Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Искусство, объединяющее нации

В Национальной музыкальной академии Украины празднично отметили 25-летие создания Киевского Вагнеровского общества

Киевское общество входит в Международную ассоциацию Вагнеровских объединений. По этому случаю состоялись презентация книги «Наш Вагнер» и большой концерт-посвящение, в котором приняли участие друзья общества и стипендиаты Международного фонда Рихарда Вагнера. Газета «День» информационно всегда поддерживала деятельность общества. Поэтому поздравляем всех причастных с него 25-летием!

УНИКАЛЬНЫЙ ТЕАТР

История Вагнеровских объединений началась еще при жизни композитора и связана со строи-тельством в 1872—1876 годах оперного театра в баварском местечке Байройте. Сооружение зда-ния, которое отвечало бы революционным оперным новациям Рихарда Вагнера, требовало безумных средств. Денег, которые вложил пылкий сторонник композитора и его творчества ба-варский король Людвиг ІІ, явно не хватало. Тогда к грандиозному проекту приобщились друзья и поклонники Вагнера, создав для этого Вагнеровское общество. Его основателями стали известный пианист-виртуоз Карл Таузиг и жена прусского министра Шляйница.

При содействии всех причастных уникальный театр открылся в 1876 году премьерой тетралогии «Кольцо нибелунга». На примечательное событие прибыли коронованные лица, высокие чиновники и выдающиеся фигуры, среди которых были Фридрих Ницше, Ференц Лист, Эдвард Григ, Петр Чайковский, который назвал Wagnerfest «одним из наивысших событий в истории искусства». С тех пор и берет начало самый престижный оперный фестиваль мира. В канун открытия чудесного театра началось международное движение по созданию объединений вокруг музыки композитора. Тогда же, по инициативе Вагнера был основан стипендиальный фонд для молодежи, которая имела бы возможность бесплатно посещать в его театре «торжественные сценические спектакли» (так он называл постановки своих опер). С тех пор и поныне члены вагнеровских обществ получают бесплатные билеты на ежегодное «оперное паломничество» Байройте.

КРУЖОК ЛЮБИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ ВАГНЕРА

На поприщах прежнего СССР первое Вагнеровское объединение («кружок любителей музыки Вагнера», впоследствии переименованный в общество) возникло в 1923 году в Петрограде, но уже в 1930-м под безумным давлением «пролетарской идеологии» его ликвидировали. «Марксизм неприменим к Вагнеру» — именно такое заглавие имела статья в газете «Смена», которая содержала тотальную критику и заодно требовала запретить исполнение духовной музыки Генделя, Баха.

КИЕВ, ЛЬВОВ, ХАРЬКОВ...

К международному «вагнеризму» Украина приобщилась в шестидесятых годах прошлого века. В ноябре 1966-го начало деятельность Киевское Вагнеровское общество, которое стало третьим после Львова и Харькова и 106-м на вагнеровской карте мира. Идея его создания принадлежит известному украинскому музыковеду, активной деятельнице оперного искусства, профессору НМАУ Марине Черкашиной-Губаренко. Осуществить свою мечту ей помогла глава восточного направления международного Вагнеровского общества, бывшая харьковчанка Марина Бааг. С присущим профессиональным и пассионарным отношением к любимому делу Марина Романовна объединила поклонников Вагнера со всего Киева. Прибежище для проведения работы общества предоставил известный для всех горожан Дом ученых Национальной академии наук Украины. Трижды в год общество устраивает здесь благотворительные концерты — ко дню рождения (22 мая) и смерти (13 февраля) композитора, а также в канун рождественского праздника.

На протяжении 25 лет ежемесячно собираются люди разных профессий и разного возраста, чтобы услышать рассказы о творчестве Вагнера, о выдающихся певцах и дирижерах, о новинках оперных постановок и фестивалей. На одном из таких собраний узнали сенсационное сообщение о том, что Рихард Вагнер должен был приехать в феврале 1864-го в Киев и дать несколько концертов. Композитор наметил себе маршрут по Черному морю в Одессу, откуда должен был добраться до Киева и даже приобрел для путешествия шубу. Но король Баварии изменил планы, предложив Вагнеру оплатить все его долги и завершить начатые произведения.

С начала основания Киевское общество направило деятельность на привлечение, в первую оче-редь, молодежи. За годы его существования в Украине даже появился вагнеровское научное и творческое направление, к которому приобщились студенты и аспиранты — музыковеды, композиторы, певцы, пианисты, скрипачи. Благодаря международному вагнеровском стипендиальному фонду, 39 представителям Украины посчастливилось (по два ежегодно) присутствовать на оперном «священнодействии» в Байройте. Среди них солисты Национальной оперы Украины Анжелина Швачка и Дмитрий Агеев, композиторы Виталий Кияница и Алексей Войтенко, пианисты Максим Забара и Павел Лисий, музыковеды Яна Иваницкая и Дмитрий Полячек. Некоторые из них имели честь пообщаться с Вольфгангом Вагнером — внуком композитора и правнуком Ференца Листа (женой Рихарда Вагнера была дочка Листа Козима Вагнер). Возможность посетить Байройтский фестиваль каждое лето предоставляется 250 стипендиатам, право на это имеют также члены вагнеровских обществ. Другие же 45 тысяч меломанов, отправляя ежегодно почтовый заказ, ожидают желанных, уже оплаченных билетов... до 10 лет (!).

Обо всем этом и многом другом можно узнать из только что опубликованной книги «Наш Вагнер», которая стала научно-творческим следствием «карантинного» существования Киевского общества (одна из статей даже имеет название «Вагнер на карантине»). Роскошное, богато иллюстрированное двуязычное издание содержит летопись его деятельности, научные исследования, воспоминания и поэзию членов и друзей общества, сведения о стипендиатах и авторах статей. Книга вышла, благодаря материальной и творческой поддержке самого «молодого» (с 2020-го года) «киевского вагнериста» Вячеслава Власова. Пылкий сторонник творчества Рихарда Вагнера, Вячеслав Власов по специальности юрист, специалист по международному налоговому праву. Как сознался господин Власов, «его роман с Рихардом Вагнером начался в 13-летнем возрасте с оперы «Лоэнгрин». Таких «немузыкантов» по профессии, но музыкантов по призванию в вагнеровских обществах очень много. К ним принадлежит и экономист Тимур Довгаль, который написал о «Непостижимой Джесси Норман» статью, которой могут позавидовать опытные музыковеды.

ОТ БАРОККО ДО САМЫХ СОВРЕМЕННЫХ МЕЛОДИЙ

Теплое, камерное общение во время презентации книги продолжилось музыкальным посвяще-нием. В исполнении стипендиатов и постоянных друзей общества звучали произведения Рихарда Вагнера, Ференца Листа, Петра Чайковского, Сергея Рахманинова, Клода Дебюсси, Иоганна Себастьяна Баха, Генри Перселла и Димитриса Капсоменса. Ведь творческая деятельность Киевского общества охватывает музыку от барокко до самых современных ее образцов. В этом, возможно, и есть его «сверхзадача» — через Вагнера, через музыку и театр находить и объединять людей разных поколений и профессий, предоставляя им радость общения с искусством. Этим общество поддерживает убеждение немецкого гения, что само искусство должно объединять нацию.

...Впервые оперные арии Рихарда Вагнера в Киеве (1874) пел отец выдающегося композитора Игоря Стравинского Федор Стравинский, а в 1882 году состоялась премьера вагнеровской оперы «Тангейзер», обновленной в 1889 на сцене Киевского городского театра (в настоящее время на его месте Национальная опера Украины). Впоследствии к «Тангейзеру» добавились «Лоэнгрин» (1890) и «Летучий голландец» (1892). Тогда на сцене Киевской оперы посезонно господствовали герои «Летучего голландца», «Валькирии» и «Зигфрида», «Лоэнгрина», «Нюрнбергских мастер-зингеров» (премьера этой оперы состоялась в 1926-м). После почти семидесятилетнего перерыва на сцене Национальной оперы ненадолго появился легендарный рыцарь «Лоэнгрин» (1994). Киевскую оперную биографию Вагнера замечательно раскрыл в упомянутой книге Вячеслав Власов. Как показал концерт и вся 25-летняя деятельность Киевского общества, есть все возможности осуществить заветную мечту музыкантов и всех меломанов — услышать оперы Рихарда Вагнера не только в записях, но и на сцене украинских оперных театров!

P.S.

В 1951 году на сцену Байройтского театра вышла выдающаяся украинская певица Ира Маланюк, которая стала признанной «вагнеровской» примадонной. Для Байройтского фестиваля 2021 года избрана украинская маэстро Оксана Лынив, которая будет первой женщиной-дирижером за все 145 лет его существование!

Леся ОЛЕЙНИК, искусствовед. Фото Руслана КАНЮКИ, «День»

«День» у Facebook, , Google+

Новини партнерів