Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Квинтэссенция эпохи поверхностности

26 июля, 2017 - 13:47

О текучести времени, его скорости и стремительности писали все: от великих мыслителей до писак на просторах интернета. Период ускорения требует от человека оптимизации своих ресурсов, умений и способностей. У кого-то получается, а у кого, как пишет Лина Костенко: «Здається, часу і не гаю, а не встигаю, не встигаю!».

Апология быстрых курсов изучения языка, езды на автомобиле, селекции хомячков и игры на органе окружают нас повсеместно. И как-то незаметно скорость, мобильность и гибкость заменили понятие качества, глубинности и эрудированности. Ведь не все можно овладеть экспресс-курсом — между умением разводить хомяков и играть на органе существенная разница. Когда я сейчас это пишу, то не имею в виду только отдельное поколение, выросшее на этой почве и другого не видевшее, к ним претензий было бы меньше всего, а о тех, кто видел, умеет и знает, как жить тщательно ... но не хочет. Конечно, гораздо проще воспользоваться упрощенной версией образования, науки, техники, искусства. Но что из этого будет?

Говорят, что лучшие заметки складываются под влиянием сильного эмоционального потрясения (положительного или отрицательного, это уже другое дело). Во время абсурдного ужасно популярного спектакля в одном из столичных театров, когда от безвкусицы и примитивности начало сводить челюсти, подумала, что это смесь «небес и балагана» кому-то нравится. Кто эти ппламенные поклонники?

Преданные поклонники тесно, словно сардинки в банке, заполняли ряды темных, округлых, лакированных стульев с отполированными до блеска перилами. Коричнево-красные бархатные сиденья изредка поскрипывали от нетерпеливости одного из многочисленных увлеченных сюжетом. В зале царила напряженная тишина, прерываемая время от времени взрывами благодарного и довольного смеха. И вот антракт.

Холл театра внезапно превратился в многолюдное бунгало, где от усиленной болтовни воздух разогрелся до температуры субтропиков, а голоса слились в мушиное одноголосое жужжание. И действительно в глазах рябило от красочности, многообразия, сочетания несочетаемого в нарядах зрителей. Все они, как сильно я не сопротивлялась этому впечатлению, напоминали заморских букашек и пресмыкающихся. Длинноногие бабочки, долговязые и глазастые стрекозы, надоедливые мелкие мошки, гибкие и меланхоличные гусеницы, разноцветные атлеты-хамелеоны, питоны и ловкие ящерицы. Созерцая поведение людей, невольно поймала себя на мысли, что они считают себя знатоками, элитой, теми, кто может по достоинству оценить увиденное и среди всего репертуара выбрать лучшее. Но кто их убедил в том, что «весело» или «мелодраматично» является признаком качества. Наверное, русское слово «зрители» возникло тогда, когда еще никто не уделял внимания значению. Именно тогда оно вспомнилось очень четко, ведь «зрите ли вы?» — видите ли действительно вы! Понимаете и задумываетесь ли над увиденным.

Толпа постепенно расслаивается на группки. Компании напоминают стайки рыбок на рифе, пугливые, они собираются кучками и плавно разрезают своими плавниками толщу воды, но достаточно кому-то к ним приблизиться — растекаются кто куда. Сразу угадаешь, кто здесь часто бывает, кого знают, с кем дружат, а кого не переносят даже на дух. Обоняние и зрение у таких персон тонкое и никогда не подводит. Вот как у тех перезревших дам с выжженными до белого волосами. Вот одна увидела кого-то на  горизонте, и прищурилась, как дикая кошка, ее зрачки хищно сузились, тонкие и густо напомаженные губы засияли улыбкой притворной дружбы. Приземливши бокал с шампанским, она с деликатностью и бесшумностью удаляется со своей компаньонкой вглубь коридора, сладко сплетничая не только об объекте своей враждебности, но и обо всех вокруг. Типичная анаконда, такая обнимет, и не заметишь, как задушит, особенно того, кто осмелится критиковать ее любимого актера. Кстати, ему она в очередной раз приносит огромный веник пышных и колючих роз в знак расположения и бессознательной мести за то, что выбрал другую, а не ее.

Молодежь у столиков напоминает красочных и беззаботных попугайчиков, которые все время развлекаются. Правда, сколько того времени молодости, ровно столько же, сколько и жизни у бабочек-однодневок, поэтому никто не обращает внимания на шумную толпу. Девушки переглядываются между собой, «пасут» глазами ребят по залу, как в той народной песни, где женщины мужчин продавали, выбирают себе лучшего. Их приход сюда целенаправленный и целиком рассчитан до мелочей, как и все мероприятия, где они появляются. То есть купить билеты на самый популярный спектакль, прийти отсидеть законные 2 часа, во время антракта сходить в буфет, сделать там же несколько селфи и, конечно, сразу запостить в Instagarm. Справились — «засветились» среди местного бомонда и айда домой. И совершенно неважно, что там показывали. Главное павой стать, и чтобы весь мир увидел, какая красавица-умница здесь появилась.

Мир тесен, и я абсолютно согласна с этими словами. Недавно наблюдала за беседой девушек во время антракта балета «Великий Гэтсби». Это было похоже на место встречи, где заранее договорилась сойтись компания, оценить праздничные наряды, сфотографироваться, выпить в буфете, посидеть в онлайне во время второго действия, ведя прямую трансляцию с места события. На самом деле такое поведение откровенно раздражает, ведь день за днем почему-то становится больше таких зрителей — невоспитанных, равнодушных и высокомерных. Красивые, веселые, они с каждой секундой становились все больше похожи на глупых рыбок гуппи. Более того, даже губы так складывают, когда фотографируются.

Кишит, роится, журчит, снует из одного конца в другой пестрая народная масса. Напыщенные дамы важно расхаживают по холлу. Похожие на индеек они смотрят на всех вокруг «незлым тихим» глазом, выслеживая тех, кто был недоволен постановкой. Наверное, их всех зовут Анна, как героиню пьесы «Безталанна» Карпенко-Карого, ведь им так и хочется с кем-то погрызться. Хлебом не корми, пить давай, а поссориться — кровь из носа нужно. Единичные театралы, как букашки, которые боятся света, разбежались после третьего звонка. За этим балаганом и фарсом скрываются обычные люди, привыкшие ставить что-то или кого-то над собой: будь то правила, явления или люди. Пользоваться нехитрыми умениями, навыками и примитивным набором эмоций, стремлений и чувств.

И если в природе все имеет сакральное значение и собственное неискаженное течение, то у людей все сошло к примитивному копированию. Имитации обучения, осведомленности и заинтересованности. При этом эти циркачи хотят видеть «правду жизни» на сцене. А где же ее взять, если в реальности такого нет. Лишь рапидные решения и поверхностные знания, и как результат — недалекие люди, которых очень легко ввести в заблуждение. Эра людей с сердцем муравья и головой цикады. Как бы там ни было, а порой кажется, что через тысячи лет нас раскопают и узнают только по селфи-палкам и губам-дудочкам. А хочется, чтобы отождествляли с вечным «быть или не быть». Но не у всех в голове не пусто, у большинства там просто красиво, как у насекомых!

Ілона Ложенко, Літня школа журналістики «Дня»-2017
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ