«Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис 7, 14).
25 декабря в Доме митрополита, расположенном на территории Софии Киевской, была не совсем обычная для этого места атмосфера: звучал джаз, дети разрисовывали имбирное печенье, а всех присутствующих угощали чаем и сладостями. Открытый Православный Университет Святой Софии-Премудрости устроил праздник Open Christmas, на котором православная украинская община праздновала Рождество Христово в знак солидарности с друзьями-католиками.
Пока продолжаются дискуссии о переносе даты празднования Рождества с 7 января на 25 декабря, что могло бы стать еще одним фактором единения всех христиан, у украинцев два Рождества. Пока нет однозначного мнения, как быть с двумя днями празднований. Очевидно, что нестабильное политическое и культурное положение Украины сегодня, этап поиска и творения себя самой является очень благоприятной почвой для внедрения изменений и на религиозно-обрядовом уровне. Хотя понятно, что этот пласт общественного сознания является наименее гибким.
Во время Open Christmas протоиерей Георгий Коваленко, ректор Открытого Православного Университета, выразил свою позицию относительно празднования Рождества, которая могла бы примирить представителей всех христианских течений. По мнению о. Георгия, не стоит отменять 7 января и утверждать 25 декабря единственно приемлемым днем. Если мы пытаемся отойти от авторитарности суждений, однозначности и тотальной унификации, то дать зеленый свет инаковости в ситуации с датами — лучший путь к этому.
Тем, кто празднует по юлианскому календарю, было бы нелишне поздравить 25 декабря друзей и в Украине, и за ее пределами. Таким образом можно лучше интегрироваться в мировую христианскую общину, почувствовать единство с ней, а не обособленность. Время петь свои колядки и время слушать рождественские песнопения соседей. Итак, главная идея — в принятии чужого и сохранении в устойчивом виде своего.
Не стоит забывать, что не только католики празднуют Рождество по григорианскому календарю, но и 10 из 14 Поместных Православных Церквей. А традиция праздновать рождение Иисуса 25 декабря пошла еще с третьего Вселенского Собора, состоявшегося в Эфесе в 431 году. Этот Собор имел очень большое значение для нашего сегодняшнего понимания сути Рождества и основных библейских лиц, связанных с ним. Именно на нем были признаны две сущности Иисуса — божественная и человеческая, и на уровне догмы за Девой Марией закрепились наименования «Приснодева» и «Богородица».
Дата «25 грудня» была выведена небезосновательно. О ней гостям праздника Open Christmas рассказал лектор Открытого Православного Университета Вячеслав Горшков. Он отметил, что если попробовать сложить вместе все данные, которые дают нам Евангелия (то есть Благовещение Елизаветы, матери Иоанна Крестителя, Благовещение Марии, которое произошло через пять месяцев, время службы в храме священника Захарии, отца Иоанна Крестителя, и примерный период вынашивания ребенка), то и всплывет именно 25 декабря. Вот только оказывается, что летоисчисление, которое у нас идет от Рождества Христова, является не совсем точным. На самом деле Иисус родился на шесть лет раньше. На это указывается дата смерти Ирода (4 г. до н. э.) — а Иисус не мог родиться позже, чем Ирод приказал убить младенцев в возрасте «от двух лет и младше» — и переписи населения (с 9 по 6 гг. до н. э.), из-за чего Мария с Иосифом и отправились в путешествие, в котором и родился Иисус.
Конечно, сложно воспринимать тексты Библии как исторические документы, несмотря на древний возраст этих книг, переводы, вырезания и добавления частей. Но даже то, что есть, дает основу для лучшего понимания нашего времени. Сейчас, почти в 2017 году, поздно исправлять ошибку, допущенную много лет назад Дионисием Малым, который ввел понятие «наша эра». Хотя, как знать, ошибка ли это была. Да и важно ли это сейчас?..
Главный вопрос стоит не столько о дате, годе и том, когда именно праздновать Рождество. Корень проблемы в том, как научиться принимать и уважать тех, кто отличается от нас. В религиозном плане для маленьких городков и сел, где конфессиональное многообразие может ограничиваться единственной церковью и несколькими священниками и где община живет довольно закрыто, вопрос, как быть с религиозно и культурно другими, может не возникать. Но в городах с большим численным представлением нужно каждому проделывать большую внутреннюю работу, чтобы не только относиться толерантно к «другому», но и радоваться и переживать вместе с ним.
Наконец, Иисус пришел в этот мир не для какого-то отдельного народа или определенной конфессии. И, наверное, совсем не для того, чтобы день Его рождения вызвал распри и раздоры. В нынешнем рождественском послании Папа Римский Франциск призвал к миру на всей земле, особенно в местах, где идут войны. А мир — это результат любви друг к другу, которую проповедовал Иисус.