Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Точность — черта не только королей

1 ноября, 2011 - 19:18

В Интернете мне встретилось сообщение о том, что Виктор Янукович сильно рассердил Ангелу Меркель тем, что значительно опоздал на встречу с ней. Задержался же он якобы потому, что дольше оговоренного срока беседовал с господином Баррозу. В результате недовольная Меркель уделила нашему Президенту ровно столько времени, сколько осталось от заранее условленного — десять минут, которых хватило только на то, чтобы очень поверхностно (но резко) поговорить о Тимошенко.

Если бы мне встретилось подобное сообщение о премьер-министре Швеции или президенте Франции, то я мог бы и не поверить, а вот об украинском Президенте — верю! Верю, потому что неточность и необязательность в делах стала фирменным знаком многих жителей нашей страны: простых граждан, предпринимателей, политиков, руководителей страны.

Вспоминается встреча членов Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций с президентом Кучмой. Руководители Комитета по делам религии объявили членам Совета время встречи и попросили за час до этого срока явиться в оффис комитета (опасались, наверное, что мы опоздаем). Администрация президента обещала отвезти нас оттуда на Банковую в специальном автобусе. Собрались мы своевременно, беседуем и ждем. Приходит назначенное время, а автобуса нет. Затем нам сообщают, что президент занят, нужно немного подождать. Еще через некоторое время приходит новое сообщение: президент вот-вот освободится, однако автобуса не будет и нужно добираться своим ходом. Хорошо, что у некоторых церковных иерархов был свой транспорт, поэтому мы распределились по машинам и небольшой колонной двинулись к президентской резиденции.

Рассадили нас в конференц-зале за круглым столом, ожидание продолжилось. Наконец, появился президент Кучма. Сейчас уже не помню, извинился ли он за опоздание; но даже если извинение и последовало, то впечатления от необязательности президента и его Администрации это бы не улучшило. Президент выслушал просьбы некоторых предстоятелей церквей, затем каждому члену Совета вручили подарочный том Тараса Шевченко, после чего выступил президент. Вот тут и открылась причина нашей встречи с ним: он попросил поддержать его на предстоящих президентских выборах. Некоторые из присутствующих иерархов обещали поддержку, я же твердо решил голосовать против него и убеждать других делать также, потому что понял одну из причин непорядков в стране: неорганизованность и необязательность исходит от самого президента и его Администрации.

Когда кандидатом в президенты стал Виктор Ющенко, я отнесся к этой кандидатуре с большим недоверием, так как уже был наслышан о его неорганизованности, о том, что он опаздывает везде и всегда. Кроме того, недоверие вызвало его предвыборное послание, адресованное мне как президенту Синода, составленное его помощниками и подписанное им самим. Этот был образец формального чиновничьего документа, состоящего из обкатанных, внешне красивых, но вызывающих равнодушие фраз. Толковый руководитель не подписал бы такую писанину (этот документ хранится у меня до сих пор как пример бюрократизма).

Однако отсутствие иного выбора и энтузиазм демократической и патриотической части населения захватили и меня — так хотелось верить в лучшее! Увы, первоначальные опасения оправдались — Ющенко оказался совершенно бестолковым руководителем.

Тимошенко была достойной партнершей Ющенко. В прессе мне встретилось описание съезда «Батьківщини»: все участники собрались в назначенное время, но работу не начали, а еще долго ожидали своего руководителя. И, наконец, она явилось. Вместо того чтобы встретить ее недовольным шиканьем, ее встретили аплодисментами. Было понятно: ждали вождя, без которого работы не получится. Необязательность леди Ю и ее неуважение к своим подчиненным и согражданам в результате и привели к заключению пресловутого газового соглашения.

И вот опаздывать на важные встречи начал Янукович. Это очень плохой признак. Ведь опоздание на заранее условленную встречу чаще всего свидетельствует не только об отсутствии культуры, но и о неуважении к партнеру по встрече, а в конечном счете — о необязательности и неуважении к другим людям.

Однако Виктор Янукович — это всего лишь один из нас. Если угодно, это средний украинец, волей судьбы оказавшийся на вершине властной пирамиды; хотя кому-то это утверждение весьма неприятно. Опоздать на десять, двадцать или тридцать минут на деловую или приватную встречу — это у нас обыкновенное явления. Недовольство по этому поводу наталкивается на удивление и непонимание опоздавшего, ведь у него есть оправдание: пробка на дороге, задержался на предыдущей встрече, заболела любимая бабушка или собачка... В результате мы стоим перед дилеммой: сдвинуть следующую встречу и подвести другого человека, либо сократить время общения с опоздавшим партнером. В воспитательных целях всегда следовало бы выбирать второй вариант, так как неточность и необязательность влечет за собой цепную реакцию — эффект домино...

При «советском» социализме мы привыкли к необязательности и неточности. Пример в этом подавали руководители. Всем известен принцип «советского» стиля руководства: начальство не опаздывает, а задерживается. Этот принцип уже сам по себе предполагал несущественность и формальность всяких встреч, их необязательность для принятия важных решений, которые фактически принимались кулуарно, среди «своих». Этот принцип предполагал холопскую униженность подчиненных и вообще простых граждан, а также исключительные права вышестоящих персон, их неподчиненность обыкновенным правилам порядочности и деловитости. Постепенно многие из нас стали в этом отношении примерно одинаковыми — разгильдяями, не сдерживающими своего слова, пустопорожними «обещалками».

Современные капитализм и демократия требуют другого отношения к различного вида встречам и мероприятиям, другого отношения к людям вообще. Тот «другой» — это не только конкурент в борьбе за существование, но и партнер. Кроме этого, для многих людей время — это деньги в прямом смысле слова, поэтому не беречь чужое время — это значить наносить кому-то не только моральный, но и материальный ущерб.

Когда я впервые стал встречаться с западными европейцами, то меня удивляло, что об обычной короткой встрече с ними нужно было договариваться за несколько дней, при этом некоторые из них тут же записывали в блокнот условленное время встречи. Вскоре я к этому привык. Вспоминаются первые уроки точности, преподанные нашим согражданам иностранцами, приехавшими в Украину. Однажды мы должны были собраться для проведения совместного мероприятия и, как обычно, к назначенному времени явились не все участники с украинской стороны. Иностранному гостю мы сказали, что ничего особенного не случилось — просто нужно подождать несколько минут. Он, видимо уже ознакомленный с нашими обычаями и привычками, категорически отказался: «Если вы будете ждать опоздавших, то они, поняв, что без них не начнут, в следующий раз тоже опоздают, добавив к своему опозданию еще минут пять-десять, и таким образом наступит время, когда вам нужно будет ожидать уже не менее полчаса. Мы начинаем работу без опоздавших!» Так было и в следующий раз. Через пару месяцев опаздывающих у нас уже не было.

В действительности, не так уж и сложно привыкнуть к мысли, что если встреча назначена на десять часов, то цифра «десять» означает ровно десять, а не десять часов и десять (или двадцать) минут. Необязательность во времени — как и прочие разновидности необязательности — это проявление неуважения к людям. Давайте же уважать друг друга, таким образом мы сможем избавиться от многих проблем!

Владимир ЛЕСНОЙ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ