Напомним, январь 2019 года Музей Киева встретил, гордясь масштабной выставкой Анатолия Криволапа «У цьому полі синьому». Ключевым образом выставки, названной строкой стихотворения Василя Стуса, был Конь и Пейзаж. Там художник поведал, как возник этот образ, как он развивался в течение десяти лет, воплощаясь в монохромных полотнах разного цвета — от черного до белого и золотого. При всем народе попрощался с этой серией, поблагодарив ее за опыт, находки и неплохой доход.
В июне в муниципальной галерее «Лавра» состоялся экспонируемый арт-проект «Украинская идентификация. Анатолий Криволап, Игорь Ступаченко. Росписи церкви Покрова Пресвятой Богородицы» (об этом писал «День»). В экспозиции были представлены живописные композиции на библейские темы для новопостроенной на меценатские средства Богдана Батруха церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Липовка Макаровского района Киевской области. Композиции, созданные этими художниками, продемонстрировали, что точки соприкоснования современного актуального и традиционного религиозного искусства реальные и даже поражающие. В этом они достойно стали в ряд тех знаковых европейских художников, кто также сумел это сделать проницательно, считаясь с традициями, проникаясь существующими канонами и находя необычные, созвучные времени акценты. Среди них мы помним Анри Матиса с его капеллой Розариа в Ванси, Марка Ротка с живописным выражением на полотнах для часовни в Хьюстоне, витражные окна Марка Шагала в готической церкви Фраумюнстера, часовню в городе Беррлез-Альп возле Ниццы Александра Дубовика и его же витражи в Ново-Апостольской церкви в Киеве... Отказ от светотеневых градаций дал возможность достичь акцентированно эмоциональной выразительности горячих, почти радиоактивных цветов Анатолия Криволапа, истекание их в пространство, насыщая окружающую среду почти экстатическим напряжением, настраивая тем самым зрителя на высокий лад.
7 ноября открылась выставка «Артефакты 80-х» в Галерее «Карась». Когда художник делал экспозицию, то размышлял вслух о том, что этой выставкой придумал сделать такую визуальную паузу, точнее снизить регистр звучания как мессиджа своей живописи, так и его масштабов. Оглянулся на давние, никому не демонстрируемые работы. Те, в которых глубина погружения в цвет, его природу, структуру, дыхание «презирают», игнорируют привычное для живописцев стремление общения со зрителем. Зато представлены работы, где есть напряженный, вдумчивый разговор художника с... артефактом в который превращается полотно, нагруженное красками и мыслями. Полотно становится похожим на палимпсест, где каждый слой, который проглядывает и светится из-под следующего, — определенный диалог художника и цвета, добытого из краски, ее мазка, фактуры или лисирования. Тогда, в 1980-х, художник страстно и придирчиво изучал краски и цвета — в частности коричневые, приручал красные, фиолетовые, приноравливался к непостижимым желтым. Тогда не хотел эффектных выражений. Не нес никому откровений, кроме, конечно, себя. Это была лабораторная работа, почти научные исследования. И теперь эти небольшие и необычно неяркие, с первого взгляда даже невыразительные полотна удивляли, останавливая и властно вынуждая зрителя общаться с собой. Причем, первое слово — за удивленным зрителем. Это именно он, ослепленный другими, более поздними полотнами художника, полуразочаровано спрашивает у полотна: «Ну что там в тебе, почему автор тебя демонстрирует, в чем секрет?» А секрет заключается в отчаянном восторге живописца, который заводил страстные романы с цветами, пробовал нестандартные соединения, ища глубину и в конечном итоге ее демонстрируя.
Полотна раскрывались зрителям — медленно, даже словно неторопливо, словно испытывая на выносливость и любознательность. Впрочем, по-настоящему заинтересованные или любознательные всегда бывают награждены, довольные определенным проникновением в сердцевину и тайны творчества художника периода его неколебимого становления. Эта экспозиция будто давала возможность заглянуть в сокровищницу, где сохраняются первые драгоценные артефакты. Наверное, Анатолию Криволапу непросто было отважиться на такой шаг откровения и даже своеобразного обнажения. Это делает художника уязвимым и в то же время сильным.
И вот открылся вернисаж «Анатолий Криволап. Пейзаж малого формата. Диалог на расстоянии 100 лет» в галерее «Триптих Арт». Маленькие, а как для Криволапа, так просто миниатюрные картины, нарядно взятые в оправу красивых рам. Автор, немного иронизируя, назвал их «гламурными». Художник объяснил свой замысел так: представленные картины являются творческим умозрительным диалогом с творчеством выдающихся украинских коллег-пейзажистов из позапрошлого века, чьи работы хранятся в Национальном художественном музее Украины. В частности, разговор ведется с Петром Левченко, Иваном Похитоновым, Сергеем Васильковским, Владимиром Орловским. Казалось бы, ну что может быть общего?! Но всматриваясь в картины, легко угадываешь живописного визави художника и в то же время не имеешь сомнения в авторстве собственно Анатолия Криволапа.
«Мир для меня — повод для живописи, цель бытия — живопись, а жизнь — время для живописи и больше ни для чего...» — говорит художник. И в этом выражена вся глубина и мощь его страстной натуры.