Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Человек-оркестр

14 апреля руководитель легендарного вокально-инструментального ансамбля «Кобза» Евгений Коваленко отмечает 70-летие
14 апреля, 2018 - 10:27
Фото из архива ВИА «Кобза»
Фото из архива ВИА «Кобза»

ВИА «Кобза», созданный в конце 1971 года по инициативе молодого талантливого композитора Александра Зуева, вихрем ворвался в художественное пространство, высокопрофессионально представил на эстраде лучшие образцы родного фольклора и родной современной песни. Новизна заключалась в талантливой аранжировке песен, приближении во многих случаях колорита несправедливо забытых народных творений к современным ритмам. Наряду с этим всеобъемлюще зазвучали и подзабытые старинные музыкальные инструменты: бандура, козобас, сопилка, дрымба, скрипка, бубен, лира и конечно же кобза ...

Более сорока лет ансамблем руководит человек-оркестр, уникальный знаток песенного фольклора, автор многих обработок народных композиций из репертуара «Кобзы», аранжировщик и композитор Евгений Коваленко.

— Впервые я «Кобзу» услышал на пластинке, когда служил в армии. В сентябре 1971 фирма «Мелодия» предложила популярной тогда украинской певице Валентине Куприной записать «Водограй» Ивасюка и выпустить на пластинке-миньоне. В то время Валерий Витер был солистом группы, ребята играли на инструментах и ​​подпевали и поражали слушателей всеми цветами многоголосия, — вспоминает Е. КОВАЛЕНКО. — «Кобза» пела только на украинском языке. Эту пластинку слушал столько и давал ее другим, что едва не затер...

После окончания Ростовской консерватории я по направлению должен был поехать работать в Сочинскую филармонию. Но в Киеве создавался мюзик-холл, куда мне посчастливилось устроиться вместе с женой. Как-то в концертном графике судьба свела нас вместе с «Кобзой». Я предложил одну из песен. Ее музыканты оценили и меня пригласили в ансамбль. Первый день работы в «Кобзе» пришелся на мой 27-й день рождения —
14 апреля 1975 года. Еще памятно то, что ровно через месяц киевское «Динамо» выиграло в Базеле свой первый Кубок Кубков. «Кобзе» повезло петь на чествовании наших футболистов дома, в Киеве. До сих пор храню как почетную реликвию буклет с автографами динамовцев исторического образца 1975-го.

— С твоим приходом «Кобза» сразу зазвучала по-новому.

— Я был не только солистом и клавишником, но и брал сопилку или лиру. Мы начали петь и а капельно. Для этого делал расширенные аранжировки. Это было ощутимо в таких песнях, как «Ой ходила дівчина бережком», «Ой гаю, гаю, зелен розмаю», «Ой поїхав за снопами».

По-новому «Кобза» зазвучала на своей второй пластинке-«гиганте», где, кроме названных, были песни в обработке Олега Леднева: «Ішов козак потайком», «У суботу молотив я», а также «Впали дві зірниці» Игоря Шамо на слова Валерия Куринского, «Люби мене» Александра Билаша на стихотворение Михаила Ткача, «Дума» Платона Майбороды и Андрея Малышко. Свои первые популярные песни приносил нам Николай Мозговой — «Мій рідний край», «Вперше» ...

— 1977 год знаменателен не только тем, что ты стал музыкальным руководителем, но и тем, что «Кобза» впервые выехала с гастролями за границу.

Ми сначала выехали в Чехословакию. В Братиславе спели премьеру «Батьку, ми ровесники з тобою» (стихотворение Александра Подсухи, музыка Александра Билаша). Через две недели «Кобза» побывала уже в Италии, во Флоренции. С успехом выступали и на Кубе... В 1982 году открыли для себя Канаду. Там был фурор!

— Была ли какая-то конкуренция в эстрадном цеху?

— Конкуренция была в хорошем отношении друг к другу. Мы встречались с огромным удовольствием с другими коллективами. Нам завидовали только в том плане, что у нас была записанная пластинка. София Ротару несколько раз ставила нас в пример: «Вы посмотрите, как работает «Кобза», вот это уровень!»

Мы пытались подсказать коллегам, что нужно исправить, готовы были помочь, лишь бы украинская эстрадная песня звучала как можно лучше. И не только у лидеров, а у всех, кто брался за ее исполнение. Анализируя давнее, задумываюсь, и кажется мне, тот дух взаимопомощи, взаимовыручки, взаимосогласия между участниками эстрады в большой мере излучал Володя Ивасюк. Он был огромным авторитетом среди музыкантов и певцов. К нему прислушивались. А он искренне желал, чтобы все ВИА звучали хорошо, чтобы песня украинская распространилась по миру. И сделал для этого очень и очень много. Его жизнь — его песни. В них он будет жить, сколько будет светить солнце.

— Ты хорошо знал Владимира Ивасюка, что поражало в нем больше всего?

— Мне интересно было увидеть, как Володя пишет ноты. Поскольку у каждого творческого человека есть в жизни настоящие друзья и так называемые «друзья», ведь в лицо они говорят одно, за спиной — невесть что. Об Ивасюке распустили слухи, мол, никакой он не музыкант, он даже ноты писать не способен... Володины ноты, которые взял первый раз в руки, мне, музыканту сказали очень много: так немного небрежно писать нотные знаки мог только профессионал, у которого каждый значок на нотной бумаге, сто раз повторяющийся, имел тот, на первый взгляд, штришок халатности. Это со временем вырабатывается у того, кто всегда спешит положить на бумагу мелодию, которая только рождается. Замечу, что, кроме дара Божьего и музыкального образования, обладал Володя чувством мелодии, а также времени, которое требовало новой ритмики. Мелодии Ивасюка были чисто украинскими по интонациям, к тому же слишком современными: он тогда опережал — как композитор — своих современников на десяток лет. А сейчас чувствую, что и на несколько десятков. Практически каждое произведение, которое писал Володя, имело глубокую метафоричность. И этим песни его завораживали, заставляли размышлять, думать о мире, в котором жили все мы. Во время записи еще раз убедился в правильности мысли, которую имел с ранних общений: Ивасюк очень требовательно относился к каждой нотке, каждому слову. В те времена на украинской эстраде существовала прекрасная традиция, когда композиторы приходили в коллективы, предлагая свои произведения, и сразу советовали, как лучше «ставить» произведение. Приходил к нам и Володя. Ивасюк меня познакомил с Ростиславом Братунем. Я был у поэта дома во Львове, он мне подарил два своих сборника стихов. И в первый, и во второй раз Ростислав Андреевич не дал мне даже сказать слова, он, захлебываясь, рассказывал о Володе, который был «его» композитором. У них было редкое родство душ. К сожалению, сейчас об обоих говорим в прошедшем времени ...

— На песнях «Кобзы» выросло не одно поколение. Как сохранить и издать творческое наследие ансамбля?

— Я сохранил едва ли не все записи «Кобзы»!

С удовольствием рассмотрю все предложения энтузиастов и наших фанов. Было бы хорошо издать «Самое лучшее» или, как принято теперь говорить The best of. А его было, к счастью очень много...
 

Справка «Дня»

ВИА «Кобза» начинался в Киевском музыкально-хоровом обществе из тандема электро-бандуристов Владимира Кушпета и Константина Новицкого. В 1969 г. к ним присоединились певец, флейтист, саксофонист Георгий Гарбар и клавишник Александр Зуев, басист Александр Рогоза и барабанщик Анатолий Лютюк, а также певец Валерий Витер. 20 октября 1971 года считается днем ​​рождения коллектива.

В разное время «Кобзу» возглавляли четыре музыкальных руководителя: Александр Зуев — до 1974 года, 1974-1976 — Олег Леднев, 1976-1977 — Константин Новицкий, с 1977-го — Евгений Коваленко. С ансамблем выступали до 20 певиц, около 20 певцов. Благодаря «Кобзе» на свет появилось 10 музыкальных фильмов. «Кобза» записала пластинку — первый в Украине стерео-диск. С 1970-х и по сей день ВИА «Кобза» неоднократно получала награды и премии фестивалей и конкурсов. Эта группа первой из коллективов бывшего СССР выступила с гастролями на американском континенте.

Михаил МАСЛИЙ




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ