Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Мир – как повод для живописи...»

О творческом годе Анатолия Криволапа сквозь призму персональных выставок

Напомним, январь 2019 года  Музей Киева встретил, гордясь масштабной выставкой Анатолия Криволапа  «У цьому полі синьому». Ключевым образом выставки, названной строкой стихотворения Василя Стуса, был Конь и Пейзаж. Там художник поведал, как возник этот образ, как он развивался в течение десяти лет, воплощаясь в монохромных полотнах разного цвета — от черного до белого и золотого. При всем народе попрощался с этой серией, поблагодарив ее за опыт, находки и неплохой доход.

В июне в муниципальной галерее «Лавра» состоялся экспонируемый арт-проект «Украинская идентификация. Анатолий Криволап, Игорь Ступаченко. Росписи церкви Покрова Пресвятой Богородицы» (об этом писал «День»). В экспозиции были представлены живописные композиции на библейские темы для новопостроенной на меценатские средства Богдана Батруха церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Липовка Макаровского района Киевской области. Композиции, созданные этими художниками, продемонстрировали, что точки соприкоснования современного актуального и традиционного религиозного искусства реальные и даже поражающие. В этом они достойно стали в ряд тех знаковых европейских художников, кто также сумел это сделать проницательно, считаясь с традициями, проникаясь существующими канонами и находя необычные, созвучные времени акценты. Среди них мы помним Анри Матиса с его капеллой Розариа в Ванси, Марка Ротка с живописным выражением на полотнах для часовни в Хьюстоне, витражные окна Марка Шагала в готической церкви Фраумюнстера, часовню в городе Беррлез-Альп возле Ниццы Александра Дубовика и его же витражи в Ново-Апостольской церкви в Киеве... Отказ от светотеневых градаций дал возможность достичь акцентированно эмоциональной выразительности горячих, почти радиоактивных цветов Анатолия Криволапа, истекание их в пространство, насыщая окружающую среду почти экстатическим напряжением, настраивая тем самым зрителя на высокий лад.

7 ноября открылась выставка «Артефакты 80-х» в Галерее «Карась». Когда художник делал экспозицию, то размышлял вслух о том, что этой выставкой придумал сделать такую визуальную паузу, точнее снизить регистр звучания как мессиджа своей живописи, так и его масштабов. Оглянулся на давние, никому не демонстрируемые работы. Те, в которых глубина погружения в цвет, его природу, структуру, дыхание «презирают», игнорируют привычное для живописцев стремление общения со зрителем. Зато представлены работы, где есть напряженный, вдумчивый  разговор художника с... артефактом в который превращается полотно, нагруженное красками и мыслями. Полотно становится похожим на палимпсест, где каждый слой, который проглядывает и светится из-под следующего, — определенный диалог художника и цвета, добытого из краски, ее мазка, фактуры или лисирования. Тогда, в 1980-х, художник страстно и придирчиво изучал краски и цвета — в частности коричневые, приручал красные, фиолетовые, приноравливался к непостижимым желтым. Тогда не хотел эффектных выражений. Не нес никому откровений, кроме, конечно, себя. Это была лабораторная работа, почти научные исследования. И теперь эти небольшие и необычно неяркие, с первого взгляда даже невыразительные полотна удивляли, останавливая и властно вынуждая зрителя общаться с собой. Причем, первое слово — за удивленным зрителем. Это именно он, ослепленный другими, более поздними полотнами художника, полуразочаровано спрашивает у полотна: «Ну что там в тебе, почему автор тебя демонстрирует, в чем секрет?» А секрет заключается в отчаянном восторге живописца, который заводил страстные романы с цветами, пробовал нестандартные соединения, ища глубину и в конечном итоге ее демонстрируя.

Полотна раскрывались зрителям — медленно, даже словно неторопливо, словно испытывая на выносливость и любознательность. Впрочем, по-настоящему заинтересованные или любознательные всегда бывают награждены, довольные определенным проникновением в сердцевину и тайны творчества художника периода его неколебимого становления. Эта экспозиция будто давала возможность заглянуть в сокровищницу, где сохраняются первые драгоценные артефакты. Наверное, Анатолию Криволапу непросто было отважиться на такой шаг откровения и даже своеобразного обнажения. Это делает художника уязвимым и в то же время сильным.

И вот открылся вернисаж «Анатолий Криволап. Пейзаж малого формата. Диалог на расстоянии 100 лет» в галерее «Триптих Арт». Маленькие, а как для Криволапа, так просто миниатюрные картины, нарядно взятые в оправу красивых рам. Автор, немного иронизируя, назвал их «гламурными».  Художник объяснил свой замысел так: представленные картины  являются творческим умозрительным диалогом с творчеством выдающихся украинских коллег-пейзажистов из позапрошлого века, чьи работы хранятся в Национальном художественном музее Украины. В частности, разговор ведется с Петром Левченко, Иваном Похитоновым, Сергеем Васильковским, Владимиром Орловским. Казалось бы, ну что может быть общего?! Но всматриваясь в картины, легко угадываешь  живописного визави художника и в то же время не имеешь сомнения в авторстве собственно Анатолия Криволапа.

«Мир для меня — повод для живописи, цель бытия — живопись, а жизнь — время для живописи и больше ни для чего...» —  говорит художник. И в этом выражена вся глубина и мощь его страстной натуры.

Олеся АВРАМЕНКО, кандидат искусствоведения; фото Николая ТИМЧЕНКО, «День»

«День» у Facebook, , Google+

Новини партнерів