«День» обратился к представителям крупнейших христианских церквей с просьбой в Мемориальную субботу, когда будем молится о душах жертв голодоморов и политических репрессий, вспомнить Джеймса Мейса.
Мы прилагаем усилия для популяризации публицистического наследия Джеймса Мейса, который не только исследовал Голодомор, но и глубоко понимал проблемы Украины в ХХ веке. В нашем библиотечном проекте вышли в свет две книги «День і вічність Джеймса Мейса» и «Джеймс Мейс: Ваші мертві вибрали мене...». Было бы хорошо, если бы статьи Джеймса изучали в университетах. Пока что это делают очень фрагментарно — там, где есть энтузиасты.
Мы благодарны, что нашу инициативу поддержали Украинская православная церковь Киевского патриархата, Украинская православная автокефальная церковь, Украинская греко-католическая церковь и Римо-католическая церковь. Понятное дело, что независимо от конфессии, к этой молитве может присоединиться каждый. Ведь известно, какой могучей является сила соборной молитвы.
Евстратий ЗОРЯ, епископ Васильковский, глава информационного управления Киевской патриархии, УПЦ КП:
— У тех, у кого могло бы возникнуть предостережение относительно поминания православными человека, не принадлежавшего к Православной Церкви, этот вопрос снимается. Ведь, приехав в Украину, Джеймс Мейс принял нашу веру, получив имя Яков. Так что инициатива «Дня» очень правильная. Поэтому вместе с упоминанием жертв Голодомора и политических репрессий помолимся за упокой души Джеймса.
В Священном Писании есть слова: «Молитесь друг за друга». Надо молиться не только за родных и близких, но и за умерших, потому что они сами за себя уже не могут. К тому же, у Бога нет мертвых, а все — живые. Молитва за умерших — это наше самое большое проявление любви к ним. В Евангелии сказано о кружке холодной воды, которую человек подает во имя выполнения заповедей, обнаруживая любовь к своему ближнему. И такая кружка воды не останется без награды от Бога. Тем более не останется без награды от Господа любовь и память об умерших, когда молимся о них.
Отец Игорь ЯЦИВ, пресс-секретарь Блаженнейшего Святослава (Шевчука), руководитель информационного департамента УГКЦ:
— Говорил наш Господь Иисус Христос: все, что сделаете одному из Моих наименьших братьев, Мне сделаете. Джеймс Мейс, фактически, возобновил нашу потерянную связь с теми, кто невинно погиб во времена Голодомора 1932—33 гг. Как известно, в христианской семье, как и, в конечном итоге, у христианских народов, уважительно относятся к умершим. Их вспоминают. О них молятся. А они в Небе — за нас. Это — закон бытия, нарушение которого ведет к духовному дисбалансу. К тому же, «Свеча в окне» Джеймса Мейса стала мощной символической молитвой. (Человека уже нет, но акция все больше ширится по Украине). Поэтому УГКЦ сразу поддержала инициативу «Дня» — в Мемориальную субботу молитвенно помянуть выдающегося исследователя. Чувствуем потребность сказать тихое «Спасибо».
26 ноября в храмах Украинской греко-католической церкви во всем мире пройдут заупокойные богослужения. Кстати, находясь с душпасторским визитом в США, Блаженнейший Святослав (Шевчук) освятил место под памятник жертвам Голодомора, который появится в Вашингтоне. Также принял участие в ежегодной панихиде в Соборе Святого Патрика в Нью-Йорке.
Очевидно, к этой грустной дате в СМИ появятся сообщения от представителей нашей Церкви, главный посыл которых — ПОМНИТЬ — ЧТОБЫ ЖИТЬ!
Отец Павел ВЫШКОВСКИЙ, директор католического медиацентра РКЦ:
— В социальном учении Римо-католической церкви записано, что она молится к Господу о жертвах геноцидов, войн, трагедий. В частности, о невинно погибших во время Голодомора 1932—1933 гг. в Украине. И просит Бога, чтобы никогда подобное лихолетье не повторилось. Чужой боли не бывает.
Я родом из Винницкой области. В 90-х, учась за рубежом, писал кандидатскую о религиозных преследованиях в Украине. Надо сказать, исследуя данную проблему, постоянно пересекался с темой голода. Понятное дело, Голодомор 1932—1933 гг. — это не только физическое истребление украинцев. На протяжении более чем семидесяти лет осуществлялось их интеллектуальное, психическое и эмоциональное уничтожение. Последствия очевидны до сих пор. Например, Украина занимает первое место в мире по распространению детского алкоголизма и одно из первых — по убийству нерожденных детей.
Поэтому и наша Вселенская церковь отозвалась на инициативу «Дня», ведь Джеймс Мейс вернул нам культуру памяти. Кстати, на протяжении года достаточно часто вспоминаем жертв Голодомора и политических репрессий. Особенно в ноябре, когда молимся за умерших. Делаем это для того, чтобы наши прихожане осознали, что однажды на генеалогическом древе их народа были срублены целые тяжелые от плодов ветви. Трагическая правда. Но как сказано в Евангелии: «Познайте правду, и она освободит вас».
Владимир ЧЕРПАК, епископ Вышгородский и Подольский, викарий Киевской епархии, УАПЦ:
— На каждой заупокойной службе вспоминаем погибших во времена Голодомора. Вспоминаем и раба Божьего Якова. Когда бываю на Байковом кладбище, обязательно приду к нему на могилу и отслужу литию за умерших.
Мы по-особому благодарны Джеймсу. Его открытие миру правды о голоде 1932—1933 годов в Украине было своеобразным заступничеством за нас. Написано же в Книге Книг — помогайте нести крест друг друга.
Как известно, в Гарвардском университете исследовали, что Голодомор несколько изменил национальный характер украинцев, в частности восточных. Например, моя мама до сих пор картофеля и других овощей много заготовляет. На всякий случай. В те тяжелые времена ей было 13. С тех пор так и живет в страхе.
У православных есть обязанность молиться об умерших — чтобы Всемогущий Господь даровал им Царство Небесное. С другой стороны, так мы соединяемся с ними. Потому что у Господа нет умерших. В Небе все живы и одинаковы перед вечностью.
В Мемориальную субботу будет отдельная просьба в заупокойном богослужении: «Еще молимся за упокой душ ушедших рабов Божьих, заморенных во время Голодомора, имена которых Ты, Господь, Сам знаешь. И за раба Божьего Якова-Джеймса».