Более двух недель жители Чернигова были один на один с наилучшими роботами фотоконкурса «Дня»-2008», а также картинами-победителями прошлых лет. Напомним, что фотовыставка разместилась в семи залах наибольшей в Украине галереи современного искусства «Пласт-Арт». С 20 марта получить свою порцию фотоэстетики с украинским привкусом успело немало черниговчан. Жители этого древнего города видят в фотографиях прежде всего толчок для размышлений, вдохновение для свершения добрых дел, и предлог для гордости за свою страну. Значит, миссия выполнена... В целом черниговчане полюбили немало фотографий, а какая из них стала фаворитом из фаворитов, мы узнаем уже в начале следующей недели. Мы уже публиковали самые интересные впечатления гостей открытия фотовыставки «Дня». Теперь — слово за черниговскими студентами.
Ирина АВРАМЕНКО, студентка Черниговского государственного института экономики и управления:
— Посетив эту выставку, я еще раз поняла, насколько, все-таки, прекрасная наша родная земля, наша Украина! Представленные фотографии заставляют не только любоваться чудесной работой мастера... они словно побуждают задуматься и над прошлым, и над настоящим, и над будущим. Ведь все картины — это портреты родной Родины, ее роскошный природы, ее самого большого богатства — людей. Они все без исключения прекрасны и излучают сильную энергетику как отдельного человека, так и целой нации.
Больше всего меня поразили фотографии Руслана Канюки: «Богатый двор», «Я все время думал только о тебе», «С настроением», «Немного лирики». Эти работы излучают и чистоту чувств, и величие родного края, и красоту искренней и теплой души самого фотографа, который сумел все это передать нам.
А вот такие картины, как «Ожидание» (Анастасии Сироткиной), «Люблю арбуз» (Ольги Кузнецовой), «Газда» (Сергея Кустовского) и «Взлетаю» (Андрея Нестеренко) вызвали у меня почему-то легкую улыбку. Казалось бы, простые жизненные ситуации, а автор сумел их настолько красиво передать, что хочется вернуться в детство, забыть обо всех сегодняшних хлопотах и унестись в страну грез.
Конечно, на выставке были представлены и работы, при взгляде на которые, на глаза наворачивались слезы, а сердце сжималось от боли. Примерами таковых являются картины «Серия «Беслан» Сергея Долженко и «Не спасли» Максима Дондюка. На этих фото отражены горе и глубокая печаль людей, ты словно ощущаешь, как болезненно они переживают утраты... и невольно проникаешься такими же эмоциями и переживаешь вместе с ними.
Яркое, красочное и необычное чувство охватывает после просмотра этой выставки. Словно целая жизнь вписана в эти фотографии.
От всего сердца благодарю всех фотографов, участвовавших в выставке. Она подарила мне и моим друзьям не только приятные впечатления, но и вдохновила на добрые дела. Ведь Бог создал Землю, а вы помогли увидеть ее такой, какой он ее создал. Спасибо вам за это!
Елена ДЖУГАН, студентка Черниговского государственного института экономики и управления:
— Призыв посетить выставку Международного фотоконкурса «День —2008» восприняла без эмоций. Наверное, потому что живем мы в таком мире, где нас уже ничего не удивляет, не поражает. Но заглянув на эту выставку, признаюсь, мнение изменила.
Огромное многообразие фотографий, цветов, настроений, событий, эмоций, улыбок, слез просто поражало: от политических фотографий-казусов до обычных сцен из будничной жизни простых украинцев.
Лично я восприняла фотографии на политическую тему почти без эмоций, почему-то у меня не возникает ни восторга, ни простого любопытства.
Значительно интереснее наблюдать сцены из жизни украинцев. Завораживало взгляд фото с изображением простого дедушки, старого, мудрого, на сенокосе, или маленькие девочки в украинских костюмах, словно ангелочки — светлые, искренние...
Интересно было также сочетание украинского этноса с модернизированной современностью. Яркий тому пример фото А.Бурковского «Нужно что-то делать» — изображение дедушки с острыми вилами на фоне госучреждения заставит каждого не только улыбнуться, но и задуматься. Действительно, нужно что-то делать, менять.
Политики всегда были и будут, одни политические силы появляются, другие постепенно исчезают, не оставив после себя чего-то выдающегося, того, что люди помнили бы через века, а только «кормят» народ простыми обещаниями для наших «голодных» сердец.
В противовес этим фотографиям и настроениям я открыла в некоторых фото мир непостижимого и высокого чувства — любви. Интересно наблюдать сцены радости, разочарования, горя, печали, слез. Наверное, из-за своих юных лет тема любви для меня была наиболее интересной, заставила сердце щемить, а на глаза наворачивались слезы... даже не знаю чего — счастья, восторга, восхищения или грусти...
Особенно поразила фотография Р.Канюки «Я все это время думал только о тебе». На фото я увидела безграничную любовь и слезы счастья. То, как нежно парень обнимает девушку, которую так долго не видел, его слезы радости меня действительно растрогали. Я сравнила это фото со своей жизнью: я своего любимого не вижу сравнительно небольшой период времени, но для меня это вечность, и каждая наша встреча после разлуки преисполнена таких красивых и ярких моментов, ради которых действительно стоит жить. И в подтверждение хочется сказать, что любовь действительно побеждает любые расстояния и нелады.
Наряду с восторгом некоторые фотографии вызвали печаль и скорбь. Это такие картины, как «Беслан» С.Дорошенко, фото после авиакатастрофы во Львове и другие. Это хоть и очень трагическая, но наша история, и мы должны ее помнить и уважать.
Я благодарна организаторам за этот подарок как всем жителям города, так и мне лично. Мне очень понравилось, выставка значительно расширила мой кругозор, на некоторые вещи я поменяла свой взгляд, изменила акценты в жизни. У меня произошел какой-то непостижимый прилив патриотизма и гордости за страну, в которой я живу. И хочется сказать: «Слава Украине! Украинцам слава!»
Надежда ГОНЧАРЕНКО, студентка Черниговского государственного института экономики и управления:
— Лично для меня выставка — это будто бы знакомство с душой каждого мастера, с тем мигом вдохновения, которое осталось не только в душе автора, но и на бумаге.
Я увидела нашу Родину глазами украинцев и еще раз убедилась, какая она прекрасная. Она чудесная, потому что не перевелись еще те люди, которые делают все возможное, чтобы Украина не приходила в упадок, чтобы она жила и развивалась.
Так, мне понравилось фото Константина Гришина «Країна мрій», где я увидела маленькую девочку, радующуюся всему вокруг себя, и родителей, которые уже с малого возраста помогают ей почувствовать себя настоящей украиночкой. Вот так, на мой взгляд, и должна воспитываться любовь к Родине, ведь даже тот национальный наряд и та волшебная атмосфера вокруг способны вдохновить даже равнодушного человека на любовь к стране, в которой он живет! Хоть эта девочка и такая маленькая, но она способна своей улыбкой подбодрить и развеселить.
Также не могу оставить без внимания фото Александра Косарева (г. Бровары) «Храбрый друг».
Таким образом, хочу сказать, что среди множества фотографий, просмотренных мной, я нашла те две, которые будут придавать мне оптимизма и не позволят оставаться безразличной к ближним. Я буду помнить, что у меня есть свой храбрый друг, который, невзирая на свой маленький рост, меня всегда защитит от плохих людей и подбодрит, помахивая косматым хвостиком. Поэтому большое спасибо всем, кто создал эту выставку и подарил море впечатлений от увиденного. Кто показал и горе, и счастье, и слезы, и улыбки, но главное, что показали, так это то, что наша Украина жива и будет жить, пока мы в нее будем верить!
Наталия КОЗИНЕЦ, студентка Черниговского государственного института экономики и управления:
— От имени своих друзей и от себя лично хочу поблагодарить газету «День» за фотовыставку. Я не ожидала, что увижу там не просто фото, а глубину человеческой жизни со всеми ее проявлениями. Тропинка, которой вела меня выставка, прошла от безмолвного человеческого горя до лучших мгновений радости в жизни. Фото показывают то, что часто не замечаешь в будничных заботах, хоть оно и находится от тебя совсем близко. Большое спасибо авторам за то, что сумели поймать нужное время и соответствующее место.
Мне понравились работы «Очень щедро» Константина Гришина, «Снайперский взгляд» Руслана Канюки, «Храбрый друг» Александра Косарева, «Оружие пролетариата» Игоря Ткаченко. Но нельзя сказать, что одни фото лучше других. Каждое является индивидуальным, несет в себе определенный смысл. По-разному они и отражаются в сознании отдельных людей. Все находят в них что-то свое, что им больше всего по душе.
Фотовыставка со стороны показала нам нашу жизнь, нашу родную Украину. Я считаю, она — это подвиг. Ей удалось заставить посетителей ценить и хранить в памяти счастливые и горькие моменты, пробудить национальное сознание, ведь когда смотришь на прекрасные пейзажи и на украинцев, то с гордостью говоришь: «Да, это все моя Родина».
Антон ПАНЧЕНКО, студент Черниговского государственного института экономики и управления:
— Больше всего в фотографии меня интересует тот момент, который мы не видим в обычной жизни. Момент, в котором концентрируются все эмоции человека, вся его душа. Эмоции — вот, что самое прекрасное в искусстве!
Я могу только коротко выделить некоторые работы. «Косарь» (Александр Клименко), «Люблю арбуз» (Ольга Кузнецова), «Пора сенокосов» (Владимир Хоришков), «Шаг в бизнес» (Сергей Гальчук), «Остап Хмиль» (Евгений Кравс) и «Ну понакручивали» (Руслан Канюка).
В общем плане выставка производит прекрасное впечатление. Начиная с того, что можно просто красиво провести время, заканчивая провоцирующими работами, которые заставляют о многом задуматься («Славных прадедов великих правнучки...» Леонида Бакка).
Этому способствует атмосфера — прекрасное оформление места.
Спасибо!
Алла ПЕТРУХНО, студентка Черниговского государственного института экономики и управления:
— Увиденное произвело на меня огромное впечатление. На этой выставке собраны, по моему мнению, фото, которые наиболее точно отображают все потаенные уголки нашей жизни, при чем «нашей» — не только жизни конкретного лица, конкретной семьи, а нашей — общегосударственной, украинской жизни.
Больше всего мне понравилась работа Ярослава Табинского «Деды, оглянитесь», ведь она, наверное, правдивее всего отображает истинное состояние общественных отношений. На этом фото изображены люди, которые общаются между собой. На первый взгляд, ну и пусть себе общаются, это же, якобы, обычное будничное дело — люди постоянно общаются, что же здесь особенного? А кое-что особенное таки есть. Дело в том, что на переднем плане этой работы изображены двое взрослых людей, которые прожили достаточно долгую жизнь и уже имеют некоторое представление о хорошем и плохом, знают, что стоит делать, а что — нет. За ними сидят двое подростков, также общаются, но им не достаточно просто посидеть, поговорить — это, по-видимому, невозможно сделать без бутылки пива.
По моему мнению, как раз на этом фото лучше всего заметны разительные проблемы современного общества, на этом контрасте видна разница между старшим поколением и молодежью, одно из проявлений конфликта отцов и детей.
Анастасия СУХОВИЙ, студентка Черниговского государственного института экономики и управления:
— Когда художник пишет картину, он вкладывает в нее частичку себя, и это делает такую картину единственной в мире, неповторимой и живой. А фотограф? Являются ли фотографии произведением искусства и можно ли в них увидеть душу? Над этими вопросами я давно задумывалась, а найти ответы никак не могла. Несколько дней назад мне выпал случай посетить выставку фотографий, посвященную десятилетию Международного фотоконкурса, которой проводит газета «День». Если быть откровенной, я не надеялась, что эта выставка произведет на меня очень сильное впечатление. Но пройдя мимо первых двух-трех фотографий, не могла не признаться себе в том, что это мне как минимум интересно и близко.
Первым фото, привлекшим мое внимание больше обычного, была работа Константина Гришина «Хорошо». На ней будто пойман миг счастья: симпатичная белокурая девочка, качаясь на карусели, положила голову на подставленные руки, закрыла глаза, и, мечтательно улыбаясь, позволяет теплым лучам солнца ласкать свое детское личико. Эта девочка напомнила мое второе «я», мою другую сторону: сторону мечтаний, грусти, безграничной радости, нежности к жизни, фантазий и откровенности. Это фото дышит на нас теплом и каким-то невыразимым позитивом, заряжающим энергией.
Прохожу дальше. Каждая фотография — это отражение чего-то важного, жизненно необходимого и глубокого, чего-то такого, что не может оставить равнодушным ни одно сердце. Вдруг ощущаю на себе чей-то взгляд. Озираюсь кругом... Как будто никого. Через мгновение понимаю, что на меня смотрят глаза мальчика с фото. Подхожу ближе и чувствую в себе пробуждение беззаботного ребенка. Работа Андрея Нестеренко «Взлетаю» выполнена, на мой взгляд, безукоризненно. На ней изображено неудержимое детство, что обязательно вызывает ностальгию по прожитым годам смеха и игр: мальчонка лет семи бежит, широко расставив руки (ну совсем как крылья у птиц), ветер дует ему в лицо, но тот не обращает на это внимания. Глядя на это фото, хочется и самой так же беззаботно и полностью отдаться жизни, лететь, как та птица, но не высоко и не низко, а просто лететь. Ощущать дуновение ветра, тот небесный полет жизни. Лететь, оставляя все проблемы, все бытовое, такое серое и удручающее... Туда, вперед, навстречу новому, лучшему, светлому! Ни ветер, ни жизненные препятствия не могут помешать нашему полету, а только закалить нас и сделать неуязвимыми.
Не могу не отметить фотографию Руслана Канюки «Я все это время думал только о тебе». Изображение встречи молодых мужа и жены после 45 дней сомалийского плена трогает до глубины души. Эти скупые мужские слезы, которые он устало вытирает одной рукой, а другой крепко обнимает любимую, как самое ценное, что у него есть и может быть. На этом фото просматривается та выстраданная радость, которую чувствовали эти двое. Спад нервного напряжения, переживаний друг за друга, конец бессонных ночей приносят им облегчение. Они живы, они вместе, и уже ничего в мире их не разлучит.
Выставка занимает семь залов, которые расположены на двух этажах. Я прохожу один зал за другим и в душе растет непреодолимое желание взять в руки фотоаппарат и идти фотографировать. Появляется уверенность, что у меня это получится. Отгоняю такие мысли, потому что понимаю, что для того, чтобы создать такие снимки, мало просто понять их суть и увидеть их с другой стороны. Я уверена, что авторы этих фото — не просто талантливые фотографы, но и хорошие художники и просто креативно мыслящие творческие люди. При этом меня приятно удивил тот факт, что к участию в конкурсе допускались все желающие, независимо от возраста.
Захожу в последний зал, не надеясь увидеть что-то такое, что поразит больше, чем предыдущее. Останавливаюсь сразу, потому что фото «Мать к матери» Вадима Голубя из Львова влечет, как магнитом. Старенькая женщина на фото с верой в лице целует каменную статую Богоматери. Символичной, наверное, является игра цветов: земная грешная женщина, одетая в черную одежду, и белый материал статуи небесной, святой и чистой Богоматери. Я не думаю, что в этом следует видеть добро и зло, а только земное греховное и небесное безгрешное. Женщина прислоняется устами к холодному камню с таким неподдельным отчаянием и надеждой, что нельзя не поверить в ее искренность. Только у матери может быть такое безгранично терпеливое и доброе сердце, которое способно ждать и надеяться вечно. И только мать может понять мать. Глядя на фото, я чувствую то отчаяние и вместе с тем безграничную веру этой женщины. И почему-то становится легче на сердце. Наверное, твердая и святая вера в лучшее будущее передается нам через эту фотографию.
Безусловно, фото типа «Беслан» или «Грузия» поражают, даже в некоторой степени шокируют. Но это те события, которые мы видим в новостях, о которых пишут в газетах, говорят по радио. И это неправильно, но люди уже воспринимают их как повседневные события. Мы живем в таком мире и начинаем привыкать к катастрофам. А на таких фото, на мой взгляд, не достаточно человеческих глаз, переживаний и эмоций, только безграничное открытое горе. Но не нужно слишком акцентировать свое внимание на этом, ведь позитива в жизни больше. Ни в коем случае не забывать о горе, отчаянии, печали и боли! Помнить погибших героев, чтить живых... Но наша жизнь продолжается, поэтому нужно смотреть на нее с хорошей стороны и замечать все ее краски.
Обойдя выставку во второй раз, я все же поняла, что и в этом помещении есть живая душа. Она в каждой фотографии, в каждой улыбке, слезе, в каждом блеске глаз. Снимки переполнены чувствами, они живые, потому что могут вызывать у нас эмоции. И самое главное то, что они пробуждают наше сознание, нашу душу. Поэтому я, конечно, хотела бы, чтобы выставки такого типа проводились у нас как можно чаще.
Также отдельная благодарность авторам снимков и организаторам выставки и конкурса, они по-новому открыли нам (во всяком случае — мне) мир фотографий. А кто еще не успел побывать на этой фотовыставке, советую выкроить свободное время и прийти, она того стоит!
Ирина ЯКУШ, студентка Черниговского государственного института экономики и управления:
— Фотовыставка, посвященная 10-летию международного фотоконкурса, который проводит газета «День», произвела на меня неизгладимое впечатление. Я даже и не думала, что фотографиями можно настолько передать наименьшие приятности нашей будничной жизни, которые, на первый взгляд, совсем незаметны. В этом выставочном зале будто бы была собрана вся многогранная жизнь человека, и окунаясь в каждую фотографию, задумываясь над ее сутью, находишь что-то свое, близкое твоему сердцу.
Безусловно, все работы были отличными, но я хочу выделить фотографии Константина Гришина «Країна мрій», «Голуби», «Украиночка», «Позвонила» и работу Руслана Канюки «Я все это время думал только о тебе» во время 45 дней сомалийского плена — этот шедевр вызвал, мне кажется, почти у каждого зрителя слезы на глазах, потому что глядя на мужчину, у которого как будто бы и боль, и радость, и слезы от того, что он, наконец-то, с любимой женщиной и на Родине, никто не мог оставаться равнодушным.
На фотографии Анастасии Сироткиной «Любовь молодит» изображены молодые пары в день своего бракосочетания и бабушка с дедушкой, не менее счастливые, чем молодые супруги. И это пробудило во мне такие теплые душевные чувства, даже какую-то радость от того, что все-таки любовь — это вечное чувство, которое не сломят ни годы, ни века. В этой работе присутствует определенная гармония, легкость. На мой взгляд, она является украшением всей фотовыставки.
Работа Олега Распонина «Як була я молоденька, Колихала мене ненька, А як стала підростати, Стали хлопці колихати» вызвала у меня просто безграничную радость, эта работа очень позитивная. Если человек душой молод, то он никогда не стареет, потому что живем мы один раз, и старость это лишь одно из проявлений многогранности жизни, и не нужно ассоциировать старость со смертью, а проживать каждый день настолько полно и весело, как изображено на этой фотографии.
Разнообразие и глубина всех работ наполняли душу переживаниями, сердце — радостью, и иногда вызвали дрожащую слезу.
Выражаю от своего имени и имени всех, кто посетил эту фотовыставку, большую благодарность газете «День» и ее организатору Ларисе Ившиной.