч долл.) или государство (если вы попали в госпрограмму как человек с низкими доходами — семья из трех человек получает в США статус «бедной» при годовом доходе ниже 17,5 тысячи долл.). Однако и ваш работодатель, и вы сами, и государство может купить эту страховку только у ЧАСТНЫХ медицинских страховых фондов — государственных страховых компаний в США нет вовсе (в отличие от Европы и Канады). Предложенный президентом Обамой проект реформы здравоохранения, который предусматривал введение госмедстраховки, встретил бешеное сопротивление крупных частных страховых и фармацевтических компаний, имеющих влиятельное лобби в Конгрессе США, и пункт о госмедстраховании был оттуда исключен. Ведь сейчас государство фактически из своего бюджета платит сотни миллиардов долларов в год (вот эти самые вышеупомянутые 750 миллиардов долл.!) этим самым частным страховым и фармацевтическим корпорациям, покрывая медицинские расходы малоимущих. Кто ж отдаст такой куш!
К частнопрактикующему доктору можно прийти без страховки (оплата на месте). Однако для не имеющих страховки вызов «скорой» с бравыми парамедиками, к примеру, будет стоить 1500 долл. (и это только «доставка»!), а один день пребывания в госпитале обойдется от 1000 до 3000 долл. (правда, для американских больниц характерны короткие сроки госпитализации). Если же у вас нет ни медстраховки, ни денег — вы нигде не получите никакой медицинской помощи. Также вы не сможете купить в аптеке без рецепта врача (а рецепт вы не получите без визита к врачу!) ничего, кроме аспирина, анальгина и антипростудных таблеток.
Американская «скорая помощь» также является одной из лучших в мире: если вы туда попали, вас будут круглосуточно обследовать и мониторить на суперсовременном оборудовании, пока не установят точный диагноз вашего недуга и не устранят угрозу жизни; при этом, ее врачи имеют самую высокую зарплату, поэтому туда попадают лучшие из лучших. На вызов «скорой» всегда со страшным воем мчатся две машины — собственно карета «скорой помощи», оборудованная «по последнему слову», и пожарная машина (без огнетушащего вещества, но с пожарной лестницей), а в кабине этой второй машины сидят не пожарники, а дипломированные парамедики («медбратья») — дюжие парни, которые могут вынести тяжелобольного откуда угодно: хоть через дверь, хоть через окно десятого этажа (врачи в США больных на себе не таскают), сделать искусственное дыхание и т.д. Когда эти две машины с воем мчатся на вызов, остальные участники дорожного движения буквально бросаются врассыпную, освобождая проезд, иначе грозит огромный штраф.
Вот как выглядит лечение по-американски. Допустим, у вас закололо в боку. Вы звоните своему семейному врачу (primary care provider) и договариваетесь о визите. Как правило, все его время на несколько дней вперед уже расписано, и ваша встреча состоится только через три-четыре дня; пока что офис доктора советует вам пить болеутоляющее, а если боль станет нестерпимой — вызывать «скорую». Но вот вы пришли к доктору. В американских больницах вы ожидаете приема в холле, а все врачи и медсестры отделены от холла автоматической дверью, и у вас нет никакой возможности «прорваться» к врачу. Затем к вам выходит медсестра и ведет вас в так называемую смотровую комнату (рабочий кабинет вашего врача находится где-то в стороне-глубине госпиталя, и вы в него никогда не попадете), измеряет ваше кровяное давление и вес. Затем туда приходит помощник врача (как правило, это аспирант медуниверситета, работающий над диссертацией), подробно расспрашивает вас, если надо — пальпирует, также он смотрит в компьютере вашу медисторию. Затем он идет докладывать все это врачу. Наконец появляется врач. У него на вас — 15 минут. Врач, как правило, не осматривает и тем более не пальпирует больного (это дело помощника), а, задав пару дополнительных вопросов, сразу говорит, что нужно делать — например, следующее: это похоже на проблему с почкой, нужно сделать три анализа и два теста, после чего пойти к специализированному врачу-нефрологу — и уходит. Все, ваш визит закончен. А где же рецепты, направления на анализы-тесты? Не все сразу! Все свои рекомендации ваш врач направляет в вашу страховую компанию, от которой через два-три дня вы получите письмо, куда будут вложены все одобренные рецепты и направления на анализы-тесты к специализированным врачам с точными датами и временем. Но тут возможны варианты: а) все рекомендации врача будут одобрены и оплачены; б) один из сложных тестов ваша страховка не покрывает и нужно заплатить за него пару тысяч долл. или отказаться; в) одно из выписанных лекарств страховка не покрывает, а покрывает она два-три аналогичных, но менее дорогих (зато с более негативными побочными эффектами). То есть фактически ваша страховая компания частично диктует вашему врачу, как вас лечить. Однако там, где лечение одобрено, все будет «на высоте»: современное оборудование, высококвалифицированные врачи, внимательные медсестры.
Средняя продолжительность жизни в США высока — 78 лет, но это не самый лучший показатель (например, в Японии — 82 года). Но вот что интересно. Если взять, например, по сотне 40-летних американцев и украинцев, вряд ли там будет большая разница в уровне здоровья (конечно, и у 40-летних могут начинаться проблемы со здоровьем, к примеру: у украинцев — проблемы с легкими, почками, печенью из-за загрязненности воздуха и водопроводной воды, у американцев главный бич — ожирение: по статистике, 30% жителей США в той или иной степени страдают от излишнего веса). Но через 35 лет, когда всем им будет по 75 (или раньше, если кто-то из них станет инвалидом), разница будет существенная. Американская страховая медицина лечит и «вытягивает» своих ЗАСТРАХОВАННЫХ стариков и инвалидов буквально до последнего вздоха: все они проходят ежегодное углубленное тестирование (только анализ крови делается по 50 — 60 параметрам, а стоимость такого анализа — 2,5 тысячи долл.), такие инвалиды и немощные старики имеют инвалидные коляски с электрическим приводом (все виды общественного транспорта в США обязательно оборудованы специальным подъемником для колясочников, а все госучреждения и крупные частные сервисы имеют специальные «колясочные» въезды), если необходимо, им делают сложнейшие операции, тяжелые больные подключаются к искусственым легким или почке и т.д. Вот эти самые ПОСЛЕДНИЕ пять-восемь лет, возможно, и составляют разницу в средней продолжительности жизни американцев и украинцев.
Американские медицинские расходы на душу населения выше, чем в любой другой стране: они составляют 5,5 тысячи долларов в год. Однако, как ни странно, в рейтинге ВОЗ (который основан на четырех показателях: продолжительность жизни и уровень смертности, уровень медперсонала и медтехнологий, доля расходов на здравоохранение в ВВП страны, доступность медицинской помощи и равенство в этой сфере) первое место занимает Франция с вдвое меньшим «душевым» расходом (цитата из отчета ВОЗ: «Францию можно считать образцом того, чего можно достичь в рамках системы всеобщего медицинского государственного и частного страхования»), а вот американская система здравоохранения попала аж... на 37-е место! Увы, подвел последний показатель — «доступность медицинской помощи и равенство в этой сфере», который у США оказался самым низким среди развитых экономик. Согласно официальной статистике, 46,5 миллиона американцев (т.е. 15% или почти каждый седьмой) не имеют медицинской страховки (правда, некоторую их часть составляют молодые люди с хорошим здоровьем, которые предпочитают не тратиться на страховку, а заплатить за визит к врачу, если «припечет»). Половину американцев среднего достатка из тех, кто подал заявление о банкротстве, привели к разорению огромные медицинские счета в связи с тяжелыми заболеваниями, потребовавшими серьезной хирургической операции и длительного послеоперационного лечения. Также в США имеет место активный лоббизм фармацевтических корпораций, стимулирующих врачей выписывать пациентам вновь разработанные препараты (как правило, более дорогие, чем предыдущие). Иногда этот лоббизм далеко переходит границы врачебной этики. Так, недавно американский суд оштрафовал фармацевтическую компанию Eli Lilly на полтора миллиарда долларов за то, что она подкупала врачей, чтобы они выписывали пациентам ее новое лекарство от шизофрении Zyprexa, которое имело неприемлемо высокие показатели ужасающих побочных эффектов вплоть до смертельных исходов — ну и плевать на штраф, это ж копейки по сравнению с 36 млрд долл., заработанными этой компанией на продаже своего Zyprexa в 2000— 2008 гг.
ИТОГО: американская медицинская наука, безусловно, является лидером для всего мира, но американская система здравоохранения, хотя она по многим показателям и является одной из лучших в мире, не может быть примером для подражания, так как фактически находится в руках крупных частных страховых компаний и транснациональных фармацевтических корпораций, а роль государства задвинута ими куда-то за угол. И это одна из главных причин чудовищного вздорожания американского здравоохранения, опустошающего как кошельки своих граждан, так и бюджет США. Так что постсоветским странам надо быть очень осторожным с внедрением частного медицинского страхования: еще неизвестно, что это будет за джинн, который вылезет из бутылки...