Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Без белорусских тракторов — «труба»!

Сегодня белорусские заводы поставляют в Россию колесных тракторов в 100 раз больше, чем вся Россия их производит
28 сентября, 2011 - 20:53

«Коронный» аргумент российских проправительственных журналистов и штатных пропагандистов в отношении соседней Беларуси — грубое, открытое обвинение в «нахлебничестве». События, к сожалению, развиваются в таком направлении, что и украинские граждане вот-вот могут услышать в отношении себя нечто подобное. Обратимся же к фактам и увидим, в частности, как значительно возрос объем национального экспорта Республики Беларусь только за последние месяцы. При этом 40% его приходится на Россию, остальные 60% — на другие страны СНГ, Западную и Центральную Европу, Азию и Америку. Как видим, Россия является хотя и крупнейшим, но далеко не единственным потребителем белорусских товаров — будь то мясомолочные продукты или новейшая техника. А вот Беларусь, в свою очередь (несмотря на, казалось бы, несопоставимые с Российской Федерацией размеры), является ключевым поставщиком целого ряда жизненно необходимых для российской экономики товаров. Возьмем лишь один, но очень характерный пример.

Читатели «Дня», вероятно, знают, как восхваляют официальная пропаганда и высшее руководство успехи сельского хозяйства современной России! Хотя по валовому сбору зерна, на что постоянно указывают специалисты, «независимая» Россия до сих пор не достигла уровня РСФСР в составе Советского Союза, несмотря на то, что за 20 с лишним лет и уборочно-посевная техника шагнула далеко вперед. Так вот, о технике. Среди прочих «достижений» претендующей на «величие» и на право указывать своим соседям России — практически полное отсутствие в стране собственного производства малых колесных тракторов, незаменимых как в сельском хозяйстве, так и в сфере коммунального хозяйства.

В самом деле, не считать же «производством» всего 162 (!) машины, выпущенные на всю необъятную Россию за первое полугодие 2011-го крупнейшим из оставшихся в стране Владимирским моторотракторным заводом. И это при том, что текущая потребность страны в такой технике — минимум в 100 раз больше!

Давая оценку сложившейся ситуации, генеральный директор компании «Трактор» Василий Мороз на страницах газеты «Известия» четко ставит не допускающий никакого двойного толкования диагноз: «Колесного трактора у нас нет... Если вдруг закрыть поставки (по импорту. — О.Ч.), то наладить производство мы не сможем — объекта производства в России просто нет». Проще говоря, заводов-то нет, производить не на чем! Вот он, живой пример импортной зависимости у страны, которая разучилась делать что-либо, кроме как качать нефть и газ! В которой со времен развала Советского Союза не построено ни одного нового современного завода. Чем бы она убирала зерно с воронежских, донских и кубанских полей в августе и снег с улиц десятков крупных российских городов зимой? Чем, если бы не... возрастающие с каждым годом поставки тракторов из Беларуси?!

Да, речь идет именно об импорте из Республики Беларусь. И если в 2006 году в России было продано белорусских колесных тракторов на 500 млн. долларов, а в 2010 году — на 613 млн., то уже только за первое полугодие нынешнего года объем поставок универсальных колесных тракторов МТЗ-82 и МТЗ-1221 в нашу страну составил по стоимости 600 млн. долларов. В количественном отношении это более 17 тыс. тракторов, то есть в 100 с лишним раз больше, чем все производство аналогичных тракторов в России! Всего же белорусские заводы выпустили около 30 тыс. тракторов такого класса, находящих активное применение и в хозяйстве республики, и в экспортных поставках во многие страны мира.

Но дело даже не в количестве, а, прежде всего, в качестве такой техники. Ведь трактор — это не нефтяная вышка, качающая из земли подаренные матерью-природой блага, это сложная, постоянно обновляющаяся техника, результат труда ученых и конструкторов, рационализаторов и рабочих на конвейере. Дело еще и в конкурентоспособности, о чем очень любят говорить представители высшей российской власти, включая и правящий тандем. Так вот, средняя стоимость высококачественного МТЗ-82 — 600—620 тыс. рублей — означает, что это одновременно и самая дешевая модель подобного класса на рынке, она просто несопоставима со стоимостью схожих тракторов, которые, скажем, можно закупить в США или в Германии. Закупить-то можно, да только стоить это будет в разы дороже! Вряд ли такие «подарки» выдержит российская экономика!

И еще о конкурентоспособности белорусской продукции — теперь уже в сравнении с самой Россией. Уже упоминавшийся выше генеральный директор компании «Трактор» В. Мороз дает просто убийственную характеристику конкурентоспособности даже того малого производства тракторов, что существует в России. «Наши машины, — говорит он, — рядом не стояли с белорусскими — ни по надежности, ни по мощности».

Что же, здесь, пожалуй, можно и поставить точку. Факты неумолимы: сегодня без трактора, производимого в «маленькой» Беларуси, встанут и сельское хозяйство, и коммунальная сфера «большой» России. Как говорят в народе, наступит России полная «труба»! И помогут ли тогда ей нефть с газом и даже строящиеся в качестве давления на ближайших соседей новые трубопроводы — большой вопрос...

Олег ЧЕРКОВЕЦ, доктор экономических наук, Москва
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ