Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Украинский «фундамент»

16 апреля, 2009 - 19:10

Современный мир с его открытыми информационными объятиями дает нам множество возможностей для непрестанного развития и неисчерпаемого познания. К сожалению, часто оказывается, что мы пренебрегаем сокровищами, которые находятся не за семью морями, а прямо у нас под носом. Одно из этих сокровищ, как мне кажется, — Острожская академия, о существовании которой, наверное, знают далеко не все украинцы. Собственно субъективно признаюсь, что вряд ли о ней узнала настолько много и я. Если бы не газета «День». И не желание главного редактора Ларисы Ившиной, чтобы все журналисты редакции понимали, почему и зачем «День» системно поддерживает этот образовательный, научный и, осмелюсь утверждать, духовный центр.

Ни одного человека, называющего себя украинцем, не может не растрогать и не вдохновлять тот факт, что в 1576 году, т.е. в XVI веке (синхронно с западноевропейским миром) на территории Украины уже появился полноценный образовательный центр — Острожская славяно-греко-латинская академия. Это свидетельство, во-первых, глубоких корней образовательных традиций украинской высшей школы, а во-вторых, нашего созвучия с европейскими тенденциями и контекстами. Для меня это чрезвычайно важно.

Не может не поражать и список выпускников академии, среди которых гетман Петр Конашевич-Сагайдачный, Северин Наливайко, Мелетий Смотрицкий, Иов Борецкий, Захария Копистенский, Елисей Плетинецкий. А преподаватели? Демьян Наливайко, Кирилл Лукарис, Ян Лятош, Эмануил Мосхопуло. Кстати, их присутствие, а также бдительное око других мудрецов древности чувствуется в академии и сегодня — благодаря настенным росписям, бронзовым бюстам (которые, к счастью, абсолютно не ассоциируются с «советским» стилем), и гипсовым скульптурам. Вот и Аристотель, стоя посреди зеленой поляны, внимательно следит за студентами...

Вслушиваясь в историю Острожской академии — древней и новой, всматриваясь в экспонаты местного музея, понимаешь, что между Мелетием Смотрицким (который именно в этих стенах изобрел деление на части речи, которое впоследствии позаимствовали у нас россияне) и теми, кто отдал уйму времени и сил на возрождение Острожской академии из пепла, расстояние не так уж велико — во временном измерении, а особенно — в мировоззренческом. Сегодня мы можем только представить себе мужество профессора Николая Ковальского, который в 1994 (!) году приехал из Днепропетровска в Острог, чтобы возродить давно покинутый Украиной, но не забытый Богом, когда-то славный университет. Интересно, что им тогда руководило?.. Страшно становится от мысли, что его окружало неверие: зачем вам это надо? В такое время и думать об образовании... главное — выжить, а потом уж и образование, и все будет... Вот какой он, путь между Сциллой и Харибдой... Возможно, именно в нашей обычной формуле, где образование и развитие личности традиционно выносятся за скобки, и кроется изъян, который не дает Украине осуществить давно заслуженный прорыв? Потому что не за скобками образование и развитие, а в фундаменте. А без надежного фундамента все наши замки оказываются воздушными. Поэтому мы должны постоянно благодарить (мысленно, а лучше на деле) тех людей, которые из призрачных упоминаний о великом прошлом создали красивую и благородную легенду, чтобы воплотить ее в жизнь. Новая Острожская академия, ее все более мощное развитие доказывают, что для дела просвещения не может быть подходящего или неподходящего времени. В этом существует однозначная потребность, игнорирование которой приводит к... Собственно, имеем то, что имеем. Лучше и не скажешь.

Очевидно, газета «День» поняла это первой. К счастью, случилось именно так. И, надеюсь, наше издание — не последнее в украинском медиапространстве, кто будет заниматься этим некоммерческим (кто-то даже скажет бесперспективным) делом — пропагандой украинского образовательно-научного сообщества. Интересно было бы подсчитать, сколько людей благодаря «Дню» узнало об Остроге. А еще интереснее было бы знать, сколькие из них стали студентами этого едва ли не единственного вуза в Украине, где взятки — абсолютный нонсенс. Кстати, одна из интересных деталей в академии — табличка-предупреждение перед входом в кабинет ректора: ведется аудио- и видеонаблюдение. Европа? По-моему, да. Причем, хоть и скрытая в глубине Ровенской области, но, на мой взгляд, академия во стократ более европейская, чем киевские высшие школы с непробиваемым налетом пафоса. Говорю это вполне ответственно, ведь в одном из таких заведений мне пришлось провести пять с половиной лет своей жизни.

А в Острожской академии все дышит историей. Начиная с самого города (в Остроге, как известно, находится замок и остатки древней каменной стены) и заканчивая зданием академии, которое когда-то было монастырем капуцинов, — со своей историей, страшными легендами и даже запутанными подземными ходами, где до сих пор хранятся мощи. А рядом — уникальная суперсовременная библиотека — большая, красивая и светлая, в которой, кажется, можно просиживать сутками. Здесь есть даже местная рок-группа, и каждую осень проводится рок-фестиваль. Эти миры Острога — древней истории и приобретений современности — абсолютно не конфликтуют, а наоборот, переплетаясь, творят то, что можно назвать фирменной атмосферой Острожской академии — с характерным доминирующим интеллектуальным послевкусием.

Впрочем, было бы лукавством утверждать, что Острожская академия — это некий идеальный сказочный мир, где нет проблем и будней. Конечно, они есть, но, честное слово, среди всего того, что мы с гордостью зовем образовательной сферой Украины, Острог кажется, как говорит Лариса Ившина, островком нормы — пусть без оксфордско-сорбонского размаха, но очень жизнеспособным и с огромным потенциалом. Именно тут закладывается наш, украинский «фундамент». И первым в Острог дорога таким личностям, как Анатолий Свидзинский.

Описывая свои субъективные впечатления от Острожской академии, я все же пытаюсь следовать минимальным критериям объективности и незаангажированности, но, к счастью, я уже заангажирована — здешним духом и словом. Поэтому, вторя словам студентов, произнесу: Острог, Острог, храни тебя Бог!

Маша ТОМАК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ