Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Театр в поисках истины»

Под таким лозунгом в Херсоне прошел XVII Международный театральный фестиваль «Мельпомена Таврии»

Сегодня этот форум остается едва ли не единственным авторитетным театральным  мероприятием с  международным статусом. А о том, что «Мельпомена» действительно долгожданный и любимый праздник для херсонцев – удивительной публики, говорит тот факт, что билеты на фестивальные спектакли были раскуплены еще задолго до его начала. Хотя ввиду экономических затруднений масштабы феста стали скромнее, но уровень показанных постановок был очень достойным. 

В Херсонском академическом музыкально-драматическом театре им. Н. Кулиша, где фестиваль организуется и проводится, в этом году состоялось 24 представления известных театральных коллективов из четырех стран (Грузии, Португалии, Венгрии и Украины). Отечественный театр был представлен коллективами из Львова, Одессы, Николаева, Днепропетровска, Черкасс и Киева. По традиции форум начался карнавальным шествием по улицам города, где был установлен своеобразный рекорд Украины - сразу 386 детей и взрослых станцевали гопак! 

У «Мельпомены Таврии» всегда особое внимание к современной драматургии. И в этом году на специально организованной площадке Green-zone происходило общение всех желающих с драматургами и чтение их пьес. Так, известный белорусский драматург Андрей Курейчик, давний друг фестиваля, привез две новые, еще не поставленные пьесы: серьезную семейную драму Skаzка и эксцентрично-фантастическую комедию «Тайные встречи СД и ПП»  - это диалоги Сальвадора Дали и Пабло Пикассо.

Green-zone-2015 дополнилась открытыми репетиционными процессами. Премьера «Ромео и Джульетты» У. Шекспира в Херсонском театре планируется на август, а ныне репетициями театр приобщает зрителей к будущему спектаклю. Еще один интересный эксперимент. Пьесу «Сканинг» молодого драматурга Евгения Марковского днем прочитали актеры Херсонского театра, а вечером спектакль режиссера Алены Снигурченко показали артисты Черкасского академического музыкально-драматического театра им. Т. Шевченко. Эта постановка - один из результатов «лаборатории молодых» этого театра. Сложно написанная в жанре условной и схематической антиутопии пьеса-фэнтези о жизни людей-винтиков в системе стала своеобразным предостережением. В действительности сканируется будущее того пространства, где людей делают организованными зомби, где кто-то сверху лозунгово вдавливает в них информацию о постоянном внешнем враге и где запрещено иметь собственное мнение. Сильной стороной этого спектакля стала его сценография, поэтому именно в номинации за «Лучшее сценографическое решение» и были отмечены ее художники-постановщики Сергей и Наталья Ридванецких.

О ценности человеческой жизни напоминает и совсем новая постановка Львовского академического театра «Воскресіння» - философская драма «За дверью» В. Борхерта в постановке Ярослава Федоришина. «Пьеса, которую не поставит ни один театр и не захочет смотреть ни один зритель», - так было написано в аннотации к этой постановке. Но зрители фестиваля не просто смотрели, а с особым сопереживанием погружались в атмосферу и содержание спектакля (он стал победителем в номинации «Лучшее образно-пластическое решение спектакля»). Слишком уж поражающие аналогии с настоящим. Человек вернулся с войны и оказался за дверью жизни. Сущность спектакля в том, что мы разучились слышать Бога и сочувствовать друг другу. Сценическое пространство, напоминая цирковую арену, собственно, констатирует – политика и наша жизнь похожи на цирковое представление. Но театр все же дает оптимистичный выход – воин Бекманн находит спасение... а любви.. Эта тема любви к ближним, а еще взаимопонимание и работа души продолжились в двух камерных спектаклях Николаевского академического театра драмы и музыкальной комедии «Письмо к Богу» и «Левушка» по рассказам Анатолия Крыма в постановке киевского режиссера Игоря Славинского. Актрисы театра Людмила Баранова и Светлана Никитасенко, которые воплотили образы украинской бабушки Даши и еврейской бабушки Розы, через которых и давался ответ на вопрос «Что может примирить людей с разными взглядами и традициями?», были признаны «Лучшим актерским дуэтом».

Современностью темы выделялась еще одна постановка - «Сталкеры» по пьесе «Баба Пріся» молодого украинского драматурга Павла Арье, который сейчас живет в Германии. Это совместный проект киевского экспериментального театра «Золотые ворота» и академического Молодого театра в режиссуре Станислава Жиркова. История о семье из Чернобыльской зоны отчуждения: загадочной бабе Присе, ее больной дочери и полоумном внуке. Безусловно, эта «специфическая комедия» наполнена креативной режиссурой и заметными актерскими работами, а Ирма Витовская получила бенефисную роль, что и было отмечено в Херсоне – номинацией «За лучшую женскую роль». Да и сама тема спектакля прочитывается чрезвычайно злободневно. По словам режиссера, «зона – это метафора для состояния, в котором находится Украина». И хотя вся критика еще с первого киевского показа единогласно назвали «Сталкеры» событием этого года и на нынешней «Мельпомене» постановка получила Гран-при, все же хочется внести «зерно» обеспокоенности тем, что современная украинская драматургия, беря пример с новой русской драмы, почему-то показывает героев своих произведений только маргинальными, несчастными, иногда неадекватными. И это действительно уже затянулось во времени и становится проблемой современного театра и кино. 

ГРАН-ПРИ ПОЛУЧИЛИ «СТАЛКЕРЫ» МОЛОДОГО ТЕАТРА (КИЕВ)

Еще один спектакль театра «Золотые ворота» «Митина любовь» по Ивану Бунину (режиссер из Херсона – Владислава Белозоренко) на нынешнем фестивале стал лучшим в трех номинациях: «За камерный спектакль», «За актерский дебют» – Дмитрий Олийнык и «За сценическую пластику» –  хореограф Александр Маншилин. И этим доказал, что простая и трогательная история, светлые и наивные человеческие чувства и сегодня имеют отзыв в сердцах зрителей. 

Два ведущих Национальных театра – Львовский им. М. Заньковецкой (который давно не был на «Мельпомене Таврии») и Киевский им. И. Франко напомнили о себе моноспектаклями, которые уже попали в историю украинского театра. Ведь спектакль «Божевільна» - об одном дне жены Ивана Франко Ольги Хоружинской современного писателя из Галичины Романа Горака в постановке известного режиссера Аллы Бабенко и в блестящем исполнении актрисы Александры Лютой (кстати, землячки херсонцев, ученицы известного театрального мастера Богдана Козака) – это незабываемый мастер-класс для любой публики в любое время. А сложный эксперимент «Момент кохання» по В. Винниченко, поставленный Т. Жирко и сыгранный Евгением Нищуком, увенчался номинацией «За создание сценического образа героя-романтика».

«Вишневый сад» в Государственном академическом русском театре им. Грибоедова (Тбилиси, Грузия) - это сценическая версия по А. Чехову, в центре которой болезненные упоминания-размышления в Париже главной героини Раневской и вопрос самой себе – любит ли она такую родину? Постановка осуществлена специально для народной артистки Грузии Гуранды Габуния, работу которой на «Мельпомене» отметили в номинации «За преданное служение театру». Музыкальный моноспектакль «Желтый ангел» - микс песен Александра Вертинского и женского монолога, уже около десяти лет в этом театре исполняет другая грузинская актриса - Ирина Мегвинетухуцеси, и, по ее словам, в зависимости от страны, зала и зрителей она имеет новую тональность и импровизационное наполнение. Между прочим, мама у Ирины украинка, сама актриса родилась в Харькове, окончила там театральный факультет института искусств, была ученицей Александра Сердюка, 28 лет работает в грузинском театре и с большим волнением приехала на выступление в Херсон.

Уже знакомый херсонцам венгерский театр им. Йокая (г. Бекешчаба) был отмечен жюри «Мельпомены» в номинации «За сохранение и популяризацию национальной культуры». Их музыкальный спектакль «Солдаты Каради», с одной стороны, продемонстрировал высокий актерский класс, а из другой - затянул зрителей в сложный лабиринт сюжета.   

В фестивальной афише были и два представления португальского театра СТВ Сиrcodebraga. И если спектакль-диалог «Рисунок Пикассо» Д. Хэтчера украинские зрители видели на прошлой «Мельпомене», то «Последний акт» А. Шипенко и А. Лангхофф  - спектакль-дискуссию о театре и его поисках, актеры из далекого города Браги сыграли в экспериментальной форме общения с публикой, что вообще присуще их стилю. А руководитель театра, режиссер и один из выдающихся португальских актеров Руи Мадейра был отмечен в номинации «За утверждение средствами театра гражданской позиции художника».

Хозяева форума - актеры Херсонского театра выбрали для показа свою последнюю премьеру – музыкально-эксцентрическую комедию киевского драматурга Татьяны Иващенко «Ролевые игры» (лучшая в номинации «Актерский ансамбль»). А также два камерных спектакля новой театральной площадки – «Сцены под кругом»: «Дом на границе» С. Мрожека, который назвали «трагифарс настоящего», и моноспектакль в исполнении Сергея Михайловского «Gethappy» (победил в номинации «Лучшая мужская роль»). Все в постановке режиссера-экспериментатора Сергея Павлюка, который и был назван «Лучшим режиссером».

Не забыли на фестивале и о самых маленьких зрителях, которым Херсонский академический театр кукол подарил старую-новую сказку «Кот в сапогах» (по Шарлю Перро, режиссер Сергей Брыжань) и предложил посмотреть на эту удивительную историю современными глазами и кое-чему поучиться. Это вылилось в номинацию «За высокую культуру общения со зрителем».

В действительности «Мельпоменой Таврии» каждый год живет не только театр и его гости, но и весь город. И каждый год жизнь и настоящее всей страны вносит свои коррективы и мероприятия в водоворот фестивальной жизни. Так, в День пограничника в театре для херсонских пограничников был организован незабываемый праздник: награды лучшим бойцам, поздравление, цветы и большая концертно-театральная программа. А еще на все представления фестиваля часть билетов была бесплатно передана участникам АТО и их семьям. И очень меткими стали слова генерального директора – художественного руководителя херсонского театра и директора фестиваля «Мельпомена Таврии» Александра Книги: «Важнейшая миссия искусства – это объединять людей! Нам сегодня трудно, и без таких месседжей, которые мы делаем, невозможно жить. Они очень важны».

Галина ЦЫМБАЛ, Киев – Херсон – Киев. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

«День» у Facebook, , Google+

Новини партнерів