Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Преступники переходят в интернет

Как не стать жертвой кибермошенников - собственный пример
3 ноября, 2017 - 17:25

По информации Национальной полиции Украины, за три квартала 2017 количество преступлений с использованием информационных технологий выросло в 2,3 раза - 6136 случаев по сравнению с 2621, зафиксированными в прошлом году. В официальном комментарии «Дню» Нацполиция отмечает, что при проведении расследований таких уголовных преступлений удалось выяснить, что подобные преступления совершают группы лиц, находящихся в местах лишения свободы преимущественно на временно оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей. В перечень областей, в которых стремительно растет преступность такого характера, входят Ивано-Франковска (505% прироста), Кировоградская (483%) и Луганская (307%). В Сумской области количество таких преступлений наоборот  уменьшилось на 40%, в Харьковской - почти на 6%. В Крыму и городе Севастополь ситуация не отслеживается.

Среди наиболее распространенных - случаи, когда мошенник представляется сотрудником банка или сотрудником социальной службы и под предлогом уточнения определенной информации, изменения лимита по платежной карте, улучшение сервиса обслуживания и т.п. получает данные платежной карточки (срок действия карты, ПИН-код), чтобы воспользоваться средствами с карточного счета или при расчете в сети интернет за товары и услуги. По информации Национальной полиции, самыми распространенными способами совершения мошенничества в сети Интернет является завладение средствами под видом реализации товаров, работ или услуг. С этой целью злоумышленники размещают ложную информацию на досках объявлений, в социальных сетях, на интернет-аукционах, где участники имеют возможность дистанционно заключить соглашение о купле-продаже товара в сети. Таким образом, денежные средства за товар покупатель перечисляет продавцу на банковскую платежную карту или электронный кошелек, а после перечисления средств товар не поступает к покупателю, а продавец присваивает полученные средства.

Также злоумышленники часто создают интернет-ресурсы, на которых предлагают оплатить определенные услуги - пополнение счета мобильного, оплату за пользование услугами провайдера, для чего нужно ввести в соответствующие поля реквизиты банковской платежной карточки, что в дальнейшем дает возможность мошенникам проводить несанкционированные операции в сети интернет.

Случаются и нехарактерные, с точки зрения продавца, случаи, когда мошенник пытается сорвать джек-пот - рассчитывает завладеть товаром и данными платежной карточки, в то время, когда ты ожидаешь месяц-два ответной реакции на товар, который продаешь в интернете, но со временем понимаешь, что количество просмотров объявления растет и результата не дает. Именно такой случай произошел со мной. Скажу откровенно: когда наконец по ту сторону трубки слышишь, что покупатель нашелся, а до достижения цели осталось несколько простых убедительных шагов, не догадываешься, что эти несколько шагов на самом деле необходимы мошеннику, чтобы завоевать доверие покупателя и получить товар даром.

В начале осени я решил подать объявление на бесплатный сервис OLX - «легко и быстро», по крайней мере, так заявлено на сайте. Товар, который я намеревался продать - iPhone 5S, один из топовых на этом сайте, соотношение цена /качество соблюдено - оттуда и начинается соблазн для интернет-мошенников.

Почти через месяц со дня подачи объявления со мной связался Михаил (так назвался потенциальный покупатель), который на литературном украинском заявил, что его жене понравился именно мой смартфон, это и будет подарком для нее по случаю знаменательного для супругов даты. Мои комментарии по смартфону Михаил слушать не хочет - его интересует только, такое ли «состояние, как на фото» и  «чистый ли  Cloud». Долго не раздумывая, договаривается о встрече на следующий день, а для уточнения времени встречи просит звонить по текущему номеру.

В «день истины» происходила череда странных событий. Предыдущие «переговоры» прошли успешно - человек готов отдать любую сумму за товар через банк, а встретиться мне придется с курьером. Киберпреступник сознательно завышает предложенную вами сумму к оплате, что имеет психологический эффект, потому что скорее настроит вас на сотрудничество с мошенником, чем заставит усомниться в честности его намерений. Перед отправкой «делегированного» лица по моему адресу молодой человек спрашивает реквизиты, тщательно сверяет их, и почти мгновенно я получаю фейковое смс-сообщение с какого-то номера о зачислении средств на банковскую карточку. Для достоверности покупатель предлагает позвонить на горячую линию сервиса INBOX, которым он якобы только воспользовался, и, проявляя легкую грубость, приказывает спуститься к автомобилю. После этого сообщения-счастья мошенник захочет контролировать каждый ваш шаг, находясь на связи, сидеть на ушах, так сказать, до тех пор, пока не убедится, что товар уже в пути. Так человек с нечестными намерениями пытается вас дезориентировать, не дав времени на размышления.

Иду к автомобилю, «держа Михаила на дистанции», а с другого мобильного звоню в новосозданный сервис-центр INBOX. По связи мне спокойным, несколько приятным голосом тут же сообщают, что на мою карточку поступили средства, называют точную сумму, но воспользоваться ими можно, говорят, через три часа. И теперь, когда я уже возле машины, выясняю, что на этот раз в качестве курьера таксист одной из служб во Львове, который, как позже оказалось, о товаре ничего не знает, потому что «по договоренности должен забрать человека из указанного места ». Расстроенным голосом сообщаю таксисту, что, к сожалению (или к счастью), никто никуда не поедет. Этого разговора с водителем герой Михаил не слышал. Вскоре вызываю наряд полиции для фиксации факта попытки мошенничества, после чего набрался и смелости связаться с киберпреступниками и сообщить, что в отделении банка подтвердили, что деньги я вскоре получу, а смартфон можно без колебаний доставлять курьером по адресу покупателя. Впрочем, «рыбка сорвалась» - молодой человек больше не выходил на связь. Для мошенника важно, чтобы жертва играла по установленным им правилам. Если что-то пойдет не так - контакт обрывается.

Как сообщила представительница указанной службы такси, за последние полгода поступало 6 подобных обращений именно от этого мошенника (так, по информации Нацполиции, на одного такого мошенника приходится 5 уголовных правонарушений в год). На этот раз в такси обязаны заблокировать его в системе. Обидно только, что механизма установления умысла заказа автомобиля не существует.

CLM-менеджер OLX Мирослава Мазур на вопрос о том, как они противодействуют мошенничеству в интернете, сообщает: "В команде работают три специалиста по безопасности. Специалистами сервиса разработаны алгоритмы для выявления мошенников, проводится мониторинг объявлений, и в случае выявления деятельности пользователя, имеющей признаки мошеннической, учетная запись такого пользователя может быть заблокирована. Кроме этого, мы проводим постоянную разъяснительную работу с пользователями, как не стать жертвой мошенников». Но, похоже, такого количества специалистов недостаточно, чтобы гарантировать безопасность всех пользователей в сервисе, который по состоянию на сентябрь 2017, по официальным источникам, занимает 5-е место по посещаемости и является самым популярным сайтом объявлений в Украине. Ведь даже человек, который находится в местах лишениях свободы, способен обойти систему безопасности сервиса. Услуга «Безопасная сделка», которая нацелена «на существенное уменьшение количества случаев мошенничества с подпиской», не получила большого распространения среди пользователей.

Виталий КУДЫРКО, Летняя школа журналистики «Дня»-2017
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ