Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Аспирант с ... 16-летним стажем

Что надо делать Украине, чтобы добиться настоящего прогресса в интеграции в НАТО
19 марта, 2018 - 19:01
ФОТО ИЗ АРХИВА «Дня»

Недавняя новость о включении Украины в перечень стран, вступающих в НАТО, — аспирантов — вызвала оживленную дискуссию в социальных сетях и много публикаций о важности/неважности этого статуса. Напомним, что речь идет о размещении на веб-сайте Североатлантического альянса уведомления: «На данный момент четыре страны-партнера задекларировали свое стремление (aspirations) к членству в НАТО Босния и Герцеговина, Грузия, бывшая югославская республика Македония, а также Украина».

Возникает вопрос, почему только сейчас в НАТО Украину назвали страной-аспирантом, хотя еще в 2002 году по инициативе секретаря СНБОУ Евгения Марчука Указом президента было принято решение о стремлении нашей страны присоединиться к евроатлантическим структурам.

Недавно также стало известно, что Президент Украины Петр Порошенко обратился с письмом к генсеку НАТО Йенсу Столтенбергу с просьбой предоставить Украине ПДЧ и попросил включить Киев в Программу расширенного партнерства.

Как известно, Украина стремилась получить ПДЧ на Бухарестском саммите НАТО в 2008 году, однако тогда канцлер Германии Ангела Меркель и тогдашний президент Франции Николя Саркози заблокировали это решение и в то же время в итоговой декларации этой встречи в верхах было сказано, что Украина в будущем может стать членом Альянса.

Так что теперь снова встает вопрос, какой может быть реакция НАТО по просьбе теперь уже президента Порошенко о предоставлении Украине ПДЧ и какие существуют препятствия на пути к получению этого статуса, а также что Украине может дать присоединение к Программе расширенного партнерства (Enchanced Opportunity Partners ).

АСПИРАНТ С 2002 ГОДА

Если внимательно посмотреть на историю отношений Украины с Североатлантическим альянсом, то еще 16 лет назад Украина получила статус аспиранта — кандидата на членство в НАТО. И это было закреплено в декларации Пражского саммита, состоявшемся в 2002 году. В частности, в 9-м пункте этого итогового документа говорится следующее: «Мы отмечаем решимость Украины следовать по пути евроатлантической интеграции и поэтому призываем Украину имплементировать необходимые реформы, чтобы достигнуть этой цели... Постоянный прогресс в углублении и укреплении наших отношений требует безусловной преданности Украины ценностям евроатлантического сообщества».

И этот статус аспиранта был снят в 2010 году после прихода к власти президента Виктора Януковича, который официально сообщил НАТО, что Украина не стремится получить ПДЧ и желает стать внеблоковой страной.

Интересно, что такая ситуация продолжалась фактически до позапрошлой пятницы. А ее можно было исправить еще в июне прошлого года сразу после внесения изменений в законы Украины «Об основах национальной безопасности Украины» и «Об основах внутренней и внешней политики», которые определили одним из приоритетов интеграцию в евроатлантическое пространство с целью приобретения членства в НАТО .

И оказывается, что для внесения изменений на сайте НАТО с отражением стремлений Украины получить членство Киеву нужно было только официально сообщить о таком намерении. И это было сделано с задержкой... в девять месяцев. Столько времени понадобилось Президенту Украины Петру Порошенко, чтобы официальным письмом к генсеку Альянса сообщить, что к саммиту НАТО Украина хочет восстановить свои стремления, основываясь на законодательстве. Возникает вопрос, почему Киев так долго медлил с таким обращением. Отчасти это можно объяснить почти двухлетним отсутствием посла Украины в НАТО, потому что именно новому послу Вадиму Пристайко, который был назначен в конце прошлого года, в штаб-квартире НАТО приписывают инициативу по внесению поправок в веб-сайт НАТО.

Надо обратить внимание и на другой момент, преувеличенное внимание некоторых украинских медиа и украинских политиков к признанию Украины аспирантом на членство в Альянсе. Ведь на самом деле никакого решения в НАТО не принимали, а просто внесли коррекцию на веб-сайт в разделе «Расширение».

КЛЮЧИ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ПДЧ

Другим важным вопросом в письме-обращении украинского президента к генсеку НАТО является просьба начать переговоры по ПДЧ, о который споткнулся Президент Украины в прошлом году, заявив на пресс-конференции по итогам заседания Североатлантического совета в Киеве о начале переговоров с союзниками Альянса по этому вопросу. Тогда обе стороны, НАТО и Украина, договорились, что не нужно отвлекаться на ПДЧ, а фокусироваться на том, чтобы имплементировать поставленные задачи, а потом уже делать заявления о своих намерениях и подавать их своим союзникам.

И поэтому не понятно, будет ли оправданной тактикой со стороны Киева поднимать вопрос о предоставлении ПДЧ и на июльском саммите в Брюсселе.

С одной стороны, в Североатлантическом альянсе признают за Украиной право поднимать этот вопрос.

С другой, знакомые с состоянием дел собеседники, с которыми общался «День», признаются, что не знают, каков будет ответ Украины со стороны 29 стран — членов НАТО, принимающих решения консенсусом.

Но вместе с тем дипломаты отмечают, что альфой и омегой любых будущих дискуссий о возможном статусе ПДЧ являются реформа оборонного сектора, принятие законов о национальной безопасности, военной разведке, СБУ. В частности, речь идет о назначении на должность министра обороны гражданского лица, о введении парламентского надзора над министерством обороны по оборонному бюджету, а также демократического гражданского контроля над СБУ.

Кроме того, собеседники по-дружески признаются «Дню», что среди некоторых стран Альянса существует некоторое сомнение в преданности Украины евроатлантическому курсу. И причем это касается как способности имплементировать реформы, так и стратегической ориентации Украины. И такой вопрос обосновывают тем, что Украина дважды в 2004 году, при президенте Кучме, и в 2010 году, при президенте Януковиче, отказывалась от намерения стать членом НАТО.

И примером для подражания приводят Грузию, которая с 2002 года неотвратимо следует курсу на НАТО, несмотря на смену правительства, приход к власти Иванишвили. Правда, эта последовательность еще не привела кавказскую страну в НАТО. Другим примером называют Черногорию, которая в 2006 году вышла из состава Сербии и избрала путь на членство в НАТО и несмотря на сложность отношений с бывшим «старшим братом» благодаря настойчивости и последовательности в прошлом году эта страна присоединилась к Альянсу.

Поэтому одной из главных задач для Украины остается развеивание сомнения среди некоторых стран по стратегической ориентации страны. Частично эту проблему, по мнению украинских властей, могло снять закрепление курса на членство в НАТО в Конституции как свидетельство того, Украина очень серьезно относится к этой цели.

В целом, в Североатлантическом альянсе, который имеет более чем 25-летний опыт расширения, считают, что перспектива членства зависит от самой страны, как быстро она сможет осуществить реформы и изменить законодательство, чтобы оно соответствовало законодательствам большинства стран НАТО.

ПОГОНЯ ЗА ОЧЕРЕДНЫМ СОМВОЛОМ

Третий пункт в письме президента — намерение присоединиться к Партнерству с расширенными возможностями. На данный момент статус Партнера с расширенными возможностями имеют пять стран: Австралия, Иордания, Грузия, Финляндия, Швеция. Упомянутые страны были избраны соответственно наибольшему вкладу в военных операций, в натовские учения, тренинги, кризисный менеджмент. Как известно, этот статус не несет особого значения и в этом партнерстве нет ничего особенного за исключением возможности для них встречаться в определенных форматах с членами Альянса.

Возникает вопрос, зачем это нашей стране, имеющей более пяти стран форматов сотрудничества с НАТО: РПН, Всеобъемлющий пакет помощи, Особое партнерство между НАТО и Украиной, заседание КУН.

Главной задачей для Украины на данный момент, пожалуй, является проведение заседания КУН на как можно более высоком уровне, в частности во время саммита. Однако, как известно, Венгрия заблокировала зимнее заседании Комиссии Украина — НАТО на уровне министров обороны, и поэтому до сих пор стоит вопрос об организации встречи в таком формате. Как рассказал «Дню» источник в НАТО, заседание КУН должно состояться в ближайшее время, возможно, на уровне послов, потому что Украина должна именно в этом формате представить ГНП на 2018 год.

Мыкола СИРУК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ