Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Украинскому обществу необходимо воссоздать свою духовно-моральную основу

18 августа, 2011 - 19:21

Прошло уже более двадцати лет, как, казалось бы, вечный Советский Союз начал ускоренно двигаться к своему концу. Глубинные преобразования охватили основные стороны нашей жизни — экономику, политику, идеологию, культуру. Казалось бы — вон она, Мекка наших обществоведов, философов и других гуманитариев. Такой простор для творческого исследования идущих перемен!.. Обретя независимость, мы оказались перед объективной необходимостью кардинальным образом изменить свою систему государственной власти, которая сформировалась в чуждых и враждебных нам условиях сталинского режима. Но... Заканчиваются 20 лет независимости Украины, и для нас становится очевидно, что что-либо изменить при разрушенном состоянии нашей духовной сущности практически невозможно. Поэтому именно на ее восстановление, на десталинизацию украинского общественного сознания и должны сегодня быть направлены усилия украинских ученых-гуманитариев и в первую очередь философов.

«Что значит десталинизировать сознание?» — задается вопросом главный редактор «Дня» Лариса Ившина и отвечает: «Это поставить в центр интересы человека, а не государственных аппаратов и силовых структур. Ведь не может быть нормального государства, если разрушен человек» (Виктория Скуба «Ежедневно — на один шаг больше», «День», № 202-203 за 5-6 ноября 2010 года). Поэтому у автора этих строк не вызывает сомнения, что десталинизацию, то есть восстановление человека в Украине, и крайне необходимые нам «...очищение и перемены следует ожидать не раньше, чем изменится общественное сознание» (Мария Томак «Дело Лозинского» как метафора украинской действительности», «День», № 11 за 10 июля 2009 года). Вопрос лишь в том, как его изменить...

Нельзя обойти стороной вопрос о том, по какой методике шло «всеобщее и полное» освобождение от «оков» тоталитарного единомыслия, которое развернулось после развала СССР. Да и была ли она тогда вообще? «После получения Украиной независимости в 1991 году в государстве ... состоялась экономическая и политическая либерализация», которая «...без каких-либо планов радикального изменениях государственных институций привела к либерализации, то есть бесконтрольности этих государственных институций» (Вера Нанивская «Шесть украинских мифов», «День», № 237-238 за 24-25 декабря 2010 года). Не в этом ли кроется причина того, «...почему не сработал проект «национального строительства», украинская версия демократии 2000-х гг.» (Иван Капсамун «Нас вернули в посткоммунистический монархизм», «День», № 180 за 6 октября 2010 года)?

Нехитрые рассуждения подводят к естественному выводу о том, что либерализация — это совсем не то, что требовалось Украине с самого начала ее независимого существования. Но как найти те идейные принципы, которые обеспечат нам цивилизованное демократическое развитие, свободное конкурирование политических партий, строгое соблюдение основополагающих прав и свобод граждан и все то, что можно встретить в ведущих странах Запада?

У последних, конечно, есть чему поучиться, но стоит ли на эти государства во всем равняться? Ведь они не прошли те муки и испытания, которые достались народу Украины в ХХ веке. А раз так, то горький исторический опыт делает нас намного более передовыми, чем они. Нам просто следует отбросить мысль о своей неполноценности, убогости и отсталости. Пора самим стать творцами своего будущего. Для начала, очевидно, следует сформулировать задачу, которой автор придал бы следующий вид.

Необходимо создать универсальную морально-духовную основу украинского общества, которая:

а) как стратегический ориентир выполняла бы функцию идейного проводника в экономической, политической, социальной и культурной областях государственной жизни, являлась бы источником вдохновения и оптимизма граждан страны, стимулом их творческого и производительного труда, вызывала бы у них чувство высокого гражданского долга и патриотизма;

б) была бы лишена всех недостатков как господствовавшего в СССР коммунистического единомыслия (сталинизма), так и современного либерализма; исключала бы любые проявления авторитаризма и деспотии, а также укрепляла государственный строй на основе всеобщего равенства и социально-экономической справедливости;

в) эффективно поддерживала бы в Украине ее демократические институты, утверждала незыблемость плюрализма мнений и убеждений, была бы нацелена на защиту и строгое соблюдение прав и свобод граждан, а также стала бы идейной базой многопартийной системы страны и подпитывала своими положениями все многоцветное идеологическое многообразие отечественной политсреды.

Естественен вопрос: возможно ли обретение нами такой универсальной морально-духовной основы, которая соответствовала бы всем перечисленным условиям? Да, это вполне реально, но она сама по себе не появится. Для этого требуется решительно отбросить еще сковывающие наше мышление рамки заблуждений и предрассудков и создать ее, применив для этого методологию мирного восстания (Сергей Грабовский «Вопросы и ответы: субъективный взгляд на объективные вещи», «День», № 41 от 11 марта 2011 года).

Результат преобразований в украинском общественном сознании не заставит себя долго ждать. Так, «массовое мирное восстание», о котором сказал Сергей Грабовский, несомненно обретет при этом полноценное идейное обеспечение, будет достаточно хорошо организовано и проведено без кровавых противостояний. Найдя, наконец, единственный путь к истине, о котором еще в ХVIII веке говорил Жан-Жак Руссо, мы добьемся того, чтобы революционные социально-экономические и политические процессы в Украине обрели общественную управляемость не на словах, а на деле.

Валентин КРИВЧЕНКО, Харьков
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ