В экспозиции представлены вышитые художницей (вручную) текстильные панно и пальто, разработанные совместно с дизайнером LiLi Bratus. Также экспонируются авторские парики. Анастасия Подервянская родилась в семье художников Леся Подервянского и Светланы Лопуховой в 1978 году, соединив семьи известных художников — профессоров и академиков. И это стало большим жизненным вызовом для талантливой девочки. Наверное, дети знаменитых людей всегда сталкиваются с экзистенционной проблемой осознания своей неординарности и отличия от родителей, выбора своего пути и досадной необходимостью доказывать, что ты — не они. Ведь знаменитая фамилия — помощь только вначале, дальше же она часто становится преградой, которую нужно преодолевать.
КОЛЛАЖ КАК ОСМЫСЛЕННАЯ ИГРА С ПРЕДМЕТАМИ
Анастасия из хрупкой нежной девочки превращалась в не менее хрупкую, но сильную и красивую личность, которая воспринимает мир открыто и реагирует на него в разных ситуациях уверенно и креативно. Может очаровать женственной привлекательностью и артистизмом, создав фотокомпозиции в виде почтовых открыток, может живописно и коллажно выразить мнение об очень интимных и в то же время исторических событиях в проекте «Сон Бабочки. Heterocera» или детально погрузиться в ритмы местности и «уловить неповторимость солнечного луча в сочетании с цветом и снова пережить эмоции открытия» во время путешествий по Украине (MEDITERRANEAN UKRAINE) . А может дать конкретный физический отпор как дочь своего отца (одного из первых в Украине мастеров кунгфу), получив в прошлом году первое место на чемпионате Европы по традиционному ушу в Тбилиси. Какая целостная натура вырисовывается, не так ли! Теперь становится понятно, откуда такая осанка и сдержанная грация движений и непринужденных поз, а также уверенность в творческом выражении и проторении собственного художественного пути.
Коллаж как осмысленная игра с предметами, элементами, смыслами сопровождает Анастасию Подервянскую всю творческую жизнь. Это провокативно-коварный вид творчества, ведь кажется, что сделать его очень просто — главное собрать в кучу побольше элементов. Но художественное произведение тем и отличается от самоделки, что предполагает не только идею, даже не только процесс, а еще и мастерство, качество выражения и, главное, результат, который содержит незаурядный целостный образ.
Анастасия Подервянская творит собственный космос — неожиданно, а впрочем гармонично совмещая нетрадиционные для живописи составляющие. Объединение разнородных по времени возникновения и технике создания элементов, использованных в композициях Анастасии Подервянской, так естественно, что осознаешь непостижимую целостность бытия, способного переварить и объединить в новом выражении инородные элементы. В конечном итоге имеем все как в жизни — коктейль, микст, сочетания самого неожиданного. Но рассказ и образы, рожденные художником, почему-то остро поражают и открывают новые смыслы тому, кто готов не только смотреть, но и увидеть и задуматься.
ФИГУРАТИВНЫЕ КАРТИНЫ
Острота восприятия, эмоциональная насыщенность произведения возникают постепенно, обусловленные глубоко внутренними моментами и движениями в «жизни» самих композиций, наполненных явными и скрытыми смыслами.
В проекте «Кантри Хорор» чрезвычайно чувственно и остро использовано наивное для ребенка, первобытное, а потому незамутненное мироощущение и душевные реакции человека, не оторванного от земли и природы ни телом, ни душой, ни ментально. Это качество выразительно проявлено в несравненных текстах Георгия Булашева «Український народ у своїх легендах, релігійних поглядах та віруваннях», изданных в 1909 году. Своеобразные «иллюстрации» Анастасии Подервянской к этой книге, выполненные в текстиле, стали мощной серией самоценных картин, которые переросли первоисточник, не поправ его, а чутко дополнив. Техника исполнения авторская, коллажная. Мыслит живописно, а пользуются не красками, точнее не только красками, больше цветными пятнами, организованными элементами народной вышивки, орнаментами старинного этнического костюма, кружевом ручного или фабричного плетения, принтами, заимствованными из современной одежды или декоративных тканей.
Например, ковер с блошиного рынка, плед с домашнего дивана или верета с пола гуцульского дома здесь легко служат основой картины. Живописцы еще со времен эпохи Возрождения охотно использовали имприматуру, чтобы сформировать цветную гармонию будущей картины. В работах Подервянской «имприматурой» становится основа с уже нанесенным рисунком, цветами, сюжетными сценами и фактурой, служа камертоном звучания всей композиции и вибраций зрительских реакций. Переосмысливая каждый лоскуток, каждый элемент или деталь отдельно, художница дает им новые расцветки и задания. Так картина приобретает общую смысловую тональность, созвучную содержанию и эмоциональной остроте замысла.
Коллаж на грани ХХ и ХХІ вв. стал особенно популярным, конечно, во многом благодаря как информационному буму во всех областях человеческой жизни, так и избыточному производству, а еще появлению новых материалов и технологий. Поэтому коллаж как таковой стал чрезвычайно разнообразным. Анастасия Подервянска продолжает и развивает линию полуархивного, полубытового коллажа, богатого слоями углубления в смыслы и время, свойственного в свое время коллажам Сергея Параджанова. Кто-то образует из текстильного ширпотребного тряпья показательные свалки и говорит об экологической опасности, кто-то монтирует декоративные панно, кто-то вяжет ковры. Анастасия Подервянская — образует сюжетные фигуративные картины.
Анастасия Подервянская в каждой работе проходит определенный путь погружения и оптимального выхода-вывода на поверхность полотна, незаметно проводя внимание зрителя через все фазы и слои собственных открытий или возможных выражений. Это такое искреннее, как будто даже наивное доверие к зрителю очень помогает художнику открыться, так как речь всегда идет о сокровенном. И пользуется художница для этого не минималистическими формулами трендов, а развернутым душевным рассказом, с акцентами и определенным творением тайного. Такие вот ностальгически-душевные повествования для взрослых развернутые, как средневековая хроника или как роман «Кантри Хоррора», в другой серии могут напоминать легкую ироническую прозу, которая скрывает глубокую влюбленность в предмет («Пальто. Портрет»).
Объекты «Пальто. Портрет» (2017), впервые представленные в галерее «WhiteWorld», демонстрируют копии самых известных произведений признанных мировых знаменитостей, вышитые Анастасией Подервянской собственноручно на пальто, сконструированных и пошитых модельером Лилией Братусь. Выполнить копию великого мастера — впервые — это ученичество, потом — дерзость, после — уже сознательное исследование и диалог с Учителем, тем более если делать ее другими материалами, используя неожиданные техники, приручая идею, наполняя ее новым содержанием. Такие портреты уже и не портреты вовсе, а услада глазу, защита, талисман владелицы одежды, экзотика и эксцентризм. Опыт работы театральным художником, в частности по созданию костюмов для гротесковых спектаклей отца Леся Подервянского, придает «Пальто. Портретам» раскованную уверенность в декорировании моделей, превращает одежду в художественное произведение. Вышла такая себе коллекция немного гротескового haute couture. Впрочем, модели haute couture преимущественно и бывают гротесковыми, потому что используют преувеличение ради акцентирования идеи.
Серия «New Icon» (2017) совместно с Татьяной Русецкой, показанная в «Voloshyn Gallery», демонстрирует отстраненно-внимательный взгляд художницы на трансформацию функционирования в сознании современника традиционной иконы, которая иногда превращается из инструмента религиозного культа в просто оберег, картину, используется обладателем как украшение, часть быта и будничной жизни, дополняясь «неканоническими» текстами и изображениями, комиксными надписями и актуально сегодняшними сюжетными линиями.
«Приключения в городе» (2018), впервые демонстрируемые в галерее «Триптих Арт», также выполнены в текстиле с вышивкой собственноручно. Объединение неожиданно разнородных по времени возникновения и технике создания элементов, использованных в композициях А.Подервянской, настолько естественное, что осознаешь непостижимую целостность бытия, способного переварить и объединить в новом выражении инородные элементы. В конечном итоге получаем коктейль, микст, сочетания самого неожиданного, которые остро поражают и открывают новые смыслы тому, кто готов не только смотреть, но и увидеть и задуматься. Полотно «Нежность», размещенное на обложке альбома, кажется, выросло из этой урбанистической саги и положило начало новой серии картин, которая вызревает в замыслах автора.
Низкое и высокое, наивное и профессиональное, глубоко засекреченное и профанное — такой крепкий коктейль композиций картин Анастасии Подервянской при внимательном рассмотрении, конечно, кружит голову. Пьянеешь без вина и ходишь очумелый от удивления, что коснулся сердцем чего-то сокровенного.
Выставка будет действовать до 20 июня.