Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Завтра снова будет день!

Автор снимка Степан Дружинович вкладывал в него не столько политический, сколько этический подтекст
10 ноября, 2011 - 22:08
ФОТО СТЕПАНА ДРУЖИНОВИЧА

«Завтра я проснусь и вспомню о петушках, — сказала со свойственной ей проницательностью во время открытия Фотовыставки газеты «День» наш колумнист Людмила Заседа, имея в виду героев снимка «Совещание» Степана Дружиновича. — Именно фото петушков я бы повесила у себя дома. Потому что это запев к жизни». И в самом деле, хоть и не отмеченный призами основных спонсоров, этот снимок — один из лидеров зрительских симпатий. Потому что в нем не только море позитивных эмоций, но и глубокий символизм: завтра опять будет день!

Не был бы автор этого снимка, Степан Дружинович, по образованию украинским филологом, если бы в ответ на вопрос, как он сам относится к совещаниям, не вспомнил слова известного ученого-языковеда, знаменитого волынянина Агатангела Крымского: «И не привлекайте меня больше к делам, связанным с заседаниями!» Название «Совещание» отцовскому снимку дала дочь Лидия, которая тоже стала филологом и сейчас пишет кандидатскую диссертацию под руководством Ирины Мирославовны Констанкевич, проректора Волынского национального университета имени Леси Украинки, хорошо известной читателям газеты «День».

Лидия говорит, что название появилось спонтанно, возможно, под воздействием трансляции заседаний Верховной Рады, где часто переливают из пустого в порожнее и напоминают задиристых петухов, которым лишь бы прокукарекать, а там хоть и не рассветай. А может, слишком уж зримой показалась ей ассоциация с украинским политическим процессом. Все такие напыщенные, преисполненные ощущения собственной непокорности, а в то же время — сидят ровненько и слушают «спикера»...

Степан Анатолиевич Дружинович живет на окраине городка Лукив с той его стороны, которая соседствует с древними волынскими лесами. Семья держит козочку и бычка, потому что есть для этого возможности. А красавцы-петухи — собственные, и было их не 12, как на снимке, а значительно больше. Вообще-то Дружиновичи покупали цыплят, которые должны были вырасти в курочек, а вышли... одни певцы.

— Мы живем в четырехквартирном доме, и когда наши петухи подросли и начали петь с пяти часов утра, соседи просто млели, — смеется сейчас Степан Анатолиевич.

Вышел хозяин утром во двор, а его петушиная капелла уселась на заборе, как будто действительно собралась на большой петушиный совет. Забежал в дом, взял фотоаппарат — петухи ждут...

Петухи всегда были в почете у украинского крестьянина, как, собственно говоря, у всех европейских народов. Кстати, особое место этой птице отводит галльская культура. Ведь своим громким пением эта домашняя птица, которую Степан Дружинович считает символом крестьянского подворья, не только пугает соседей, но и пробуждает мир, возвращает на Землю день.

— Мои петухи — красавцы, — говорит Степан Анатолиевич, — но они как будто из-под ксерокса. Все одинаковые, так как инкубаторные. А когда-то мама, помню, очень ответственно подходила к выбору хозяина, как на Волыни называют петухов. Он должен был быть не просто красивым и сильным, а еще и быть вожаком и хорошо петь. Одним из таких посылов и было восприятие галльского петуха как избранной птицы. И достаточно часто знатные семьи начинали использовать изображение петухов на своих геральдических щитах, фигурах, постаментах.

Кстати, петухи Дружиновичей были такие певучие, что жена Степана Анатолиевича услышала их пение даже в... Калининградской области. Она как раз гостевала у родственников, когда муж позвонил, а петухи во дворе так заливались, что жена попросила: не ложи трубку, послушаю голос малой родины...

Дружинович говорит, что никогда не надеялся, что его, собственно, обычную, как он считает, работу из сельского быта отберут на такой престижный конкурс, как в газете «День». Газету давно выписывает и прочитывает всю, потому что считает, что ни один материал не надо откладывать на потом. Вообще-то он очень любит фотографировать волынскую природу. А еще — писать стихи и песни, играть на сопилке. Даже свой сборник песен он назвал просто, но убедительно: «Волинь моя, кохана сторона». Недавно он оформил выставку своих снимков из мемориального музея Леси Украинки в селе Колодяжном. В ней — 100 работ, и посвящена она 100-летнему юбилею написания драмы «Лісова пісня». К каждому снимку Степан Анатолиевич подобрал цитату из произведения. Например: «Ніяка туга краси перемагати не повинна» (Мавка), — и снимок роскошной мальвы с каплями росы, которые напоминают слезы, ведь в драме много и грустных эпизодов. Или: «Хто тут бентежить наші тихі води?» — и снимок потревоженного волынского пруда. Над этой фотовыставкой он работал несколько лет. Он очень стремится, чтобы ее увидели и его ученики из Лубкивского профтехучилища, в котором уже четверть века читает украинский язык и литературу. Говорит, что сейчас дети почти перестали читать книги, мобильные телефоны забрали у них всю роскошь для ума и души. А он хочет ее вернуть!

Наталья МАЛИМОН, «День», Луцк
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ