Донецкая художница Людмила Бекасова не любит говорить о себе очень много. Она говорит, что обо всем свидетельствуют ее картины, которые на сегодняшний день находятся во многих частных коллекциях в нашей стране и за ее пределами. Ее визитной карточкой можно назвать «Осенний трамвай», где изображен совсем не индустриальный, а романтический Донецк.
— Первая картина, которая сразу ассоциируется с вами, это «Осенний трамвай».
— Наверное, так оно и есть. Дело в том, что эта картина многим нравится. Потому что в ней присутствуют мажорные ностальгические нотки. А это всегда притягивает.
— К тому же это своеобразное разрушение стереотипов. Ведь на полотне Донецк изображен не как индустриальный город, а как очень красивый и исторический.
— Согласна. Ведь чаще всего город и донецкие пейзажи традиционно изображают на фоне терриконов. У меня много картин на донецкую тематику. Но все они выполнены в романтическом стиле. Это бульвар Пушкина с фонарями и влюбленными парочками, улочки осенние и дождливые, площади весенние и солнечные. Я люблю ходить пешком. Когда иду по городу, мне попадаются на глаза интересные сюжеты, которые, придя в мастерскую, я стараюсь сразу же изобразить, пока еще не прошло впечатление. Вот так же получилось и с желтым трамвайчиком.
— Вы одинаково успешно работаете в разных жанрах и стилях...
— Да, я пишу портреты и пейзажи, натюрморты и животных. Но самым любимым моим жанром является городской пейзаж. Я люблю путешествовать. Побывав в той или иной стране или городе, я обязательно оставляю свои впечатления на холсте. Большинство моих картин выполнено в стиле импрессионизма, в них я стараюсь уловить и запечатлеть прекрасное мгновение окружающего мира. Но также я работаю и в реалистической манере.
— А как вы можете охарактеризовать то, как вы пишите?
— Просто вхожу в состояние безусловной любви. Мое сознание работает тогда, когда я только начинаю картину, выдавливаю на палитру краски. Потом, входя в это состояние, рука сама пишет. Но еще сложность состоит в том, что когда ты разрастаешься в эфирном теле, можешь слышать, что происходит на первом этаже (мастерская художницы находится на пятом этаже. — Авт.). Поэтому я включаю музыку. Кстати, Донецк я писала в основном под рок. Это был Френк Дюваль, первый его концерт.
Кроме того, в последнее время я очень часто медитирую. Стараюсь осознавать каждый момент, быть здесь и сейчас. Я живу этим и радуюсь. Стараюсь радоваться. Бывает такое время, когда я отдыхаю и не пишу. Но все равно скучаю по живописи. И когда снова начинаешь писать, наступает состояние эйфории.
— Кроме живописи вы также занимаетесь художественной фотографией. Но ведь фотография и живопись — это разные виды искусства. Как вы их соотносите?
— Дело в том, что рисую я с двух лет, а фотографирую с семи. И то, и другое во мне прекрасно уживается. К тому же фотография очень помогает. Ведь с собой не носишь этюдник и краски, а фотоаппарат всегда под рукой. Мгновения прекрасного заката, прозрачная морская волна, многолюдная улочка — все это можно запечатлеть, а потом использовать в работе над картиной. Для меня не принципиально с чего работать — с натуры или с фотографии. Главное — мною увиденное осознанное впечатление.
— Если говорить о живописи в Донецке. Можно ли выделить отдельную «донецкую» школу живописи?
— Я не думаю, что сейчас можно выделить отдельную школу. Творчество художников Донецка является разноплановым и неповторимым, как и творчество многих других художников, живущих в Украине.
— У вас много работ находится в частных коллекциях, как в Украине, так и за рубежом. Не тяжело ли вам расставаться со своими картинами?
— Иногда. Но это быстро проходит, ведь, если честно, получаешь удовлетворение только тогда, когда картину замечают, восхищаются ею, тогда, когда она находит своего хозяина. Поэтому радует, когда каждая картина востребована.
— А бывает так, что вам не нравится картина?
— Скорей всего нет. Ведь я пишу только в позитивном настроении, а значит хоть один мазок, но удался.
— Может ли современный художник быть самодостаточным?
— Конечно. Все зависит от человека. Я думаю любой, кто без остатка отдается своей профессии, живет и дышит тем, чем он занимается, в конце концов, получает свое вознаграждение.
— Есть ли еще что-то в искусстве, что бы вам хотелось освоить?
— Я постоянно экспериментирую, ищу новые приемы в живописи. Постоянно нахожусь в творческом поиске. Поэтому я думаю, что впереди у меня еще много новых приятных открытий.
— Вы говорили, что любите путешествовать, но, тем не менее, преданы Донецку...
— Раньше я в Донецке видела все недостатки. А когда уезжаешь за границу, этого не замечаешь, смотришь как-то со стороны, а дома все воспринимается близко. Сейчас я стараюсь и здесь этого не замечать, но иногда, когда едешь в общественном транспорте, это сделать сложно... Вообще Донецк — это мой город, в котором я просыпаюсь, в котором я дышу (каким бы ни был этот воздух), здесь встает мое солнце, снег идет, дождь идет, прекрасные закаты...