Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Чумацкий шлях сто летий»

19 сентября, 2003 - 00:00

Газету «День» можно поздравить с расширением объемов интересных материалов, которые, к тому же, имеют серьезную общественную значимость. О таком расширении свидетельствует выход второй книги в серии «Библиотека газеты «День» — «Дві Русі». Первая книга, «Україна Incognita», преодолевала ту границу между известным и неизвестным, которая на средневековых картах обозначалась надписью: «Здесь живут драконы», а в недавнем советском прошлом опредмечивала запреты цензуры. Вторая — посвящена известному и неизвестному в социокультурном взаимодействии Украины и России, а точнее, интригующим аспектам этого взаимодействия.

В книге «Дві Русі» фактически речь идет о том, какая часть событий в жизни народов Восточной Европы является украинской историей, а какая российской. Соответственно ставится задача соотношения исторического опыта двух народов, через которое, по замыслу ответственного редактора издания Ларисы Ившиной, и можно выстроить цивилизационные координаты их современного взаимодействия. Тем самым история становится не менее актуальным предметом, чем текущая политика. Ведь осознание своего исторического опыта определяет национальную идею, в данном случае — украинскую.

Исходя из этого, авторский коллектив сборника «Дві Русі» ищет экспликацию того, как украинский народ выходит из многовековой мифологизации своего прошлого и своих героев в суровый, но реальный мир современного цивилизационного процесса. И в этом отношении читатель найдет в новой книге обширный и малоизвестный фактический материал.

Римляне, как известно, словом «автор» (по латыни auctor) называли полководцев, которые присоединяют к своей стране новые земли. Неизведанные территории нашей души, но уже в сфере исторических перспектив, новых исторических горизонтов и свидетельств совместного исторического опыта Украины и России, находят и авторы сборника.

Исходным моментом выступает присвоение наследия Киевской Руси. В книге ставится задача (памятуя о несостоятельности идеи «триединого народа») найти конкретные пути и механизмы, при которых Украина-Русь по династическим соображениям трансформировалась (через Владимирско-Московское княжество XIII—XIV столетий) в Русь-Россию, а по историческим обстоятельствам была воспринята Галицко-Волынским княжеством, которое продолжило линию сугубо украинской истории.

Основные пункты этой истории и освещаются в сборнике: от разделения династии Мономаховичей в 1132 году на две ветви: старшую, Киевскую, и младшую — Владимиро-Суздальскую до Московского похода Петра Сагайдачного, а затем до Переяславской Рады. На ней было достигнуто лишь формальное согласие на договор о вхождении Украины в Московское царство; договор, который затем был подписан в Москве и неоднократно фальсифицировался Россией и даже отрицался впоследствии гетманом Богданом Хмельницким.

Авторы сборника рисуют широкую перспективу взаимодействия России и Украины в XVIII и ХIX столетиях (с ее позитивными и негативными сторонами) вплоть до Советского периода и оценки сталинского наследия. Важно то, что исторические эпизоды этого взаимодействия подаются не отвлеченно, а в их личностной репрезентации. Ярко и впечатляюще обрисованы такие деятели русско- украинской истории, как Николай Бердяев, Александр Герцен, Дмитрий Бортнянский, Михаил Драгомиров, Николай Лесков, Дмитрий Трощинский и многие другие.

Здесь хотелось бы вспомнить русского поэта Велимира Хлебникова с его мечтой о стране, существующей не в пространстве, а во времени, стране, где прошлое, настоящее и будущее образуют нечто вроде «Млечного пути» столетий, по которому можно путешествовать. Такое путешествие и предлагает, по существу, книга «Дві Русі». Она еще раз свидетельствует о справедливости формулы «Завета» Иоганна Вольфганга Гете:

В ничто прошедшее не канет,
Грядущее досрочно манит,
И вечностью наполнен миг

Сергей КРЫМСКИЙ, профессор, доктор философских наук, главный научный сотрудник Института философии НАН Украины
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ