Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Договор своевременный и нужный

27 октября, 2011 - 20:03
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. 19 ОКТЯБРЯ 2011 г. / ФОТО РЕЙТЕР

Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль любил говорить, что в Англии нет постоянных врагов или постоянных друзей, а есть только постоянные интересы. На самом деле и вечных интересов тоже, видимо, не бывает. Кроме, разве что, одного — развивать экономические связи в максимально широком диапазоне. Так было раньше. Так есть сейчас. Так будет всегда.

Эта наследственность четко прослеживается на примере того, как развивались отношения Украины с постсоветскими государствами на протяжении последних 20 лет. На разных этапах у нас были разные приоритеты, но интерес к свободной торговле с соседями по постсоветскому пространству — оставался неизменным. Причем со стороны всех четырех президентов и пятнадцати премьер-министров, руководивших страной.

Идея «цивилизованного развода» республик бывшего СССР заключалась не в том, чтобы отгородиться друг от друга каменной стеной. Она заключалась в том, чтобы «дружить домами», а не комнатами в коммунальной квартире. Поэтому идея свободной торговли со странами СНГ постоянно фигурировала в мыслях украинских политиков — как тех, кого называют прозападными, так и тех, кто искал оптимальную формулу развития Украины без разрушения взаимоотношений с Россией.

Для первых ЗСТ была максимальным (но экономически желаемым) потолком отношений с бывшими соседями. Для вторых — наиболее логическим путем реализации экономического потенциала государства. Начиная с 1994 года, когда свободная торговля стран СНГ была провозглашена (но так и не реализована), она оставалась невыполнимой задачей каждого правительства в Украине и желанием руководителей многих предприятий.

Шло время, менялись одни за другими правительства, президенты, парламенты, а договоренность о свободной торговле со странами Содружества оставалась лишь на бумаге. В первую очередь — поскольку не была ратифицирована Москвой. Сама идея отказа от торговых исключений и ограничений в отношениях с соседями скептически воспринималась многими в России, ведь означала отказ от принципа экономического давления на «близкое зарубежье».

Это с одной стороны. А с другой — проблема заключалась в том, что ЗСТ СНГ воспринималась новыми независимыми государствами как переход под российский зонт и игру по русским правилам. Вплоть до того, пока не появились правила и зонт, не вызывающие категорическое неприятие, — нормы ВТО.

Идея образования ЗСТ на основе норм ВТО сняла с проекта политическую окраску, а следовательно — и политические предостережения. Теперь шла речь не об экспансии влияния того или иного игрока, а об экспансии цивилизованных правил игры в экономике в целом и торговле в частности.

Результатом стала достигнутая в Санкт-Петербурге новая масштабная договоренность, работа над которой активно проводилась в последние несколько лет. Разработке Договора о зоне свободной торговли СНГ уделялось особое внимание правительствами практически всех стран Содружества. Активное участие в переговорном процессе принимала и Украина. Одним из основных требований нашей делегации на переговорах было соблюдение правил Всемирной торговой организации. Аналогичной позиции придерживались Армения, Киргизстан и Молдова, которые также являются членами этой организации.

Таким образом, документ создавался с учетом норм и правил ВТО, в том числе статьи XXIV Генерального соглашения о тарифах и торговле от 1994 года. А она, как известно, позволяет государствам-членам без ограничений заключать соглашения о свободной торговле со странами или отдельными таможенными территориями, основываясь на общепризнанных нормах международного права и нормах ВТО.

Другим важным с точки зрения интересов Украины элементом договора стал отказ от ухудшения существующих торговых режимов между государствами-участницами СНГ, то есть от внедрения новых ограничений во взаимной торговле. В документе, в частности, зафиксированы существующие на сегодняшний день исключения из режима свободной торговли и закреплена договоренность не расширять их перечень и не увеличивать ставку пошлин.

Какую же конкретную пользу санкт-петербургский договор принесет Украине? Для ответа на этот вопрос достаточно взглянуть на такие простые для понимания цифры. По подсчетам специалистов, наше государство может получить общее увеличение товарооборота со странами СНГ на 35%. Это будет означать рост производства в сфере сельского хозяйства за счет отмены нетарифных ограничений — на 4%, а в пищевой и легкой промышленности — на 3,5% и 3% соответственно.

Постепенная отмена экспортных пошлин будет способствовать росту металлургического производства на 3—4%, тогда как в машиностроении этот показатель будет составлять 4—7%, а в химической и нефтехимической промышленности — 5%. Для нашей экономики в целом новое соглашение будет означать прирост на уровне 3—3,5% объемов производства, а внутренний валовой продукт может увеличиться на 1,9—2,2%. При таких условиях Государственный бюджет Украины получит дополнительный ежегодный доход в объеме около 9,4 млрд грн.!

Приведенные данные являются всего лишь предварительными расчетами, которые, однако, имеют конкретную основу. Главное, что для нашего государства они означают перспективу существенного экономического укрепления, а для рядовых граждан — создание новых рабочих мест и повышение всеобщего, прежде всего материального, благосостояния. Сегодня эта перспектива стала как никогда досягаемой: для ее воплощения нужно сделать ряд шагов с целью вступления в силу договора, после чего — провести ряд дополнительных «технических» переговоров.

Приходится слышать мнения, что подписание Договора о Зоне свободной торговли СНГ помешает реализации евроинтеграционных стремлений Украины. Такие утверждения не имеют под собой реального обоснования. Напротив, возможность укрепить национальную экономику благодаря участию в ЗСТ СНГ является важной с точки зрения достижения Украиной стратегических целей европейской интеграции. Ведь в Евросоюзе нас никто не ждет как бедного родственника; нас там будут приветствовать лишь как страну, способную быть действенным фактором обеспечения всеобщего экономического благосостояния.

Недаром наши европейские партнеры уже заявили о том, что подписание Украиной указанного договора никоим образом не будет препятствовать заключению Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом, составной частью которого является создание Зоны свободной торговли между нашим государством и ЕС. Ведь, что важно особенно подчеркнуть, Зона свободной торговли СНГ не является таможенным союзом и не предполагает внедрения общего таможенного внешнего тарифа ее участниками.

ЗСТ со странами Содружества не способствует и не мешает интеграции Украины в ЕС. Это, как говорят, «яблоки и апельсины». Но она способствует другому. Во-первых, в кратковременном плане — лучшей готовности стран региона ко второй волне мирового финансового кризиса (прогнозы пока неутешительные). А во-вторых, в длительной перспективе она является шагом к единому экономическому пространству между Востоком и Западом европейского континента, в направлении которого уже сейчас мыслят в штаб-квартирах европейских и российских корпораций. А поскольку Украине выпало находиться между Востоком и Западом, то наша роль в этом плане есть и будет ключевой.

Экономические барьеры — это всегда признак слабости, капитуляции стратегического мышления перед краткосрочными рассуждениями. Однако в жестких реалиях современности это более, чем слабость.

Существующий барьер между энергетическим ресурсом Европы на Востоке и ее промышленным потенциалом на Западе — это экономический «гандикап», ухудшающий шансы европейского континента на успешную конкуренцию с другими частями света. С этой точки зрения отмена экономических барьеров в постсоветском пространстве является шагом к превращению европейской экономики в единый механизм, где, условно говоря, топливный бак не будет отделен от коробки передач.

Чтобы быть сильным в нынешнем конкурентном мире, нужно строить мосты, а не стены. И если в начале это будут мосты с близкими соседями — это естественно и логично.

Константин ГРИЩЕНКО, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ