Летняя школа журналистики «Дня» всегда предлагает участникам всю палитру журналистских возможностей. Поэтому для тех, кто мечтает о работе на ТВ или просто стремится сориентироваться в мире телепроизводства, редакция всегда организует посещение телеканалов.
Так, в рамках обучения по приглашению журналистки «UA:Крым» Ларисы Волошиной (интервью с ней читайте в одном из следующих выпусков «Дня») мы посетили телецентр «Карандаш».
ЛЮДИ, КОТОРЫХ ОБЪЕДИНЯЕТ ЛЮБОВЬ К ЖУРНАЛИСТИКЕ
Пани Лариса провела нас в редакцию «UA:Крым» и рассказала об особенностях штата и цели программы. Важным является стремление привести вещание «UA:Крым» к такому соотношению: 40% - украинский язык, 40% - крымскотатарский и 20% - русский. В нынешнюю редакцию программа переехала недавно, однако работа идет вна всю мощь. В момент, когда мы заходим, штат активно работает: кто-то мониторит другие СМИ, социальные сети, кто-то редактирует текст, рядом в уединенной комнате происходит плановое совещание.
Оказывается, большинство журналистов, которые являются ведущими, сами снимают сюжеты. Сотрудники редакции - люди разных поколений, из разных городов, которых объединяет любовь к журналистике и стремление донести правдивую информацию не только гражданам Украины, но и населению временно оккупированного Крыма, находящемуся в информационной изоляции.
Далее нас повели на экскурсию в музей телевидения «UA:Першого», где мы увидели эволюцию телеприемников, камер. Произошел даже курьез: двое наших участниц смогли порвать кинопленку, что никому не удавалось до этого момента сделать. Экскурсовод Дарья рассказала об истории становления «UA:Перший». Сначала офис находился не на Мельникова, а на Крещатике. Проект современного «Карандаша» был утвержден еще в 1983 году, однако окончательно сотрудники переехали на современное место лишь в 1992 году. Мы имели возможность осмотреть макет здания, которое до сих пор не достроено. Многие детали, в том числе ресторан на крыше, до сих пор, к сожалению, не реализован.
КТО МОГ БЫТЬ ОБЩЕСТВЕННЫМ ИНФОРМАТОРОМ
«Летнешкольницы» пересмотрели одежду и игрушки, с которыми выходил в эфир Дед Панас. Это так прекрасно, будучи взрослыми людьми, окунуться в детство! На стенах музея - красивые рисунки с изображением сказочных мотивов. «Школьницы» поинтересовались их происхождением у экскурсовода. Оказывается, это - иллюстрации «Вечерних сказок» с дедом Панасом, потому что каждый выпуск для точного представления и воспроизведения должен был содержать ориентировочно 20 подобных изображений, которые формировали и демонстрировали общий сюжет.
Также в музее есть специальная комната с красным освещением, где размещены не только телевизионный приемник КВН-49, но и портреты первых телеведущих советского УКТ. К слову, всего таких приемников на территории Украины было только 622, поэтому те, кто ими владели, были состоятельными людьми. Эти люди становились общественными информаторами, так как распространяли новости среди друзей, соседей, знакомых. Именно такой телевизор становился поводом для посещения, поскольку окружение стремилось посмотреть передачу, которая выходила из единственного канала - Украинского киевского телевидения (УКТ).
1950 стали периодом появления первых дикторов. Это были Новелла Серапионова, Ольга Даниленко, Елена Николаева, которые пришли на телевидение с радио и имели безупречную дикцию и голос. У них часто возникали споры о том, кто же был первым. Телевизионщики дают почетное первое место именно Новелле Серапионовой. Этих женщин обожал народ, они были эталонами моды, им присылали письма, благодарили за проделанную работу. Однако труд тележурналиста требовала в то время соблюдения ряда требований: запрещалось давать интервью, появляться в кадре с обнаженными плечами... Таким образом, эти женщины должны были принести своеобразную плату за признание и любовь. Снимал этих дикторов выдающийся оператор Юрий Федоров.
ПРИНЦИПЫ СЪЕМКИ ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ
Завершающим этапом дня на «Общественном» стал поход на запись самой телепередачи и созерцание съемочного процесса за кадром. В операторской комнате открываются тайны процесса съемки, за которым «школьницы» с восторгом наблюдали. Оказывается, именно с помощью микрофонов, которые присоединены к ведущей, с ней держат связь люди, которые отвечают за съемки той или иной программы.
Сама операторская комната оборудована большим количеством мониторов, которые показывают отображения с нескольких камер; разнообразными пультами управления, разобраться с которыми на первый взгляд довольно трудно. Именно из этого помещения можно управлять текстом, который читает тележурналист. А некоторым участниками ЛШЖ даже удалось побывать на прямом эфире, о чем они охотно делятся впечатлениями.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ
«СЮДА НЕПРЕМЕННО ХОЧЕТСЯ ВЕРНУТЬСЯ»
Ирина ПИЦЬ, Каменец-Подольский национальный университет имени Ивана Огиенко
- Быть школьницей в ЛШЖ – означает познавать интересных людей и перенимать у них опыт. Исключением не стала вторая неделя пребывания в ЛШЖ.
Во вторник мы попали в мир телевидения и увидели воочию, как происходит творческий процесс по ту сторону экрана. Уверенность, выдержка, мастерство - качества, которыми наделена команда телецентра. Впечатления переполняли, а побыть на площадке телеканала хотелось как можно дольше. Поэтому с уверенностью могу сказать, что сюда непременно хочется вернуться и создать собственный проект и воплотить его в жизнь.
«Всегда быть в гуще информационных событий, не бояться спрашивать, а также всегда совершенствоваться» - такими словами-установками обратилась к нам журналистка Лариса Волошина. Это человек, который действительно обеспокоен судьбой оккупированного Крыма и войной на востоке Украины. В ее словах чувствуется тоска по дому и неудержимое желание сделать все возможное для того, чтобы его вернуть. Такие профессионалы, как пани Лариса, у которой за плечами большой жизненный опыт, дают мотивацию и жажду молодым и еще неопытным журналистам двигаться вперед и становиться лучшими в своей будущей профессии.
«ПРИКОСНУТЬСЯ К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ УКРАИНСКОГО ТЕЛЕПРОИЗВОДСТВА»
Ольга КРЫСА, Львовский национальный университет имени Ивана Франко:
- Всегда хотела заглянуть за кулисы телевидения. Сегодня желание соединилось с возможностью. Нам удалось не просто посмотреть на редакцию и побывать в студии Общественного вещания, а воочию увидеть, как и кем создаются программы, в частности «UA:Крым». Более того, пообщаться с ведущей - Ларисой Волошиной. Разговор оказался интересным, так как говорили о важном и актуальном: Крыме, вопросе переселенцев, заключенных Кремля, роли и задачах медиа в освещении этих событий и формировании элиты в стране. А еще о стандартах журналистики, важности их правильной трактовки и беспрекословного соблюдения. Ну и, конечно, поразил «Музей телевидения» - возможность прикоснуться и почувствовать историю создания украинского телепроизводства.
«СПАСИБО ЗА ЭТИ РАЗНООБРАЗНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ»
Владислава ШЕВЧЕНКО, Национальный университет «Киево-Могилянская академия»:
- Общественное телевидение - это затаенное дыхание, когда ты впервые попадаешь в «Карандаш», который сначала напомнил мне железнодорожный вокзал. Место, благодаря которому ты можешь попасть в любой уголок Земли. На съемках новостей за 10 минут ты объезжаешь всю нашу планету. Среди софитов развлекательных программ забываешь обо всем на свете и попадаешь в сказку, где нет никаких проблем. Во время политических и исторических передач тебе напоминают, насколько важно осознавать себя гражданином своей страны.
Это что-то невероятное, ведь профессия журналиста - как актера. Вы постоянно находитесь в разных ситуациях и можете попробовать себя.
Спасибо за эти разнообразные возможности газете «День»!
Летняя школа журналистики проходит при поддержке Центра информации и документации НАТО в Украине