Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Фото-движение солидарности

Приз Призов «Золотой День» получила работа Евгения Малолетки «Помогите ребенку». Фотовыставка продлится в Музее современного искусства Украины до 21 октября
16 октября, 2012 - 11:46
ДЕВЯТИЛЕТНЮЮ СУМЧАНКУ АЛЕКСАНДРУ ДОРОШЕНКО И ЕЕ РАБОТУ «РЕМОНТ» ОТМЕТИЛА КОМПАНИЯ «КНАУФ» / ФОТО ОЛЕГА НЫЧА НЕУЖЕЛИ?! ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО «ПОМОГИТЕ РЕБЕНКУ (ДЕТСКАЯ ОНКОЛОГИЯ)» «День» призывает наших читателей, партнеров и всех неравнодушных помочь онкобольным детям бороться с недугом ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День» «МЕСТО ДЛЯ ВЫРАЖЕНИЯ СВОБОДЫ СЛОВА» — ТАК ОХАРАКТЕРИЗОВАЛ ФОТОВЫСТАВКУ «День-2012» ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ И ПОЛН

В центре нынешней Фотовыставки «Дня» (напомним, экспозиция по результатам XIV фотоконкурса издания открылась 12 октября в Музее современного искусства Украины) — без преувеличения призыв к солидарности. Взаимопомощи и сочувствию. Ежегодно самая первая задача, которую ставит перед собой редакция, организовывая фотоконкурс, — наиболее полно открыть перед всеми, кто увидит эти работы, нашу страну. Именно поэтому к участию в нем привлекают и профессионалов, и фотолюбителей, и даже маленьких начинающих фотографов (с 2009 года существует специальная номинация «Мир глазами детей»): каждый может уловить уникальное мгновение, которое позволит по-новому взглянуть на общество.

«Отобрать несколько сотен работ из нескольких тысяч — очень сложно: мы по несколько раз пересматриваем одну и ту же работу, чтобы ни одна талантливая душа не осталась в стороне, — отметила главный редактор «Дня» и председатель жюри конкурса Лариса ИВШИНА, открывая экспозицию, — но приятно, что наши выставки со временем превращаются в массовое фотографическое движение, способствуют самопознанию и объединению страны». В этом году на фотовыставке «Дня» представлено 350 работ, которые жюри конкурса — работники редакции издания — выбрало из двух с половиной тысяч. Всего участие в конкурсе приняло 390 авторов.

Фотовыставка «День-2012»

Фотовыставка «Дня» впервые представлена в музейном пространстве. «Мы очень рады, что на нашей площадке открылся такой прекрасный проект как фотовыставка «Дня». Благодаря руководителю газеты «День» — Ларисе Ившиной и слаженности работы ее команды получилась выставка, масштаб которой соответствует музейному пространству, чему мы безгранично рады! — сказала в комментарии изданию директор Музея современного искусства Оксана КОВАЛЬ. — Высокий профессиональный уровень выставки привел в музей большое количество посетителей. Надеемся, что это сотрудничество газеты «День» и нашего Музея станет традиционным. Ведь мы делаем общее дело».

Понятно, что работы участников — это, в первую очередь, пресс-фото (хотя мы не нивелируем значение художественной, психологической составляющей фотографий), потому ежегодно фотовыставки «Дня», так сказать, идут в ногу со временем. Издание стремится предложить зрителю своеобразный срез страны, фотоанализ состояния общества и изменений, происходящих в нем. Как часто отмечают посетители выставок, нация, которая смотрит из представленных работ, многогранная: колоритная в своих этнографических проявлениях и созвучна времени, жизнерадостная и с налетом печали или хлопот, политическая, с гражданским духом и непосредственная в повседневной жизни. Как говорит Лариса Ившина, «такое общество вы не всегда увидите на улице, но оно есть».

Впрочем, ежегодно среди этого разнообразия лиц и жизненных ситуаций можно выделить одну или несколько тенденций, характеризующих время. Например, вряд ли можно представить нынешнюю фотовыставку без фотографий «Евро-2012» — в экспозиции есть отдельная секция, посвященная футбольному чемпионату. Но наиболее интересно, что посетители, невзирая на привычный реализм работ, отмечают и их оптимистичное настроение. Это не значит, что скрыты проблемные темы, — они есть, но переданы без отчаяния, лишнего трагизма.

«На этот раз, невзирая на сложные времена, экспозиция выглядит более оптимистично, радостно, — отметил в комментарии «Дню» проректор Национального университета «Острожская академия», доктор философских наук, публицист Петр КРАЛЮК. — Возможно, это объясняется тем, что украинцы начинают потихоньку выздоравливать, ведь все-таки наша беда в том, что мы слишком пессимистично смотрим на окружающий мир, а это ненормально». Журналист Егор Соболев сказал, что видит, как у украинцев на фотографиях просыпается готовность к действию.

Собственно, призыв к человечному поступку звучит и в фотографии, которая в этом году получила Приз Призов «Золотой День». Это робота киевского фотографа Евгения Малолетки «Помогите ребенку», посвященная проблеме детской онкологии. «Каждый украинец знает об этой проблеме, но далеко не все могут рассказать о ней так, чтобы как можно сильнее сердце заволновалось, и люди захотели помочь», — отметила Лариса ИВШИНА, вручая Евгению награду, изготовленную из драгоценных металлов и камня студией дизайна «Гарарук».

— Социальная фотография — это больше, чем просто изображение, она имеет историю, конкретные действия и цель. Цель моей фотографии «Помогите ребенку», сделанной в Национальном институте рака, — помочь собрать деньги тем деткам, чьи родители не могут найти необходимую сумму на лечение, купить детям лекарства, развлечь их, отвлечь. У нас есть небольшая организация «Клуб молодых лидеров», где мы вместе покупаем лекарства, фрукты или другие необходимые вещи. Даже уделить немного внимания детям, чтобы отвлечь их от больничных будней, — это тоже нужно. В прошлом году мы сделали проект, в частности и фотовыставку, посвященную проблеме детской онкологии, благодаря которой удалось собрать около 50 тысяч гривен во время и еще 30 тысяч гривен после. На эти деньги мы купили необходимые лекарства и передали их в Институт рака, — рассказал Евгений после вручения награды. — Сегодня фотографы не очень хотят заниматься социальными темами. Я думаю из-за лени. Это же не коммерческая фотография. Кроме того, это всегда нелегко. Мне было трудно работать над этим проектом. Трудно было даже зайти в Институт рака. Если погрузиться в эту проблему, то очень трудно работать. А если не погружаться, а просто делать свою работу — тогда зачем она? «Золотой День» — это моя надежда на дальнейшую перспективу, это мое вдохновение работать дальше, ставить перед собой более сложные задачи, поднимать личную планку.

Особенностью «Золотого Дня» является то (напомним, награда вручается с 2008 года и присуждается тем фотографиям, которые наиболее остро делают акцент на необходимости социальной ответственности), что за этой наградой обязательно должен стоять хороший поступок по отношению к героям работы-победителя. Коллектив редакции приобщается к сбору средств для онкобольных детей и приглашает сделать это всех читателей издания (подробнее о благотворительной акции и путях помощи детям читайте в материале Марии Семенченко «Присоединяйтесь к акции неравнодушия»).

А обладателем Гран-при от «Проминвестбанка» стал фотокорреспондент «Дня» Константин Гришин за работу «Объединенные». «Эта работа является очень точным отражением процессов, происходящих в нашем обществе сегодня и определенного их драматизма», — объяснила выбор победителя Ирина ЦИЦИЛИНА, редактор информационных проектов «Проминвестбанка».

За выходные фотовыставку «День-2012» посетили не менее двух тысяч людей. Напомним, она продлится в Музее современного искусства до 21 октября. Поэтому спешите!

 

 

«ЭТО МЕСТО ДЛЯ ВЫРАЖЕНИЯ СВОБОДЫ СЛОВА»

Юкие МОКУО, глава Представительства ЮНИСЕФ в Украине:

— Мое внимание сразу же привлекло несколько вещей в этой фотовыставке. Это, в частности, социальные проблемы, отображенные на фотографиях, включая те, которые сделали дети. На них изображены люди с ограниченными возможностями, отличающиеся от других. Эти фотографии показывают, что нам еще многое нужно сделать, чтобы поддержать инвалидов или людей, подверженных дискриминации. Именно такой месседж я увидела в этих фотографиях. Но, с другой стороны, на фотовыставке «Дня» есть и очень много счастливых лиц, особенно детских. Залог такого счастья очень прост — родительская любовь и забота.

САКАТА Тоичи, Чрезвычайный и Полномочный Посол Японии в Украине:

— Я впервые на Фотовыставке «Дня». Это — место, где люди с помощью фотографий могут делиться своими эмоциями и мыслями. Фотовыставка важна и для всего общества, ведь это место для выражения свободы слова. Я был несколько удивлен, когда узнал, что некоторые фотографии сделали дети. А у них сильное ощущение того, что происходит в окружающем мире. И взрослые должны заботиться о том, чтобы сохранить это ощущение и таким образом сделать общество более миролюбивым. Выделить что-то из этой фотовыставки очень непросто. Впрочем, мне понравилась фотография Руслана Канюки «Утро в городе». Это символическое потягивание мужчины, свидетельствующее о свободе, о том, что он живет в свободном мире. Как по мне, это одна из наиболее интересных фотографий. Запомнилась и другая фотография (опять же фото Руслана) — «Будет футболистом», где во время Евро-2012 беременной женщине на животе рисуют мяч. Она очень радостна. После ее просмотра создается впечатление, что эта женщина очень счастлива, и общество, в котором она живет, — мирное. Она готовится стать мамой, и это символизирует яркое будущее для общества.

«БОЛЬШЕ ВСЕГО МЕНЯ ПОРАЖАЮТ ЭМОЦИИ»

Виталий ГАЙДУК, бизнесмен, общественный деятель:

— В отличие от реальной ситуации в стране, фотовыставка красочная, потрясающая. Конечно, есть трагические фотографии, но такие реалии присущи каждому обществу. Больше всего меня поражают эмоции. А здесь они фантастические, много ярких лиц. Все остальное — качество, техника, позволяющая поймать эмоцию. Очень впечатлили фотографии «Крылья» и «Оптимист».

«День» ГЛАЗАМИ ЛЮДЕЙ ЗАСТАВЛЯЕТ ПОСМОТРЕТЬ НА РЕАЛЬНУЮ ЖИЗНЬ»

Валентин НАЛИВАЙЧЕНКО, партия «УДАР»:

— На фотографиях Украина реальная, интересная, живая. Нет никакого намека на разъединенность страны. В то же время, к сожалению, видно, что люди живут бедно, нуждаются. Особым взглядом и отличается газета «День». Она на своих фотографиях, полосах всегда показывает нам реальную Украину. Не через политические очки, а наоборот, глазами людей заставляет посмотреть на реальную жизнь, политику. Здесь я вижу многих политических лидеров — оппозиционных, от власти — им стоит сюда прийти и посмотреть на то, как люди их видят, а это виденье отличается от того, которое им преподносят их советники. Я уже не один год прихожу на вашу фотовыставку — уровень всегда высокий, но в этом году хочу отметить, что фотографии особенно сильные, очень талантливые, успешные.

«ГЛЯДЯ НА ФОТОГРАФИИ, ТОЧНО БУДЕШЬ ПО-ДРУГОМУ ВЕСТИ СЕБЯ В ВЕРХОВНОЙ РАДЕ»

Владимир МАКЕЕНКО, Партия регионов:

— Мне очень приятно присутствовать на фотовыставке газеты «День», посвященной шестнадцатилетию издания. Некоторые фотографии вызывают улыбку от души, а некоторые и слезу. Очень хорошо, что фотокорреспонденты «Дня» все это собрали. Эти фотографии заставляют задуматься, понять жизнь по-другому. Глядя на них, ты точно будешь по-другому вести себя в Верховной Раде, по-другому рассматривать законопроекты, потому что фото не врут — глаза людей настоящие. Когда ты все время в помещении, в одном зале, как в теплице (у нас там как раз есть стеклянный купол), с такими как сам, ну, почти такими, или едешь в своем автомобиле с работы, жизни не чувствуешь. Как раз эта фотовыставка, где есть и политики, и обычные люди, и военные, и священнослужители... побуждает задуматься: тебя изнутри просто переворачивает. Я присоединяюсь к добрым словам, которые звучат в адрес газеты. Я по-своему тоже поздравил редакцию — подарил сову, то есть символ мудрости, потому что ваше издание мудрое, умное. Какой бы раздел ты не открыл — экономику, политику, общество — приятно читать. «День» для умных людей — это факт. Желаю вашему изданию дальнейших успехов: открывайте политикам и всем людям глаза на настоящую жизнь!

«ХОЧУ, ЧТОБЫ ЭТИ ФОТОГРАФИИ УВИДЕЛИ МОИ ДЕТИ»

Ефрем ЛУКАЦКИЙ, фотокорреспондент Associated Press, освещал события в горячих точках планеты: Афганистане, Чечне, Ираке, секторе Газа, Приднестровье:

— То, что делает газета «День», — удивительно. Потому что вокруг я вижу десятки изданий — далеко не бедных, — которые позиционируют себя как лидеров украинской медиаиндустрии, но не занимаются журналистикой как таковой, стоят на правилах своего хозяина. Им журналистика не нужна. А газета «День» показала, что она стоит на правилах и принципах журналистики. И здесь, на фотовыставке, я вижу именно журналистику. Я удивлен. Я давно не видел в Украине, чтобы кто-то занимался подобными делами, — только «День». Я снимаю шляпу перед организаторами фотовыставки. Я даже купил фотоальбом — хочу, чтобы эти фотографии увидели мои дети.

На фотовыставке есть очень много хороших идей, задумок. Мне, например, понравилась серия «Украинцы за Уралом» Николая Хриенко. Я вижу, что человек работает. Я понимаю, что не все реализовано так, как этого хотелось бы, но задумка очень хорошая.

Хотя мне не хватает тут серий. Нужно было фотографии как-то тематически группировать. Отсутствует спорт. Мало фотографий с Евро-2012. А ведь спорт — это эмоции, это то, что интересует миллионы людей, поэтому, я уверен, нужно включать в фотовыставку отдельный спортивный раздел.

Почему я решил принять участие в фотоконкурсе? Тут очень простая мотивация: надо уровень поднимать. Мне мои друзья из-за границы уже написали, что они знают о моем участии в конкурсе. Спрашивают, что это за конкурс, и говорят, что в следующий раз, возможно, они тоже будут среди участников.

«ВЫСТАВКА ПРОПИТАНА ДУХОМ РЕАЛИЗМА»

Константин МАТВИЕНКО, эксперт корпорации стратегического консалтинга «Гардарика»:

— На мой взгляд, выставка пропитана духом реализма. Не имею ничего против реализма, я его очень люблю, но хотелось бы видеть еще что-то, если так можно высказаться, постмодерное. Из того, что увидел, очень понравилось фото Владислава Мусиенко «С добрыми намерениями» — хороший ракурс и прекрасная подпись (на фотографии патриарх Кирилл склонился над митрополитом Владимиром). Фото Януковича с Медведевым (фотография Ефрема Лукацкого «Московский гость») — всю сущность господина Медведева фотограф поймал просто блестяще. Как всегда, я потом напишу в своем блоге: я всегда поздравляю пани Ларису и газету с тем, что это происходит. В любом случае это необходимо, и спасибо, что оно есть.

«ЭТО СВОЕГО РОДА, ПРАЗДНОВАНИЕ НОВОГО ГОДА ДЛЯ ДРУЗЕЙ, КОЛЛЕГ, ПАРТНЕРОВ, ЗРИТЕЛЕЙ И ЧИТАТЕЛЕЙ ГАЗЕТЫ»

Ольга ЧУМАК, менеджер по связям со СМИ компании «Кока-кола Украина» (специальным призом от компании награждены Елена ЗЕНЬ за работу «Крылья», Марина КАРПИЙ — «Страж замков (герой Украины Борис Возницкий) — и Алексей ФУРМАН — «Все будет круто!»):

— Украина на фотографиях Фотоконкурса «Дня» и трагическая, и романтичная, и печальная, и интеллектуальная. Наши ментальные архетипы традиционно проступили на фотобумаге нынешних конкурсантов. Мы можем посмеяться над собой, а можем и поплакать. И это прекрасно. Это значит, что мы живы. А то, что столько живого на фотоконкурсе, значит, что и он жив, он дышит, растет, говорит с нами языком своих образов, красок, сюжетов...

Выбирая работы для награждения, мы прежде всего обращали внимание на настроение фотографии. И вот когда выбор уже был сделан и осталось придумать, с чем обратиться к общественности, представляя его, мне вспомнился образ триады: прошлого, настоящего и будущего. Фотовыставка газеты «День» — это своего рода празднование нового года для друзей, коллег, партнеров, зрителей и читателей газеты. Мы, приходя сюда, вспоминаем, что было в прошлом, думаем, как проводим сегодняшние дни, и проектируем то, на что должны надеяться в будущем. Две работы из трех, которые мы наградили, — это работы памяти. Первая фотография —посвящение пану Возницкому, которого, к сожалению, уже нет с нами, но это — человек-легенда, память о котором вечна. Вторая работа — ЕВРО-2012 — счастье, эмоции, которые останутся с нами на всю жизнь. А вот третья работа «Крылья» — это настроение будущего.

Для себя я отметила, что на конкурс ежегодно подается очень много работ. Три тысячи фотографий — приличный масштаб.

«ПОРАЗИТЕЛЬНЫЙ СНИМОК И ОБРАЗНАЯ ПОДПИСЬ»

Владимир ЛИС, писатель:

— Выставка действительно очень разнообразная и интересная, ее нужно увидеть. Хочу отметить два момента: первый — то, что фотографы ловят поразительный снимок, а второй — чрезвычайно точная и образная подпись. Мне кажется, что здесь задействованы два соавтора: тот, кто фотографирует, и тот, кто подписывает фотографию. Вот «Он», «...и Она» (оба фото Руслана Канюки), «Красивый избранник Оли» (фото Александра Иванова) — выполнены с юмором. Неожиданные впечатления детей: вот один мальчик с восторгом смотрит на мир, а другой — прищурившись. А на фото «Хоспис. Одесса» (снимок Николая Тимченко) изображена трагедия жизни. Вот запечатленный взгляд этой девочки (фото Николая Тимченко) «Каким будет Киев, когда я выросту?»: каким, действительно, будет Киев и какой будет наша земля? Фото Руслана Канюки «Украинский вклад в протесты мира» вызывает разные суждения. Мы очень часто прячем свои лица даже за теми же вышиванками, другими внешними атрибутами. Несколько лет назад меня на улице спросили, как я отношусь к тому, что все больше людей носят вышиванки. Я сказал: «С одной стороны, я рад, а с другой, когда это превращается в какую-то обязательность, своего рода унификацию, когда это становится средством разделения на «своих» и «не своих», я этого не принимаю. Ведь когда-то и организатор Голодомора Постышев, и Хрущев носили вышиванки, потому это не всегда является выражением патриотизма. Я, например, вышиванку надеваю четыре-пять раз в год по большим праздникам, на знаковые события. Но фотография, как теперь говорит молодежь, одним словом — классная!

«ВИЗУАЛЬНЫЙ ПАРАДОКС»

Тарас ЛЕМЕШКО, есаул детского лагеря «Козацька фортеця» (специальный приз — Григорию Буланному (12 лет) за работу «Казацкого рода»):

— Фотовыставка «Дня» — это инструмент расширения кругозора. Искусство фотографии позволяет остановить мгновение в его самой тонкой тональности так, что зритель начинает совсем по-другому его чувствовать, понимать, воспринимать. Например, сюжет фотоработы «Кабмин. Не дочитали» (книга «Записки сумасшедшего» Николая Гоголя на фоне заседания Кабинета Министров) побуждает к размышлениям... Чем больше возможностей посмотреть на одну и ту же ситуацию с разных точек зрения у нас есть, тем лучше мы вооружены для принятия правильного решения.

Из собственного опыта скажу, что пытаться понять философию мысли другого человека — весьма увлекательный процесс. Я преподаю искусство боевого гопака и работаю с разными возрастными категориями. У меня есть детки четырех лет, есть подростки и совсем взрослые «дяди». Иногда диву даешься, насколько оригинальные взгляды у детей на вещи. Один мальчик огорчился, что ему во время занятия наступили на руку, сидел и плакал. Когда я у него спросил, почему он так опечалился, он ответил: « Я не рожден для того, чтобы мне на руку наступали». Меня поразило. Откуда в детской голове такие идеи?

Возвращаясь к фотовыставке «Дня», скажу еще, что меня поразили креативные «цветовые» решения отдельных фотохудожников. Сочетание желто-синего с часто кардинально противоположными вещами создает визуальный парадокс. Как вот и фото Андрея Нестеренко «Воспоминания о матриархате». Лысая мужская голова в веночке — креативный свежий фотосюжет. Но в действительности это — древняя украинская самобытная традиция. Древние римляне плели своим воинам-победителям лавровые венки. А нашим парням девушки на голову одевали венок из дубовых листьев. Эта традиция, к сожалению, забылась сегодня.

«ЭТО — КРАСИВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПУБЛИЦИСТИКА»

Ирина ТИХОМИРОВА, президент Международного института менеджмента, Киев:

— Выставка переехала в Музей современного искусства. И это, с моей точки зрения, очень хороший выбор локации. Фотовыставка «Дня» — это красивая художественная публицистика. Поэтому хорошо ее «потреблять» в музее.

Я увидела здесь и проблемы, и юмор. В этом году, как мне показалось, фотовыставка еще более художественна. Возможно, помещение наложило след, а возможно, это — определенный виток эволюции. Творческие люди чувствуют процессы значительно острее, чем другие. И фотографы — участники конкурса — преподнесли нам в этом году наши жизненные сюжеты часто под достаточно «неожиданным» соусом.

Я рекомендую фотовыставку «Дня» молодому поколению: своему сыну, его друзьям — как лекарства, как обязательное задание, потому что считаю ее хорошим уроком и патриотизма, и современного искусства. Это — повод задуматься над тем, что ты, возможно, еще не видел, но о чем обязательно должен знать.

«...ОПТИМИСТИЧЕСКИЙ ЭТЮД УКРАИНСКОЙ ЖИЗНИ»

Лариса ПИЛЬКЕВИЧ, руководитель проекта «Винотека «Арлекин»» виноторговой компании Vitis Group (специальный приз — Николаю ТИМЧЕНКО за работу «Поэма о море»):

— Наш выбор был субъективный и эмоциональный. Холод, дождь... Мужчина, автор фото, настолько тонко почувствовал мир девочки и взрослой женщины, что сумел их передать в самом тонком измерении. Эта работа — работа поэта.

А в целом — «поэтический сборник» под названием «Фотоконкурс «День-2012» — это оптимистический этюд украинской жизни. Страна — в радостях, заботах, мыслях и мечтах. В этом настроении страна прекрасна и едина.

«ИНТУИТИВНОЕ ОЩУЩЕНИЕ РОДСТВА»

Антонина ФИАЛКО, менеджер по связям с общественностью виноторговой компании Vitis Group (специальный приз — Юрию КАЛИНЯКУ за работу «Гуцульское хайку»):

— Фотовыставка «Дня» как спасатель, который вытягивает человека на поверхность, даруя глоток жизненно необходимого воздуха. Ведь все мы, погруженные в свои жизненные заботы, часто просто забываем поднять голову на поверхность, чтобы посмотреть на окружающий нас мир. Выставка делает большое дело, всколыхивая все то глубинное, что у нас есть.

Мы выбрали работу «Гуцульское хайку». Трудно артикулировать эмоции, которыми мы руководствовались при выборе. Вероятно, это какое-то интуитивное ощущение родства. Мы — виноторговая компания. Наш основной продукт — вино. Это — поэтический напиток. Так же, как робота Юрия Калиняка.

«ЭПИЦЕНТР ЭМОЦИЙ НА УЛИЦЕ ГЛУБОЧИЦКОЙ»

Павел КАЛЕНИЧ, директор агрофирмы «Ольгопіль» (специальный приз — Владимиру ФАЛИНУ за работу «Семейный маркетинг» и Николаю ТИМЧЕНКО за «Кабмин. Не дочитали»):

— Несмотря на то, что фотовыставка «Дня» в этом году «отдалилась» от административного центра столицы, по своей масштабности и мастерству представленных работ она создала эпицентр эмоций здесь, на улице Глубочицкой, собрав интересную известную и влиятельную публику.

Относительно выбора личных «фаворитов», которых мы наградили (агрофирма «Ольгопіль» отметила Владимира Фалина за работу «Семейный маркетинг» и Николая Тимченко — автора фото «Кабмин. Не дочитали»), то, как всегда, было сложно выбрать победителя. Я — человек неординарный, поэтому выбор, возможно, такой неординарный. Те двое деток, которые ловят рыбку, напомнили мне о родном пруде, природе. Я не мог не наградить эту работу. А вторая работа поразила сюжетом. В том, что в нашем Кабмине еще читают «Записки сумасшедшего» Гоголя, есть определенный драматизм настоящего Украины. Первый вывод от «знакомства» с сюжетом снимка — если на заседаниях нашего правительства читают «Записки сумасшедшего», «наш путь — во мраке»... Но я надеюсь, что это — ошибочная мысль.

«НА СНИМКАХ ЗАМЕРЛО СЧАСТЬЕ»

Геннадий НОВИКОВ, президент Аграрного союза Украины:

— Украина на фотовыставке «Дня» разная. И это наиболее интересно. Есть и грустные лица, и пылающие глаза, и пейзажи, и репортажи. Фотографировать Украину очень интересно.

Работа «Семейный маркетинг» — первая, которая вспоминается после просмотра фоторяда. Если убрать плакат, это — традиционный сельский сюжет. Детская, сельская, человеческая... непосредственность, которую удалось передать автору работы, пронимает. Я шел на фотовыставку «Дня» с ожиданием этого ощущения. И я его поймал.

Я впервые на фотографическом празднике «Дня». Меня пригласил Павел Евгеньевич Каленич. Он — мой давний и хороший приятель. А «День» — его друг. Он убедил меня, что нам стоит познакомиться. Я очень благодарен ему за это.

В сегодняшних телевизионных сюжетах, лентах новостей — очень мало позитива: ДТП, кражи, убийства, коррупция, протесты. Кажется, что жизнь страны состоит только из негатива. А это же — не так. И фотовыставка «Дня» этому доказательство. Здесь, на снимках, замерло счастье.

Я думаю, что возьму пример с товарища и тоже приобщусь к когорте партнеров фотовыставки «Дня». В сельском хозяйстве есть очень много интересных сюжетов, которые нужно показывать. Наши государственные мужи, да и все мы должны посмотреть в лица людей, которые кормят государство. Заглянуть в глаза тому, чем сегодня «кичится» власть: «мы экспортируем столько-то тон зерна», «у нас позитивное внешнеторговое сальдо»... А люди где? За этой же статистикой — человеческие судьбы.

Если на Фотовыставке «Дня» будет тематический аграрный раздел, думаю, проект от этого только выигрывает. Не обязательно показывать агрария с тяпкой или лопатой. Есть миллион, миллиард интересных сюжетов сельской жизни, которые сегодня остаются за кулисами. Фотохудожнику по силам поймать их и вывести на «большую сцену».

«ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОКНО»

Ирина ПОПОВА, администратор «Салона Наталии Балабановой» (специальный приз — Николаю ТИМЧЕНКО за работу «Нежность»):

— Фотовыставка «Дня» ежегодно удивляет новым взглядом на Украину. В этом году я увидела много старости на фото: прекрасной и грустной одновременно... Сердце сжимается. И больше начинаешь думать, каким важным является наше внимание для стареньких людей, любовь и теплота.

Нам хотелось наградить работу, излучающую позитив, любовь и добро. Показалось, что робота «Нежность» имеет самую мощную приветственную силу.

Лично для меня Фотовыставка «Дня» как дополнительное окно, которое открываешь и видишь Украину еще вот такой. Я очень благодарна «Дню» и фотографам, которые «мастерят» этот «портал» для меня.

«ГАЗЕТА «День» КАК ОТВЕТСТВЕННЫЙ ЭКСПЕДИТОР ВСЕ ЭТО СОБИРАЕТ, СОРТИРУЕТ, ОБЪЕДИНЯЕТ... ВОСПРОИЗВОДИТ ОЩУЩЕНИЯ НАЦИИ»

Сергей ЕРМИЛОВ, председатель Национального агентства Украины по вопросам обеспечения эффективного использования энергетических ресурсов:

— На снимках — много того, что происходило в этом году. Но, с моей точки зрения, здесь есть меткий взгляд. Не всегда люди могут точно почувствовать исторический момент. Впоследствии, увидев его пропущенным через фотообъектив, чувствуешь его остроту. Фото «Дня» — это не обычная фотография, это — история.

У каждого — индивидуальное ощущение фотографии. Автор ее понимает по-своему, зритель — по-своему... Да и в этих двух категориях большая «россыпь» восприятия. Но газета «День» как ответственный экспедитор все это собирает, сортирует, объединяет... воспроизводит ощущение нации.

Конечно, если зритель, пришедший на фотовыставку, думает, то он думает вместе с газетой «День», и он почувствует все те глубокие смыслы и мощные источники жизненной энергии, заложенные в представленных фотографиях. А если же эта функция головного мозга у него спит, то он придет, посмотрит на яркие картинки и забудет о них, к сожалению.

«ОГРОМНЫЙ НЕРЕАЛИЗОВАННЫЙ РЕЗЕРВ ЖИЗНЕННОЙ ЭНЕРГИИ»

Виктор ВАЛЕЕВ, директор Ассоциации «Информационные технологии Украины», вице-президент Украинского национального комитета Международной торговой палаты (специальный приз — Руслану КАНЮКЕ за серию «Он», «...и Она»):

— У Украины есть огромный нереализованный резерв жизненной энергии. И фотографии Фотовыставки «Дня» это подтверждают. Несмотря на сложные экономические, политические, социальные условия настоящего, страна не потеряла свой потенциал. Она борется за свое место под солнцем. И то, с каким рвением она пробивается к жизни на фотографиях участников фотоконкурса, добавляет веры в то, что мы себе его вернем.

В этом контексте есть философия нашего выбора победителя. Информационные технологии все больше и глубже проникают в нашу жизнь. Конечно, точно трудно сказать, какие это будет иметь последствия в глобальном аспекте. Но такой является наша реальность и наша ближайшая перспектива.

«ВЫБОР БЫЛ МОЛНИЕНОСНЫМ И БЕЗАПЕЛЛЯЦИОННЫМ»

Наталья ШИМАНОВИЧ, руководитель отдела маркетинга компании «Кнауф» (специальный приз — Александру КОСАРЕВУ за работу «Город Кировоград, улица Большая Перспективная» и Александре ДОРОШЕНКО (9 лет) — «Ремонт»):

— Как по мне, нынешняя фотовыставка «Дня» значительно более ярка, значительно более веселая, более оптимистичная. Представлено намного больше жизнеутверждающих фотографий, чем в прошлом или позапрошлом году. Конечно, было сложно выбирать фаворита. Но, скажу откровенно, для меня лично выбор был молниеносным и безапелляционным. Самый яркий фаворит компании «Кнауф» — это девятилетняя девочка, которая назвала свою работу «Ремонт». Я надеюсь, что тот I-Pad, который мы ей дарим, порадует Александру так же, как нас ее работа.

«УКРАИНА В БОРЬБЕ ЗА УКРАИНУ»

Татьяна ЮРКОВА, директор компании Aquavita-Tour (специальный приз — Татьяне ПАВЛИК за работу «Солнышко»):

— На этих фотографиях изображена Украина в борьбе за Украину. Очень много сильных работ. Фотография «Солнышко» — лирическая, теплая, яркая работа. Если перечислять все работы, которые мне понравились, то нужно просто переписать все 350 фотографий, которые здесь представлены. Я не могу сказать, что мне не понравилось. Все работы как разноцветные мазки. А Фотовыставка — яркая картина Украины. И это несмотря на то, что ее преобладающим ощущением является тревога. Страна уже давно в тревоге. И я думаю, что время борьбы еще не прошло. Сегодня люди осознают это. В отличие от нас тех, которые получили независимость. Тогда мы радовались и аплодировали, а теперь понимаем, что за независимость нужно бороться и делать это каждый день, каждый час.

«ЗДЕСЬ — ЖИЗНЬ ВО ВСЕЙ ЕЕ СТИХИИ»

Светлана ПАПУШИНА, заместитель генерального директора по вопросам финансов и операций компании Sony (спонсор номинации «Мир глазами детей»):

— Когда я готовилась представить выбор нашей компании, то думала, что буду говорить только о приятных впечатлениях. Но поняла, что тогда мое выступление будет «ограблено». Ведь эмоции бывают разными. И это — хорошо. Я увидела здесь разную страну. Здесь есть ощущение тревоги и беззаботности одновременно... Люди делятся тем, что для них важно. Это очень искренне. Здесь — не подготовленные, смонтированные кадры, здесь — жизнь во всей ее стихии.

Моей личной задачей было увидеть детский взгляд на мир, понять, о чем думает молодое поколение, чем интересуется, увлекается, под каким углом подает. Для нашей компании — это очень важно. Ведь это — наш будущий потребитель, в хорошем смысле этого слова. Мы считаем, что привозим на рынок определенный инструмент, который позволяет мечту превращать в реальность. Я сделала для себя много отметок, но основная — искренность. Работы детей более незаангажированы, откровенны, эмоциональны. Работы очень сильные. Я надеюсь, что не было редакции со стороны родных, что это — настоящий неотфильтрованный детский взгляд на мир через фотообъектив.

«ФОТОГРАФИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПРОДОЛЖАЕТ ЛУЧШИЕ ТРАДИЦИИ «КРЕАТИВНОГО БЮРО» ГАЗЕТЫ»

Евгений ЧЕРНЕЦКИЙ, президент общественной организации «Ассоциация защиты прав предпринимателей»:

— Украина счастливая. И это очень приятно. Разные ситуации, приятные и не очень жизненные обстоятельства, но лица радостные. Единственное исключение — фотографии, героями которых являются пенсионеры. Становится грустно, когда смотришь в их глаза.

Я впервые на Фотовыставке «Дня». И очень приятно поражен. Фотографический проект продолжает лучшие традиции креативного бюро газеты. Приятно, что вы развиваете фотографию. Этому художественному направлению, к сожалению, в Украине уделяется недостаточно внимания. Тогда как в мире это — тренд. В Лондоне на Трафальгарской площади есть музей фотографии. Я любил туда ходить, когда учился в Великобритании.

«Любимым местом» в экспозиции Фотовыставки «День-2012» для меня стала подборка детских фото. Там я провел больше всего времени. Попробовал понять каждую фотографию, что хотел сказать автор ею. Все работы достаточно глубокие, и это поражает.

«...НАМ НЕ УДАЛОСЬ ОСТАНОВИТЬСЯ»

Елизавета КАЛАЧЕВА, маркетинг менеджер компании Adobe Systems Украина и СНГ:

— Украина — очень перспективная страна. Она борется за свое будущее.

Нам было очень непросто определиться с работами. Компьютерные технологии становятся все интеллектуальнее, а их постоянные пользователи — все моложе. Поэтому ключевой философией нашего выбора было творчество и позитив. И таких работ было много на нынешней Фотовыставке. С самого начала мы планировали награждать одну работу. Но нам не удалось остановиться. У украинских фотографов как у юных любителей, так и опытных мастеров есть творческий несокрушимый дух. И они умеют частицу его вложить в свою работу.

«МНЕ НРАВЯТСЯ ТАКИЕ СЮЖЕТЫ»

Артем ПЕТРЕНКО, пресс-секретарь секретаря Совета национальной безопасности и обороны Андрея Клюева:

— Мы часто слепы к волшебству мгновения. А фотография открывает нам глаза. На Фотовыставке «Дня» есть эмоции, интересные лица детей, известных личностей, обычных героев наших улиц. Имея в сердце самые теплые чувства к Украине, здесь ты все равно чувствуешь, что она гораздо красивее, чем ты ее себе представляешь. Видео не может передать эту эмоцию. А фото «замораживает» ее на бумаге и пробуждает у зрителя. Я пойду сегодня отсюда с еще большим чувством любви к стране, в которой родился и живу.

Есть несколько работ, которые меня поразили больше всего. Это — «Крылья». Я отметил для себя и один политический сюжет (пусть мой выбор останется со мной). Остальные фотографии на политическую тематику мне не понравились. Уже надоела политика. Очевидно, мне не хватает другого в жизни. Поэтому здесь, на фотовыставке, для себя я отметил «неполитические» работы.

Любопытны фотографии, которые открывают интересные сюжеты наших будней. Как вот работа, на которой — ободранная улица имеет название «Улица Перспективная».

А в целом — очень красивые люди на снимках. Подавляющее большинство из них — в работе. Это — прекрасно. Мне нравятся такие сюжеты.

«ДУША... ПРЕКРАСНАЯ, САМОБЫТНАЯ, ОДАРЕННАЯ»

Ирина ЦИЦИЛИНА, редактор информационных проектов ЗАО «Проминвестбанк» (генеральный спонсор гран-при Фотоконкурса «День-2012». Награду получил Константин ГРИШИН за работу «Объединенные»):

— Я очень люблю мероприятия «Дня». А еще я в восторге от социальной активности газеты в соцсетях. Для меня «День» — это украинская душа. Многогранная, прекрасная, самобытная, одаренная, направленная на результат.

Я поклонница главного редактора «Дня». Для меня Лариса Ившина — это образец женщины-руководителя, творческой личности.

Мне очень понравилась робота Ефрема Лукацкого «Московский гость», где на фотографии — Дмитрий Медведев. Думаю, снимок затрагивает очень острый вопрос, часто для нас неприятный. Но нам нужно с ним работать. Это — наши соседи. Мы должны понимать, что с этим мы живем.

А еще — серия работ, посвященных Богдану Ступке «Вечный Тевье. Последние овации». Его смерть — это большое грустное событие для нас. От нас ушел великий автор, личность, заменить которую некому, и ее и не может быть. Я хорошо знаю автора этого фоторяда Татьяну Великодную, знакома с ее творчеством. И, мне кажется, ей удалось уловить самое важное. Мы потеряли не просто хорошего человека и талантливого актера, от нас ушел целый культурный пласт, человек, который был примером преодоления препятствий.

«Я ПОСЕЩАЮ ФОТОВЫСТАВКИ «Дня» ПО НЕСКОЛЬКО РАЗ»

Всеволод ЛОСКУТОВ, советник-посланник Посольства Российской федерации в Украине (1997—2011 гг.):

— Это очень хорошая традиция, которая была основана газетой «День» и Ларисой Ившиной много лет назад. Такие выставки дают возможность лучше узнать об Украине и украинцах. Фотовыставку «Дня» очень ценил в свое время Виктор Степанович Черномырдин (бывший Посол РФ в Украине. — Ред.) Здесь, кстати, были и его портреты. Я посещаю фотовыставки «Дня» по несколько раз. Ведь когда приходишь в день, когда не так много людей, понимаешь, насколько ценна эта выставка. Важно и то, что ее увидят и в других городах Украины. Фотовыставка «Дня» — это история жизни наших стран и мира. На нынешней экспозиции представлены очень хорошие фотографии, которые отражают разные стороны жизни. Но хотелось бы обратить внимание на те, которые связаны с памятью о Богдане Сильвестровиче Ступке. Он был величайшим актером мирового уровня. Именно через него шли могучие импульсы российско-украинской дружбы — он очень много снимался в российских фильмах. Я был на беседе между Виктором Степановичем и Богданом Сильвестровичем, которому исполнилось 65 лет, и на всю жизнь это запомню. Я был и на похоронах Богдана Сильвестровича, ходил на кладбище, а потому выделил бы эти фотографии. Они очень важны и для молодежи. Разумеется, его будут помнить, ведь остались фильмы, спектакли, театр, которым он долго руководил, сменив своего великого учителя Сергея Данченко...

«ДИВНАЯ, ФАНТАСТИЧЕСКАЯ, РАЗНООБРАЗНАЯ»

Богдан ГАВРИЛИШИН, профессор, один из основателей Всемирного экономического форума в Давосе, член Римского клуба, Всемирной академии искусства и науки, участник инициативной группы «Первого декабря»:

— Мне приятно, что я общаюсь с такой замечательной газетой, как «День», и людьми, которые там работают. Эта выставка удивительно прекрасная, фантастическая и разнообразная! Очень многие фотографии, которые здесь представлены, на самом деле можно считать художественными произведениями, многие привлекают внимание тем, как на них схвачено мгновение. Впечатления от этой фотовыставки очень сильные, ведь от нее получаешь не только эстетическое, но и эмоциональное удовольствие. Было приятно увидеть здесь и фотографии некоторых покойных людей — в частности, Богдана Ступки, который был фантастическим актером и образованным человеком.

«ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО, ЖИВЕТ»

Александр ЧАЛЫЙ, Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины, бывший первый заместитель министра иностранных дел Украины:

— Я увидел, что гражданское общество и украинский народ, несмотря ни на что, живет, улыбается и надеется на лучшее будущее. Мне очень понравилась работа «Крылья», обладающая большим символизмом. Я бы сделал эту работу символом всей выставки. Молодежь — это будущие «крылья» Украины. Очень интересные были найдены ракурсы и с других событий — протестов, заключения лидеров оппозиции. Это — тоже жизнь. Но фотографии показывают, что, несмотря на эти ужасные и, с точки зрения европейских ценностей, совершенно неприемлемые вещи, у нации есть потенциал все это преодолеть. Баланс этих фотографий — это вера в европейское будущее Украины.

«ЭПОХА И ШКОЛА ГАЗЕТЫ «День» ЯВЛЯЕТСЯ УЧРЕДИТЕЛЬНОЙ ДЛЯ УКРАИНСКОЙ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ШКОЛЫ»

Лариса МУДРАК, заместитель председателя Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания:

— Сегодня эпоха и школа газеты «День», как по мне, является учредительной для украинской журналистской школы. Такого рода изданий, такого рода подходов и традиций в Украине сейчас — единицы. С течением истории, с ходом развития мы многое теряем. И чрезвычайно важно, что есть краеугольные камни, которые дают нам возможность свериться, насколько правильно и правдиво мы соотносимы времени и «Дню». Я сегодня по выставке хожу с восторгом: с одной стороны, мне иногда грустно, поскольку мы действительно многое теряем на пути прогресса, но с другой — мне чрезвычайно приятно, ведь фотовыставка и то количество людей, которые ею интересуются, свидетельствует о том, что Украина находит собственный уникальный путь развития своими болями, проблемами, пониманием того, как нужно развиваться, где нужно быть толерантным, где — революционным, где — терпимым, а где — жестким в своих принципах. За эти принципы в профессии, в отношении к окружающим я с огромным уважением и благодарностью отношусь ко всем, кто создает фотовыставку, и непосредственно к пани главному редактору. Лариса Ившина — уникальна в медийном поле и в профессиональном сообществе. Мне кажется, что она является весьма знаковой фигурой, а все ее шаги ценит не просто журналистское сообщество, а украинский социум. Ведь пани Лариса своим примером доказывает, что государство состоит из людей, и только люди будут определять ход его развития. Если говорить о работах, очень трепетна серия, посвященная Богдану Ступке. Его уход — это событие, обозначенное большой грустью, но оно в очередной раз показало, что у страны есть душа. И также я бы отметила фото, которые показывают душу общественного проявления. Мне кажется, что фотографы начинают более четко ее показывать. Если раньше мы некоторые политические реалии видели штрихами, то на этой выставке все весьма очевидно. Поэтому я бы отметила работы, которые передают украинский общественный дух — не стандартный, не форматный, протестный, но украинский и непреодолимый.

«РАДА, ЧТО ПОБЕДИЛА»

Александра ДОРОШЕНКО, девять лет, участница конкурса (Сумы):

— Я фотографирую с пяти лет. Иногда для того, чтобы сделать конкретный снимок, нужно очень много работать. От веса фотоаппарата начинает все болеть, часто не хватает выдержки. Но хорошая фотография стоит таких «страданий». Снимок «Ремонт», который помог мне победить, отсняла на работе у бабушки. Она работает охранником на строительстве. Как-то бабушка разрешила мне там фотографировать. Я чрезвычайно рада, что победила в международном конкурсе. Когда меня вызывали, то чуть не расплакалась. Не верила, что получу такой прекрасный подарок, стану победителем в самом известном в Украине конкурсе.

«ЛЮДИ НЕ ЖДУТ, ЧТО КТО-ТО ИСПРАВИТ СИТУАЦИЮ»

Егор СОБОЛЕВ, руководитель бюро журналистских расследований «Сознательно»:

— Как всегда — браво вам! К сожалению, в связи с упадком медиа приходит в упадок профессия фоторепортера. И фактически выставки «Дня» — это то место, где я вспоминаю величие этой профессии, ее силу, ее сердце. Что нового в этом году? Я вижу на этой выставке то, что меня радует и в жизни. Во-первых, намного больше личных поступков. Время разочарования уже проходит, и люди не ждут, что кто-то исправит ситуацию за них. Они это делают сами. Это прекрасно. Заметил иронию в отношении к тем недостаткам, которые нам мешают жить лучше. Заметил иронию по отношению к милиции, которая, очевидно, вынуждена выполнять не свои, не милицейские функции. Заметил сарказм по отношению к власти. Но главное — заметил надежду. Люди на этих фотографиях — прекрасные. Каждый из нас может спасти себя и свой мир — и это видно на большинстве фотографий. Поэтому огромное вам спасибо.

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ