Эдвард Козак, творческий псевдоним Эко (1902 — 1992) — не просто легенда украинской культуры межвоенного Львова и диаспоры, но и дальнейший спутник исторической движения нации. Его голос не стал ослабевать, а оружие — карикатурный жанр графики — не теряет остроты. Актуализируются произведения Эдварда Козака даже 80-летней давность, а некоторые его оценки политических событий в мире 1950—1980-х годов словно подсмотрены из современности. Больше всего это касается политики Москвы в отношении Украины. На эту тематику выдающийся художник создал много сотен карикатур в редактируемом им самим сатирическо-юмористическом журнале «Лис Микита» — выдающемся интеллектуальном памятнике украинского зарубежья (выходил в Детройте, США на протяжении 1951—1991 гг.). Поведение милитарно озабоченного северного соседа в Украине и всем мире в 2014—2018 годах в деталях, на широкой психологической палитре, расписана в многочисленных рисунках Эко на темы мировой истории предыдущих десятилетий.
«В России ничего не изменилось» утверждает Э. Козак рисунком для обложки журнала за сентябрь 1957 года, цитируя «старую революционную песню»: «Царь Николай издал манифест. Мертвых — на свободу, живых — под арест». Художник четко подмечает преемственность действий репрессивной машины Московщины после смерти Сталина. «Долой Сталина! Пусть живут его соратники!» — рисунком для мартовского номера журнала за 1956 год карикатурист показывает извечное свойство преемника тирании кремлевской рати в еще другой образно-смысловой редакции. «Советскую концепцию мира» Эдвард Козак подает через аллегорию многоголового змея, из ядовитой пасти которого раздается ложный клич: «Мы за мировое сотрудничество!» (октябрь, 1959 года). На этой же странице другой рисунок: «Идите, идите, мы вас тоже освободим от иностранного империализма...» («СССР / USSR лагерь «Семья народов»)» — непосредственная параллель с сирийской и другими «освободительными» кампаниями современного руководства России.
ЭДВАРД КОЗАК. «ДАЛОЙ СТАЛИНА! ДА ЗДРАВСТВУЮТ ЕГО СОРАТНИКИ!». МАРТ 1956 Г.
«Не стони! Этому всему виной они, американцы!» — заявляет мордастый советский военный, закручивая гайки пресса с фигурой конвульсирующего мужчины (май 1960 года).
«Мы против колониализма!» — шумит подобный человечище с атрибутикой «страны советов», угрожая ножом поваленной на землю украинской девушке, аллегории Украины (январь 1962 года).
С окровавленными руками, в координации с сатаной, один из кремлевских вождей Хрущев кричит: «Бог мне свидетель, что у меня чистые руки и чистая совесть» (тема «Заявление нечистого», май 1960 года).
ЭДВАРД КОЗАК. «НЕ СТОНИ! В ЭТОМ ВСЕМ ВИНОВАТЫ ОНИ, АМЕРИКАНЦЫ!». МАЙ 1960 Г.
Одной из лучших карикатур Эка этого времени является рисунок «Именно на мою меру!..» (ноябрь 1961 года), в которой тот же Хрущев примеряется к гробу Сталина. Рядом — гроб с Лениным, что семантически передает идею правопреемственности ленино-сталинских традиций тирании в политике московского Кремля. И здесь гениальный Эко проявил свою дальновидность относительно самой природы вождизма в тоталитарной власти: каждый преемник Ленина-Сталина будет примерять свою собственную персону к этому формату «клуба» политических трупов московской империи. И как бы в противовес этой сатирическо-осудительной интонации рисунок к обложке «Лиса Микити» за ноябрь 1961 года с гиперболизированным изображением твердой фигуры Украинского сечевого стрельца и карликовых московитов в латаной большевистской форме со своим «камандиром», который в истерической манере беспомощно кричит: «Сколько лет его расстреливаете, а он — все еще жив!!!».
Козак — как автор-карикатурист, выдающийся украинский интеллектуал и как сборный национальный образ — ставит восклицательные точки в историческое противостояние с кремлевскими выродками, во утверждение победы добра над злом, силы света над силами тьмы.