В номере «Дня» от 25 октября 2011 года был напечатан материал «Заповедник «позавчерашних» памятников», в котором речь шла о намерении определенных политических сил в г. Луганске, представленных депутатом областного совета Арсеном Клинчаевым, установить в городе памятник императрице Екатерине II.
Следует сказать, что эта публикация вызвала большой резонанс среди читателей русскоязычных изданий. Оставляя вне поля зрения откровенно шовинистские «писания» наподобие «деревенька Каменный Брод», «Какие земли Украины??? Тогда этой территории и в помине не было!!!», подаем два наиболее интересных, по нашему мнению, отзыва читателей российского издания inosmi.ru. «По-видимому, лучшая из самодержцев. Обеспечила расцвет России и ее почетное место в Европе. Россия в период царствования Екатерины II — это США времен Рейгана, с той разницей, что это длилось десятилетия», — в этом есть доля правды, но что позитивного в политике императрицы для Украины в целом или для Луганска в частности? «Золотой век имперского абсолютизма» запятнан как минимум ликвидацией Запорожской Сечи и юридического закрепощения крестьянства. «Наверное, из-за процветания и благополучия было одно из самых больших крестьянских восстаний во время ее правления», — комментируют читатели издания.
Наше же внимание привлекло высказывание А. Клинчаева из его более поздней пресс-конференции о том, что якобы минимум 20 богатых людей в Луганске готовы выделить средства для установления в городе памятника «матушке-царице».
Согласимся, тут есть, что обсудить. В чем причина такой внезапной «любви» луганских толстосумов к российской монархии?
КОММЕНТАРИИ
Сергей ГРАБОВСКИЙ, кандидат философских наук, журналист, политолог, историк:
— Во-первых, следует сказать, что Украина — единственная страна в мире, где существенно занижают возраст городов. Имею в виду Одессу, Днепропетровск, Луганск, Севастополь. Парижане, например, не отказываются от периода своей истории, когда Париж назывался Лютецией. Но одесситы отказываются, в большинстве случаев, от истории города Хаджибей, которой несколько сот лет. Этот уникальный парадокс связан с тем, что сознание достаточно широких масс местных жителей, местной элиты продолжает быть мифологическим, это не по-европейски рациональное сознание. А в мифе изображается герой, основатель, который выстраивает этот мир едва не из небытия. Так, существует много имперских мифов, в которых фигурирует или Петр I, или Екатерина ІІ в роли героев-основателей, до появления которых никакой культуры и цивилизации на поприще нынешней Луганщины не было. Такое мифологическое сознание является очень опасным в наше время, потому что мешает народу укорениться в своей же собственной истории и не дает возможности рационально смотреть в будущее. В определенной форме трансформируемое сознание существовало еще при советской власти, когда все никак не могли определиться со счетом времени, когда постоянно переименовывали города, укореняли понятие, что тот или другой город основан с момента образования СССР. Правда, в то время это выглядело еще более пародийным и абсурдным, чем теперь. С развалом Союза эти схемы стали понемногу рассыпаться, но, как видим, мифологичность сознания продолжает функционировать. Невзирая на свои богатства, невзирая на спонсорские потуги по установке памятника Екатерине ІІ, по уровню знания истории эти люди живут несколько веков назад. Им можно только сочувствовать и надеяться, что в своем развитии они дойдут хотя бы до XIX века. Очевидно, им сложно понять, что мир устроен иначе, чем они его себе представляют. Нужно признать, что часть из них это понимает, но понимают они также и другое: местное население нужно держать на уровне племенного, донационального сознания, чтобы было легче руководить. К такому «управлению» следует отнести и их собственное обогащение, и откровенное нарушение законов государства, которое приводит к появлению очередного местного феодала.
Кирилл ГАЛУШКО, кандидат исторических наук, доцент, председатель Всеукраинского научного гуманитарного общества:
— Я, знаете, лично ничего не имею против Екатерины ІІ, поскольку делала она то, что и следует делать российской самодержице: унифицировала жизнь империи, покоряя сепаратистские окраины, договаривалась с их элитами, покупая их лояльность в обмен на привилегии, перестраивала инфраструктуру и экономику государства. Все, как нужно было. Но кому нужно? Российскому государству, интересы которого, как во времена самой Софии-Августы-Фредерики, так и сегодня, далеко не всегда совпадали с интересами украинцев. Конечно, с формальной точки зрения, она причастна к основанию той горной индустрии, на которой впоследствии поднялся город Луганск, но... Но не первой что-то полезное на будущей Луганщине сделала императрица, не первой. И считать ее основательницей Луганска является откровенным преувеличением. Ведь основали завод около поселка Каменный Брод (то есть там уже были люди), до этого там были запорожские паланки, а о Луганске как о чем-то большем, чем завод, мы знаем с 1821 года. То есть, здесь уже, по-видимому, нужно чествовать Александра I? Удивляют меня крайне оригинальные «исторические представления» инициатора чествования и борца за «чистоту истории» господина Арсена Клинчаева. Не противоречит ли его собственный странноватый тезис, что «нашему краю 6 тыс. лет» (что-то мне кажется, что твердь земная на просторах современной Луганщины имеет более древнее прошлое), той его мысли, что Екатерина здесь была «первой»? Так, может, лучше чествовать носителей степных культур бронзовых времен — хотя и они также не были «первыми луганчанами»? Может, лучше, прежде чем пылко отстаивать «искаженную оранжевой властью» историю, самому прочитать хоть какую-то книжку об истории родного края? И там такое неожиданное откроется. Но мы же знаем правдивую мотивацию глорификации Екатерины — что в Одессе, что в Луганске: доказать, что до вхождения в состав России у нас не было истории. Не было на месте Одессы Хаджибея, а на месте Севастополя — Ахтиара. Наша история началась лишь с приходом «старшего брата». Даже Львов у господина Клинчаева основал «русский князь», и понимаешь это так, как он это понимает: «российский». А откуда же тогда эти «западенцы» взялись? С неба упали?