Каждую субботу, абстрактное понятие выходных, я, перенасытившись рабочими буднями, провожу в библиотеке №10, одной из крупнейших в городе Кривой Рог. Такие визиты (всегда с удовольствием!) за несколько лет стали для меня уже совсем обыденными. И только сейчас, прочитав главный роман выдающегося аргентинского писателя Хулио Кортасара («Игра в классики»), я задумалась о том, что эти субботние посиделки, стали, пожалуй, основополагающей частью моей жизни. И было бы «дико» о них не написать.
Со времен Ярослава Мудрого библиотека в Украине стала неким таинственным святилищем, которое спустя столетья модернизации и всевозможных социальных апгрейдов не потеряла свою духовность. В такой атмосфере уже несколько лет собирается наша школа молодого журналиста (по сути, тоже «Клуб змеи»). На столе, как всегда, чашки зеленого чая и печенье, которым нас «от чистого сердца» потчует Анна Петровна – заведующая библиотекой, а на устах цитаты Твена, Аграновского и прочих «журналистских Сириусов» (Сириус – самая яркая звезда их тех, которые мы можем видеть).
Что наиболее интересно, о журналистике, как о профессии, говорим крайне мало, лишь изредка, мимолетом, пролетают слова вроде «лид» или «репортаж». Говорим, о смелости девченки из «Римских каникул», о дружбе мальчика с лошадкой из «Белой гривы», о «Реконструкции» (публикации Аграновского о Кривом Роге), об установках молодому человеку Андре Моруа. «В первую очередь воспитываем личность – говорит наставник Владимир Штельмах, – ведь «Хорошо пишет не тот, кто хорошо пишет, а тот, кто хорошо думает»».
И каждая из этих встреч, как кислородная подушка, помогает прожить еще неделю до следующей субботы, преодолевает загаженный выхлопами уличный воздух, абстрагирует от реальности. Каждая встреча, как мудрейшая книга, объясняет, что делать дальше, устанавливает парадигмы, учит мыслить («всё наше достоинство — в способности мыслить» — Паскаль).
В библиотеке обычно людей немного: пара работников, несколько читателей. Но это «экстракт» города. Кто-то неутомимо мечется между книжными полками в поисках книги о влиянии магнитного поля, кто-то врывается на наше занятие с просьбой рассказать о Татьяне Вороновой (почетном гражданине города, о которой уже не раз писала газета «День»), за чашкой чая сидит Евгений Шевченко, телеоператор 112 канала, и по-семейному рассказывает о политике. Все эти люди разные: кто в деловом костюме, кто в потрепанной рубашке, кто увлекается наукой, кто в отместку предыдущему читает стихи. Но основная часть посетителей – это фанатики своего дела, это интересные люди, это те самые мыслящие тростники, выбравшиеся в библиотеку из окружающего болота.
И в каждом городе, в каждом населенном пункте, есть такая своя «библиотека №10», где время от времени собирается кучка людей поговорить о чем-то своем, важном. Эта неосновная кучка составляет основу общества. Эти тростники сложнее сломать повышенным тарифам, их побаивается грядущий ветер перемен.
В интервью для литературного журнала «Огонек» Габриель Маркес рассказывает о влиянии родительского авторитета на детей. Он говорит, что как такого влияния не было, но дети, которые с детства растут в творческой атмосфере, для которых привычна компания Хулио Кортасара, зашедшего зашел к папе в гости, априори обречены на успех и самореализацию. И да, не у всех есть возможность пить чай с выдающимися гениями... Хотя стоп, у всех. Заходите в библиотеку, и вот кампания из Заратустры, Понтия Пилата и загадочного Орасио Оливейры уже готова вступить с вами во внутренний «монодиалог».
Во время «Летней школы», мы, читатели библиотеки газеты «День», каждую ночь собирались в одной из комнат общежития, в котором проживали на тот момент, и так яро дискутировали о Гонгадзе, теориях заговоров (с чем черт не шутит) и еще очень многих вещах. И честно говоря, даже не важно, были ли это конструктивные полилоги, или просто мысли вслух. Важно то, что каждый день мы получали кислородную подушку и могли глубже дышать, глубже мыслить, глубже жить. Чего мы просим от массы, заходящей в ту же библиотеку лишь раз в школе: завести первый и последний формуляр, дышать полной грудью!? – от непривычки закашляются. Какой бы тривиальной ни была метафора, но библиотека была, есть и будет духовным святилищем, очищающим источником, а раз уж там собираются «Сириусы», то и галактикой.