Вернисаж проходит в рамках Kyiv Art Week. К участию в этом проекте кураторы пригласили творческие семьи художников-нонкомформистов из Грузии и Украины. Почетным гостем акции стал Посол Грузии в Украине Гаэла Думбадзе.
Напомним, что последняя масштабная выставка работ Нико Пиросмани проходила в Национальном художественном музее Украины еще в 2006-м. И вот новая встреча с художниками из Грузии. В рамках фестиваля современного искусства Kyiv Art Week в Национальной картинной галерее открылись сразу две хороших выставки. Мультимедийная инсталляция «After. Museum», которая заняла небольшой зал на первом этаже.
Другая — «To find and not to let go» объединила работы киевских и грузинских художников. Кураторы Мария Вторушина и Нино Чантурия отобрали для участия в международном проекте только «художественные» семьи, чье творчество во времена бывшего СССР было «неформатным» и неофициальным. Из-за непокорности государству вольнодумцу обоих тогда еще «республик» пережили гонения. Но от своего пути в искусстве не отказались.
БЕЗО ГРИГОЛИЯ «СТУПЕНИ». 1991 Г.
Украина в «To find and not to let go» (приблизительный перевод фразы — «Создать и не отказаться») представлена творчеством двух артистических семей: Владислава Мамсикова и Ирины Герасимовой, и Владимира Мельниченко с Адой Рыбачук.
Работы «живого классика» Украины Владислава Мамсикова, который творил в стиле «суровый реализм», достаточно хорошо известны. (Несколько лет назад в Киеве проходила его масштабная персональная выставка.) А вот экспонировалась ли в принципе масляная живопись Ирины Герасимовой, даже не вспомню. Работы художница создавала под влиянием западного авангарда, того же де Кирико или Пабло Пикассо. На то, что изначально они писались в расчете именно на «квартирные» неофициальные выставки, указывает небольшой размер полотен. Фантастические, достойные лучших мировых музеев скульптуры Владимира Мельниченко и Ады Рыбачук, авторов знаменитой «Стены памяти» (напомним, что нынешний Kyiv Art Week стартовал с открытия на Байковом кладбище фрагмента огромного скульптурного полотна, залитого в 1980-х бетоном по приказу партийных чиновников), завершают картину украинского худавангарда времен «застоя». Даже сегодня произведения Мельничука — Рыбачук производят невероятное впечатление. Подобное чувствуешь, рассматривая Пинзеля. Без влияния украинской барокковой традиции на скульпторов — наших современников тоже не обошлось.
АДА РЫБАЧУК, ВЛАДИМИР МЕЛЬНИЧЕНКО «КОРОЛЬ И ШУТ. ПО ШЕКСПИРУ. ПАМЯТИ ЧЛЕНОВ АНТИФАШИСТСКОГО КОМИТЕТА. АКТЕРЫ МИХОЭЛС И ЗУСКИН»
— Почему для выставки в Киеве я отобрала картины именно этих грузинских художников? Потому что они — моя семья в первую очередь. Я сама, видите, стала куратором, нарушила семейную традицию, — не без самоиронии рассказала «Дню» куратор «грузинской» части экспозиции Нино ЧАНТУРИЯ.
В разговоре мы выяснили, насколько, оказывается, похожи в отношении к искусству современные Грузия и Украина: в обеих наших странах сохраняется мода на современное искусство, особенно среди молодежи. «У нас только что завершилась первая Tbilisi Art Fair — биеннале и ярмарка современного искусства. Она была на удивление представительской и красивой», — не без гордости за Родину говорила Нино.
«Удельный вес» в истории грузинского современного арта Реваза и Лери Чантурия, Карло и Безо Григолия, как выяснили мы в итоге беседы с Нино Чантурия, соответствует статусу Мамсикова-ст. в культуре современной Украины. Подобно этому нашему живому классику у себя в Грузии художники давно не нуждаются в дополнительной рекламе: сами их фамилии стали брендом, гарантией высшего класса в арте. Поэтому особенно интересно сравнивать живопись и скульптуру «семидесятников»-украинцев с их творчеством соответствующего периода. Когда в Киеве художники осознанно обращались к традициям украинского народного занятия живописью, вместе с некоторыми приемами послевоенного искусства Запада, их коллеги в Тбилиси создавали нефигуративные, символические полотна и скульптуры. Можно сказать, что Чантурия и Григолия стали грузинскими кубофутуристами третьей четверти ХХ века.
Наверное, именно такие картины писали бы тифлисцы Владимир Маяковский и Илья Зданевич, если бы дожили до нашего времени. А вот скульптура «на холмах Грузии» даже в 1970-х отлично знала имена Джакометти и Генри Мура. Деревянные или вырезанные из камня, работы грузинских «живых классиков» поражают внутренней гармонией. И опять-таки тем странным, невозможным чувством свободы, которым хоть на мгновение, но обязательно «заражаются» все, кому повезло общаться с интеллигенцией самой красивой (конечно, после нашей Украины!) из стран, Грузии. Хотя, собственно, почему только с интеллигенцией?..