Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Политизированные украинцы и эстетичная бразилийка

В киевском PinchukArtCentre открылись сразу четыре выставки
1 ноября, 2011 - 19:18
АЛЕКСАНДР РОЙТБУРД И ПЕРСОНАЖИ ЕГО ВЫСТАВКИ «ЕСЛИ В КРАНЕ НЕТ ВОДЫ» / ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА / «День»

Немалое внимание ценителей привлечет обновленная экспозиция избранных работ украинских и зарубежных художников из коллекции центра: «Collection Platform 2: Циркуляция». Среди самых знаменитых имен здесь легендарные Бенкси (с язвительным принтом «Ленин на роликах») и Борис Михайлов (с серией фотографий), а также Чак Клоуз, Марк Куинн, Лиза Лу, Такаши Мураками, Томас Руфф, Ричард Филлипс, Олеся Хоменко, Василий Цаголов и другие.

В пространстве РАС-UA, предназначенном для отечественных художников, откроется подборка работ Александра Ройтбурда под общим названием «Если в кране нет воды».

Безусловно, главные события — это выставка 20-ти номинантов (они отобраны из 1100 человек) на получение премии PinchukArtCentre и персональный проект бразильской художницы Синтии МАРСЕЛЛЕ «Видеть, чтобы быть увиденным».

Выставка претендентов представляет более 60 работ. Как заметил генеральный директор PinchukArtCentre Экхард Шнайдер, почти половина номинантов этого года принимала участие в первой выставке премии в 2009 году, остальные участники — новички. Впрочем, несмотря на это, нынешняя экспозиция кажется намного интереснее. Ниже — несколько слов о наиболее интересных, с точки зрения автора этих строк, работах.

Заметно, что молодые художники наконец-то начали освобождаться от аморфной, давно устаревшей практики постмодернизма. Форма того или иного произведения может оставаться привычной, даже вторичной, однако несомненна свежесть, злободневность или радикальность жеста. Новая тенденция в актуальном искусстве — социальная или даже политическая.

Так, например, Владимир Кузнецов, выставив в отдельном боксе соцреалистический офорт Василия Касияна «Колиивщина» (1939 г.), разрисовал довольно большое помещение кровопролитными сценами классовой резни в стиле агрессивных граффити, прибавив также романтично-революционные сентенции наподобие «Циркуляция знаний отменяет иерархию, она выравнивает всех по верхней величине» или «Вся власть коммунам».

Никита Кадан в «Постаменте. Практика вытеснения» построил из белого гипсокартона условный постамент, а рядом на стенах разместил едва заметную — белым по белому — хронику порчи и уничтожения памятников по всей Украине за последние несколько лет, не различая, вождь это большевизма или деятель УНР, или ОУН, или российская императрица. Получилось пусть и не новое по форме, но содержательно четкое художественное высказывание в адрес новейшего вандализма.

Николай Ридный достигает определенного эффекта в проекте «Муравьиный цех». Несколько колес от карьерных грузовиков, фигура муравья, выложенная на стене железными окатышами, а центральный элемент — короткое видео о работах в карьере. На экране самосвалы вывозят породу, а бесстрастный голос автора начитывает текст о формах рабовладения у муравьев, которые, оказывается, ничем не отличаются от способов порабощения у людей. Опять же испытанная форма дает артикулированный результат.

Даниил Галкин в проекте «БДСМ 2222» прибегает к откровенной провокации. Он размещает на стенах плоские фигуры детей в двусмысленных нарядах и позах. На самом деле изображены невинные забавы, однако для испорченного взрослого глаза это может показаться извращением. Сам автор усиливает амбивалентность дразнящим комментарием: «Берегитесь детей. Некоторые дети способны сделать вас развратителями». Провокация оборачивается исследованием границ дозволенного и недозволенного, а также испытанием общественной морали как крайне размытого и нетвердого неписаного закона: в конце концов, кто устанавливает правила — люди целомудренные по определению или те, кто и сам хорошо разбирается во всех оттенках греха?

Из сугубо эстетических исследований стоит отметить «Текст (из серии «Резня о минимале)» Ивана Свитличного — единственный образец саунд-арта — звукового искусства. Вся инсталляция — наушники, надев которые, посетитель слушает описание произведения искусства: «Здесь начинается линия... здесь треугольник... здесь плоскость... здесь квадрат... здесь шар... Здесь заканчивается линия...». В целом получается по-своему остроумное обозначение границ художественного высказывания.

Инсталляция «Одиночество» Сергея Петлюка — это 20 видео с людьми на диванах. На такой же диван перед экранами садится зритель. Таким образом Петлюк сталкивает зрителя с самим собой, тем самым действительно создавая ситуацию одиночества последнего.

Победят эти или другие произведения — станет известно через месяц.

Обладателям главной и специальных премий, кроме денежного вознаграждения в размере 100 000 гривен и 25 000 гривен соответственно, будет предоставлена возможность пройти месячную стажировку в мастерских всемирно известных художников. Кроме того, обладатель главной премии без предварительного отбора попадает в список номинантов на получение международной премии для молодых художников Future Generation Art Prize-2012. Наконец, победитель в номинации «Приз общественности» (определяется по результатам голосования посетителей выставки) награждается денежной премией в размере 10 000 гривен.

Обладательница главной премии Future Generation Art Prize 2010 года — бразильская художница Синтия Марселле — несомненное открытие PinchukArtCentre. В прошлом году она победила с безупречными по форме, яркими видеоработами «475 Volver», «Fonte 193» и «Крестовый поход». Выставка в Киеве для Синтии — первый персональный проект за пределами Бразилии. Экспозиция под названием «Видеть, чтобы быть увиденным» включает масштабную инсталляцию и специально созданный для выставки фильм.

Инсталляцию составляет ковер, скрывающий ландшафт из пыли. Работа берет свое начало в обычном действии: скрывание пыли под ковровым покрытием. Синтия построила простую и элегантную инсталляцию. Красный волновой ковролиновый подъем увенчан валом черной пыли; с другой стороны — только грубый склон из того же непривлекательного вещества. Такой микроландшафт, вписанный в выставочный зал, побуждает зрителя к взаимодействию: здесь хочется прыгать, бегать, лежать, что посетители с удовольствием и делают; причем перспективный вид инсталляции полностью меняется в зависимости от высоты зрительского ракурса. Автору удалось вложить сюда целый ряд культурных кодов — от экологии до восхищения пейзажами ее родной Бразилии — страны красного чернозема, а также сыграть со зрителем в жилище, в котором волшебным образом застыл развернутый в воздухе ковер и стала явной скрытая сторона вещей.

«Столетие» — вторая работа художницы, созданная совместно с кинематографистом Тиаго Мата Мачадо. Этот фильм — привычная для Синтии работа с цикличностью и симметрией. Видим огражденный промышленный двор — возможно, часть стройки, — на который с нарастающей интенсивностью начинают сыпаться строительные материалы, инструменты, разные вещи, а потом этот взрыв деструкции видим с противоположного ракурса, будто в отражении. Пересечение дает странный эффект: получаем такую антистройку, которая повторяется дважды, и эта симметрия в целом напоминает раскачивание визуального маятника, которое придает всему фильму внутреннюю композиционную красоту.

Сама Синтия так комментирует свои работы: «Ландшафты в моем творчестве, особенно в последнее время, начинают олицетворять идею разрушения, сбора остатков, лома. Они также являются ландшафтами культуры, ее границами и барьерами, или, поскольку они становятся ландшафтами, это становится границей между природой и культурой. Сборка может также часто рассматриваться как признак времени... Для меня «Столетие» — это образ разборки эпохи, образ ее разрушения. В этом диалоге/конфронтации с Тиаго я, как правило, измеряю пределы беспорядка творения, наши работы уже менее контролируемые — это свобода сотрудничества».

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ