Для работника Первого Национального, наверное, наиболее приятным на ХІІ фотоконкурсе газеты «День» стало то, что родной телеканал уже в который раз стал его партнером. В этом году на открытии фотовыставки заместитель генерального директора Владимир Липовой вручил специальную награду от Первого телеканала Анатолию Степанову за работу «Лестница на небо». Посвятили премию памяти выдающегося украинского режиссера Юрия Ильенко.
Выставочных впечатлений и мыслей насобиралось море.
Одно фото иногда может рассказать больше, чем целый репортаж на несколько страниц. Хорошо пойманный образ передает и новость, и эмоцию, и ощущение момента, и внешний контекст одновременно. Фото фиксируют истории. Или отдельных людей и семей, или целых стран, или мира. Либо и тех и других вместе. Тогда и появляются шедевры документальной фотографии.
За них вручают престижные награды и показывают как можно большему количеству людей. И это справедливо, ведь хорошие фотографии не просто передают момент или новость, они помогают лучше понять мир вокруг, учат, как в этом мире жить.
Поэтому и появляются международные конкурсы журналистских фотографий, как например, всемирно известный World Press Photo, вручается Пулитцеровская премия в области фотожурналистики, проводятся закрытые или открытые национальные фотоконкурсы.
В то же время, чтобы провести хороший национальный фотоконкурс, нужны две важные вещи. Во-первых, этим должен заниматься такой человек, как Лариса Ившина, которая понимает важность хорошей фотографии не только для конкурса, но и для собственной газеты. Именно ее серьезный подход способствовал тому, что в газете «День» и стране в целом появляются настоящие фотомастера. Во-вторых, организаторы соревнований должны приложить максимум усилий, чтобы и фотографии выбрать лучшие, и призы вручить достойные, и представить конкурс достойно. И в этом тоже незаурядную роль сыграет человеческий, то бишь, редакторский фактор.
Поэтому существование в Украине действительно хорошего фотоконкурса — это не просто приятный факт, а настоящая причина для национальной гордости. И тем более приятно, что его организатор — старый друг главной редакции Первого Национального.
То, что когда-то начиналось как инициатива одной очень молодой газеты, сейчас стало одним из главных фотособытий страны, соизмеримым с приездом выставки конкурса World Press Photo. А судя по количеству участников, партнеров, спонсоров, посетителей и географии выставок, можно спокойно сказать, что конкурс «Дня» — это не просто конкурс одной газеты, а главное национальное соревнование в жанре журналистской фотографии.
Лично мне всегда было интересно посещать выставки работ победителей фотоконкурса. За шесть лет учебы пропустил, кажется, только одну. А в этом году вообще невероятно повезло — я впервые побывал на открытии выставки и церемонии награждения победителей фотоконкурса.
Личные впечатления после прогулки по выставочным залам остались просто замечательными. Украинцы действительно умеют хорошо фотографировать. Надежда есть даже у одиноких стариков или детей-сирот (как на фото «Летняя кухня Любови Максимовны»), гнев бывает действительно праведным (фото «Грозди гнева»), творческое вдохновение можно ощущать даже в заводском цеху («Сталевар»), один взгляд способен рассказать больше, чем одежда или окружающий антураж (работа-победитель в номинации «Золотой День» — «Сестри-жалібниці»). А какие живописные фото дикой природы и насколько органично вписан в них человек (фотография «По Натуре»)!.. А Алексей Фурман, которому всего лишь 18, уже выиграл приз украинского омбудсмана Нины Карпачевой!.. И еще больше восхищаешься теми, кто нашел и отобрал все эти фото.
Чтобы не быть слишком субъективным в своих оценках выставки и конкурса, я попросил своих коллег и руководителей поделиться мыслями по поводу выставки. Их ответы и предлагаю вниманию уважаемых читателей «Дня».
Фотовыставка «День»-2010 в прошлое воскресенье завершила роботу в Украинском доме. Ее уже ждут в Черновцах, Львове, других городах и городках Украины. А к нам продолжают поступать отзывы киевских посетителей.
Владимир ЛИПОВОЙ, заместитель генерального директора НТКУ:
— Что вас наиболее поразило на нынешней фотовыставке? Что особенно привлекло внимание?
— Больше всего понравилось огромное количество качественных работ. Представляю, насколько тяжело было организаторам собрать столько высокопрофессиональных фотографий.
Порадовало, что на выставке отражены все сферы жизни, фото политических событий сделаны нестандартно и с юмором. Выставка «Дня» действительно без всякой цензуры. Ясно и четко показаны социальные проблемы, которые сейчас существуют в нашей стране. И все это вперемешку с очень красивыми отображениями повседневной жизни. То есть организаторы не просто выбрали лучшие фотографии, но еще и сделали выставку целостной. Это действительно поражает.
— Почему Первый решил вручить награду памяти Юрия Ильенко?
— Во-первых, потому что Ильенко — это очень известный человек, который сделал действительно много для украинского кинематографа. И так неожиданно ушел из жизни. В последние месяцы мы показываем в эфире Первого Национального украинскую киноклассику. Так вот, среди всех фильмов именно работы Ильенко собирали наибольшую аудиторию. Поэтому все, что сохраняет память об этом выдающемся человеке, достойно наибольшего внимания.
Во-вторых, высококлассная сама фотография. Эта черно-белая работа задела за живое буквально всех работников канала, которые ее видели. А решение о присуждении премии именно «Лестнице на небо» было принято жюри, в которое входили генеральный директор Егор Бенкендорф, его советник Денис Замрий, главный продюсер Алексей Семенов и я, единогласно.
Елена СЕМЕНЧУК, старший литературный редактор НТКУ:
— Что вас наиболее поразило на нынешней фотовыставке? Что особенно привлекло внимание?
— Как выяснилось, поражать может и прекрасное, и печальное...
Поразила какая-то отстраненность, пассивность приглашенных на торжественное открытие выставки гостей. То ли так сказалась тяжелая трудовая неделя, или, может, нежелание кого-то поддерживать... Но на таких мероприятиях, считаю, нужно как можно полнее проявлять эмоции, поддерживая аплодисментами тех, кто создает искусство.
В этом году меньше фотографий политического содержания, так что люди имеют возможность видеть прекрасное, вечное, невероятное. Много фотографий теплых, семейных, с детьми. Особенно поражают работы, сделанные детьми и, к сожалению, очень печальные. А потому задание взрослым — делать мир лучшим, чтобы дети жили среди прекрасного, доброго.
А еще хочу видеть на такой выставке побольше красивых фотографий женщин глазами мужчин!
— Какое фото стало личным выбором литературного редактора? Посоветовали ли вы выставку друзьям и родственникам?
— Меня как маму двоих дочерей (младшая — первоклассница) и сына-выпускника очень поразили работы «Мечты девичьи», «Пасха» и «Последний урок». Сейчас вместе с детьми переживаю все перипетии детской жизни. В самом деле, детство — это единственное место, куда бы хотели вернуться абсолютно все.
Уже посоветовала родным, знакомым и всем советую посетить эту прекрасную выставку, а еще — самим «ловить» прекрасные мгновения жизни и делиться ими с окружающими, создавая таким образом необычайный мир.
Кристина СТЕБЕЛЬСКАЯ, главный редактор Первого Национального:
— Фотовыставка сейчас путешествует по Украине, а я еще до сих пор не отошла от впечатлений ее открытия в Украинском доме. Так как это мое.
Три зала отражали наши мысли. Запрос на высокие идеалы. Каждое фото — как статья энциклопедии. Без комментариев понимаешь — каким не надо быть, кто ты на самом деле под маской, которая освобождает тебя от страха. В конце концов, недостаточно знать, что мы Украину любим. Надо понимать, почему мы ее ТАКУЮ ЛЮБИМ? Почему мы соскучились по себе?
Это требует осмысления. Фотовыставка «Дня» дает ключи к такому пониманию.
В домашней библиотеке у меня есть фотоальбом «Дня» предыдущих годов, который я часто беру в руки. Абсолютный спутник в моменты сосредоточения, даже одиночества. Каждое фото, как Библия, вселяет надежду. Как говорила Лина Костенко, — «высоковольтная линия духа». После их просмотра, как живчик, не хочешь засиживаться на месте.
Больше всего поражают фото детей и людей пожилых. Тот благородный покой старости во взгляде, морщинах... Как прекрасна благородная старость украинцев!
Я советовала бы издавать такие фотоальбомы и посылать в библиотеки и отели Украины, так как на фото — полнота образов украинской жизни, эдакий фотопатриотизм. Вспоминаю работу «Последний самурай», где трехлетнее дитя изо всех сил поддерживает сине-желтый флаг на длинной рукоятке. Взрослому было бы тяжело, а дитя таки удержало. И «Яблоко примирения», где дед-узник ГУЛАГа угощает бывшего конвоира лагеря яблоком. Были по разные стороны, а на старости мудрость примирила. Я понимала, почему возле фото «Соло» роились зрители... Чувствовали, что это и для них, для людей, а не для тарелок с холодцом играл одинокий скрипач. И не имеет значения, что музыки не слышно — ее видно на фото. Было грустно и весело вместе с тем от того, как маршировали на параде дородные стокилограммовые «Летчики ХXXL». Наверное, только украинский самолет «Руслан» выдержал бы вес такой «пузатой эскадрильи». Большому самолету — большой пилот — как-то само собой перефразировалось крылатое выражение.
Да разве только о выставке идет речь? И стоит ли удивляться, что даже телеканалы и издания-конкуренты здесь объединились? В этом году меня это порадовало особенно. Итак, диалог главного редактора Ларисы Ившиной, ее команды с элитой Украины держит свою линию и побуждает думать.
У меня есть давняя мечта — в нарядных мраморных залах Первого Национального на Мельникова создать постоянную фотогалерею «Дня».
Если бы каждый день смотреть на эти удивительные вспышки жизни, то как-то легче и творчески дышалось бы!
Виктор ВАЛЕЕВ, вице-президент Украинского национального комитета Международной торговой палаты, директор школы практического бизнеса, член Совета предпринимателей при Кабинете Министров Украины:
— Такие мероприятия, как фотоконкурс газеты «День», дают возможность выйти за рамки серых будней, осмыслить нашу жизнь. Ведь фотографии, собранные на конкурсе со всей Украины и даже из-за ее пределов, показывают жизнь с самых разнообразных сторон. И при этом комплексно и целостно. Это своего рода толчок для духовного развития.
Поэтому считаю, что бизнес активно должен принимать участие в таких мероприятиях. По моему мнению, фотожурналистика — это неповторимая вещь. Думаю, что Международная торговая палата тоже обязательно присоединится к поддержке фотоконкурса газеты «День», а также других мероприятий подобного рода.
Даниил КЛЮЧНИКОВ, глава представительства Adobe Systems в Украине (призы за работы «Страна грез» Руслана Канюки и «Сталевар» Наталии Кравчук):
— Невероятно интересные фотографии. Поэтому чрезвычайно приятно из года в год быть приглашенным на фотовыставку и поддерживать сам конкурс. Впечатлений очень много... А при выборе фотографий для вручения призов руководствовались, прежде всего, особенным отечественным характером, который мы видим, в частности, на фото «Сталевар». На нем изображен не просто представитель одной из самых массовых украинских профессий, но и ее неповторимая харизма.
Ярина КЛЮЧКОВСКАЯ, директор по корпоративным коммуникациям «Майкрософт Украина» (призы за работы «Жительница Полесья с черникой» Елены Лукашевич, «Ужин в Карпатах» Романа Малко, «Светская роза» Леонида Шевчука, «Буковинец» Юрия Черневого и «Не вродили» Вадима Козловского):
— В этом году больше всего поразили портретные фотографии. Мне кажется, что таких ярких и характерных портретов на предыдущих конкурсах не было. Политическая ситуация, как всегда, изменяется, а вот такие фотографии человеческих лиц, как «Буковинец», показывают вечные эмоции. Они показывают человеческие характеры, вне зависимости от политической ситуации.
Также мы хотели выбрать фотографии, которые показывают общение, общий труд людей, то есть то, как себя выражают люди. Показательной в этом плане является работа «Не уродили». Хотя урожай не тот, которого, возможно, ожидали женщины, собиравшие помидоры, но в их глазах видна надежда...
Фотоконкурс газеты «День» — невероятный конкурс. И такое впечатление, что с каждым годом он становится все лучше. Хотя фото, получившие гран-при прошлых лет, кажется, сделаны еще вчера — настолько они актуальны на данный момент.
Одним словом, наши соотечественники — очень талантливые люди, умеющие фотографировать и которых нужно фотографировать. Поэтому «Майкрософт Украина» и в дальнейшем будет поддерживать те таланты, которые находит газета «День».
Олеся ЖУЛИНСКАЯ, руководитель отдела связей с общественностью компании «Кока-Кола Украина» (призы за работы «Девушка и дождь» Алексея Фурмана в номинации «Мир глазами детей»; «Искусство позировать» Константина Гришина, «День»; «Купальский венок» Игоря Швачунова):
— Украина живет своей повседневной жизнью: она радуется и плачет, она счастлива и обеспокоена. Собственно, это ежегодно и передает фотовыставка «Дня».
Вместе с тем я в этом году заметила, что все больше и больше появляется партнеров, желающих поддержать фотовыставку «Дня», найти своих победителей. Это очень приятно. Ведь это свидетельствует о том, что растет двусторонняя связь.
Я каждый год ловлю себя на мысли, что не могу сдерживать слезы, рассматривая отдельные фотоработы выставки. Но наши призеры — это работы, которые наилучшим образом из всего фоторяда иллюстрируют радость украинцев. Это работы, возле которых хочется задержаться и улыбнуться, подзарядиться энергией позитива, счастья, радости и оптимизма.
Павел КАЛЕНИЧ, директор агрофирмы «Ольгополь (призы за работы «Соло» Бориса Корпусенко и «Гиля гусоньки» Ирины Денисенко):
— Я всегда с радостью приезжаю в Киев на открытие фотовыставки «Дня». Именно здесь можно увидеть нашу Украину такой, какой она есть в жизни: и в будничной, и в политической, и в праздничной...
Среди работ, которые мне больше всего понравились и которые мы решили наградить специальными призами, работа Ирины Денисенко «Гиля Гусоньки» такой искренней сельской тематики. А вторая — робота моего земляка Бориса Корпусенко «Соло». Снимок был сделан на мероприятии, на котором присутствовал я сам. Это было подведение итогов Дня работника сельского хозяйства. И Борис Корпусенко сумел передать теплоту и душевность в тот день в снимке.
Иван ОМЕЛЯНЮК, генеральный директор ООО НВП «КВАНТ-ЭФИР»:
— Я впервые побывал на выставке художественной фотографии. И меня просто переполняют эмоции от разнообразия нашей страны, изображенного авторами-участниками фотовыставки «Дня». Казалось бы, всего несколько сотен фотографий, а как глубоко переданы все аспекты нашей жизни.
Я недавно был в Париже, где имел возможность посетить Лувр, а здесь в Украинском доме я посетил музей жизни. И честно вам скажу, что определить, где я пережил более сильные и более яркие эмоции, мне тяжело. Я раньше считал: ну что такое фотография?! А теперь почувствовал, насколько сильные чувства и глубокие идеи умелый фотограф может вложить в снимок.
Анатолий ИГНАТОВИЧ, советник министра экономики, аспирант Национального университета «Львовская политехника»:
— В работах, представленных на фотовыставке «Дня», авторы удачно передали украинские реалии. А лейтмотив фоторяда, по моему мнению, составляют политические нотки. Даже те фото, которые совсем далеки от политики: девушка в венке, дети, природа, застолье... Возможно, такой фон создают фотоработы, изображающие политические события или фигуры. А возможно, настроение дня таково. А возможно, это дух самого издания, ведь «День» — это общественно-политическая газета.
Для меня Украина через фотовыставку «Дня» — это разноцветный клубок с четкой нитью политики. И, думаю, это наиболее меткий образ нашей современности. Украинцам сегодня не дают просто расслабиться, наслаждаться жизнью и работать, заставляя каждый день прямо или опосредствованно приобщаться к политике.
Проект фотоконкурса «Дня» очень необходим нашему обществу сегодня. Чем больше украинцев увидят эту фотовыставку, тем больше будут иметь возможность пережить своеобразный катарсис, который, я уверен, почувствовал каждый, кто посетил ее открытие.
Интересно, что почти каждую работу фотоконкурса «Дня» можно смело использовать в качестве материала для социальной рекламы.
Сергей МАЗУР, директор компании «ВИТИС ГРУПП» (призы за работы «Чурчхела» Светланы Маминой и «Наталия Андреевна — мама 1500 собак и кошек» Светланы Короленок):
— Отличие этой выставки от предыдущих в том, что в ней стало меньше политики. Мне кажется, люди уже просто устали от политики и от политиков. Поэтому объектами фоторабот все чаще становятся простые люди.
Также очень важна сама идея фотоконкурса, в котором могут поучаствовать и непрофессиональные фотографы. Таким образом, получается: простые люди делают фотокартины других простых людей. Но фотографов, принявших участие в фотоконкурсе «Дня», я убежден, нельзя назвать просто любителями фотографии. Автора, сделавшего снимок, который передает не только картинку, цвет, форму, но и душу объекта съемки, нельзя назвать просто фотографом. Он — творец, который сопереживает, радуется тому, что или кого он снимает.
Что касается наших призеров, то очень сложно объяснить выбор. Наверное, зачастую первое впечатление является наиболее правильным. Вот и наш выбор был минутным. Был просто миг, который подсказал работы интересные и нужные нам, которые волновали нас тогда.
Ирина ЧАЛАЯ, директор Департамента международного сотрудничества Министерства транспорта и связи Украины:
— На фотовыставке «Дня» я увидела нестандартную Украину, поднимающую новые вопросы, от которых люди убегают каждый день и не хотят отвечать. Когда ты видишь фотографию «Terra incognito» Украины, какими, на мой взгляд, и являются работы фотоконкурса «Дня», ты понимаешь, что она действительно для нас неизвестная. И самое страшное, что люди: молодежь и даже более взрослое поколение тратят не очень много времени, чтобы ее открыть.
Мой любимый снимок, сюжет которого показывает Первое мая, — старик идет навстречу руководству («Две правды»). Идея этой работы очень глубока. Ведь очевидно: старик на праздник попал случайно, ведь такие мероприятия, к сожалению, зачастую устраивают не для тех, кто этого заслуживает, а скорее как дань и показуха для масс.
Сергей БОНДАРЧУК, председатель исполкома партии «Наша Украина»:
— Моя любимая фотография — это «Полисянка с черникой». Во-первых, удивительное светлое лицо у женщины. Во-вторых, мне небезразличен этот край — Волынь. Я его очень люблю и уважаю.
Что касается самой выставки, то я увидел украинцев абсолютно разными. Тут и счастье, и невзгоды. Иногда мы не замечаем жизни, которая пролетает мимо нас, как скоростной поезд, а благодаря этим фотографиям мгновение останавливается. Мне это очень понравилось.
Людмила ЗАДОРЕЦКАЯ, директор СПА Центра «Сезоны СПА» (приз за работу «Справлюсь сама» Любови Моторной):
— Подобных фотоконкурсов в Украине, к сожалению, нет. Поэтому впечатления только позитивные.
Что касается выбора призера, сомнения, конечно же, были. Но работа «Справлюсь сама» заставила нас задуматься над жизнью, она нас зацепила своим философским содержанием. Однако действительно хочется, чтобы в лодке была не одна девушка. Надеемся, что со временем так оно и будет. Ведь семейные ценности необходимо возрождать, чтобы одиноких людей становилось меньше.