На этой неделе Президент Петр Порошенко объявил о том, что в недолгой перспективе вполне реально объединение украинских церквей в единую Украинскую Православную Церковь. Парламент в четверг 268 голосами поддержал предложение Президента обратиться к Вселенскому Патриарху Варфоломею с просьбой о предоставлении автокефалии православной церкви в Украине (Томос) и признании недействительным акта аннексии Киевской Митрополии Московским Патриархатом в 1686 году. Против такого решения выступили по большей части депутаты из «Оппозиционного блока». Глава фракции Юрий Бойко обвинил Президента во вмешательстве в церковные дела, а присутствующие депутаты от Оппоблока вышли к трибуне. В принципе такое поведение бывших «регионалов» довольно прогнозируемо, ведь не секрет, что пророссийская риторика этих депутатов полностью совпадает с интересами Московского Патриархата в Украине. Священники последнего в свое время были даже замечены в агитации за Януковича в храмах востока Украины.
Перед тем как выступить в парламенте Порошенко встретился с предстоятелями православных церквей. Патриарх Филарет от имени церкви Киевского Патриархата и Митрополит Макарий от украинской автокефалии вручили Президенту обращение к Варфоломею с просьбой признать независимость украинской церкви. А уже перед самим голосованием в парламенте Петр Порошенко обратился к депутатам с речью, в которой рассказал, что диалог между представителями государства и Константинопольской Патриархией длился несколько лет и сейчас наступил благоприятный момент для получения автокефалии УПЦ. В частности, он заявил, что «все Поместные Церкви были признаны путем привлечения государства к этому процессу. Таковым является требование Константинополя». Также глава государства напомнил, что «православие пришло к Украину именно из Царьграда, и именно от нас распространилось на Залесье, где неосмотрительно украинские князья основали Москву». Эти слова вызвали особенный резонанс.
Заявление и шаги Президента в этом направлении, с одной стороны, вселили надежду в прихожан на то, что наконец украинские церкви станут единым целостным организмом, а с другой — вызвали сомнения в целесообразности и реальности такого объединения. Безусловно, с древних времен церковные вопросы, несмотря на формальную дифференциацию с государством, все равно имеют политический оттенок. В советское время церковь тем более стала частью государственной системы. Сами священники признают, что с тех пор спецслужбы имели огромное влияние на церковные дела и соответствующие назначения. Имперская политика Москвы в унисон совпадала с экспансией Московского Патриархата, которая не прекратилась и после обретения Украиной независимости. Более того, священники именно Московского Патриархата на востоке Украины и в украинском Крыму активно участвовали в расшатывании ситуации и пророссийской пропаганде. Таким образом, в Украине четко наметился разрыв не столько по вероисповеданию, сколько по отношению прихожан и священников к государству Украина. После того как РФ начала активную пропагандистскую и военную агрессию против Украины вопрос роли церкви стал еще актуальнее, а проблема объединения украинских церквей, можно сказать, стала задачей на уровне национальной безопасности.