Сегодня, когда мы отмечаем 25-летие установления дипломатических отношений между Украиной и Турцией, было бы хорошо взглянуть на эти годы, чтобы выяснить, где мы находимся в настоящий момент. Со времени установления стратегического партнерства между Украиной и Турцией в 2011 году, обе страны прошли длинный путь в своих усилиях по воплощению амбициозной двусторонней повестки дня. Некоторые из этих целей, например, внедрение безвизового (а с недавнего времени — даже беспаспортного) режима и создание механизма Стратегического совета высокого уровня для проведения регулярных политических консультаций между главами государств, были успешно реализованы. Остальные, как, например, проект по созданию стратегического промышленного альянса, который будет включать совместные проекты в разных военных, технических и оборонных отраслях, еще должны быть достигнуты. Однако я особенно рад тому, что на данном этапе у нас нет никаких ограничений в развитии тесных отношений с Турцией, даже в самых уязвимых областях, таких как ядерная энергетика, авиационная и космическая техника, оборона и военное сотрудничество. Относительно этих и других вопросов, мы держим наши двери открытыми для турецких друзей.
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОВЕСТКА ДНЯ
Сегодня мы переживаем очень трудные времена. Украина и Турция в настоящее время сталкиваются с многочисленными проблемами в пределах своих национальных границ, а также вокруг границ. Российско-грузинская война в 2008 году, незаконная аннексия Крыма в 2014 году, продолжающаяся российская агрессия в Украине и, совсем недавно, ее интервенция в Сирии продемонстрировали хрупкость региональной архитектуры безопасности. Международное содружество оказалось плохо подготовленным к тому, чтобы противодействовать нетрадиционным методам «гибридной» войны и предложить эффективные ответы на новые акты агрессии — как реальной, так и виртуальной, которые часто непосредственно угрожают странам-членам НАТО и ЕС.
Активная политика и интервенции Кремля в Украине и Сирии не только активизировали опасения по поводу возможной российской военной экспансии, но и поставили под сомнение жизнеспособность либеральных демократий в Европе. Еще более важное, из-за грубых нарушений всех основных прав человека и явного игнорирования таких основных многосторонних договоров, как Будапештский меморандум, они в действительности угрожают всей системе международного права с ООН во главе. Именно поэтому на данный момент сотрудничество между нашими странами является вопросом не только выбора, но и необходимости.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ
Сегодня политический диалог между нашими странами приобретает новую скорость. После того как в 2011 году был создан механизм Стратегического совета высокого уровня (СРВУ), мы успешно использовали этот механизм ежегодных встреч президентов как возможность укрепить наши отношения стратегических партнеров и наполнить это партнерство материальным содержанием. Только за прошлый год наш президент, секретарь Совета национальной безопасности и обороны, премьер-министр, начальник генерального штаба, министры иностранных дел, обороны, экономического развития и торговли, сельского хозяйства, транспорта, энергетики и другие посетили Турцию. Некоторые из них — по несколько раз. То же можно сказать и относительно визитов высокопоставленных турецких чиновников в Украину. Буквально пару дней тому назад, 21—22 мая, наш министр иностранных дел Павел Климкин и вице-премьер-министр/министр экономического развития и торговли Степан Кубив посетили Стамбул для участия в саммите ОЧЕС и получения Украиной председательства в этой организации от Турции. Теперь мы ожидаем, что президент Турции господин Реджеп Тайип Эрдоган прибудет в Киев на шестую встречу СРВУ.
КРЫМ, БЕЗОПАСНОСТЬ В РЕГИОНЕ ЧЕРНОГО МОРЯ И МНОГОЕ ДРУГОЕ
Эти взаимные визиты не просто являются встречами руководителей. Они призваны стать четким сигналом для всех стран, которые пытаются вызывать нестабильность в регионе и за его пределами. Сегодня, в условиях региональной нестабильности и глобальной неопределенности, Украина и Турция поддерживают тесное сотрудничество в рамках многосторонних международных организаций, прилагая совместные усилия для деоккупации Крыма, защиты прав украинских граждан, в том числе крымских татар, на оккупированных территориях и выполнение соглашения о прекращении огня в украинском Донбассе.
В связи с этим, я хотел бы выразить благодарность турецкому правительству за неустанную поддержку украинского суверенитета и территориальной целостности. Мы высоко ценим твердую позицию Турции по Крыму, которая включает не только осуждение его аннексии как недопустимой, но и тесное сотрудничество с Украиной для укрепления международной поддержки по этому вопросу, соавторство резолюций ООН, как в случае резолюции от 2014 года «Территориальная целостность Украины» и резолюции «Положение в отрасли прав человека в Крыму», непризнание незаконных действий России на оккупированном полуострове и сохранение крымского вопроса высоко в повестке дня многосторонних международных организаций, таких как ООН, ПАСЕ, ОБСЕ и так далее. В свою очередь, Украина подтвердила сильную поддержку законно избранного правительства Турции во время попытки переворота 15 июля и стоит бок о бок с Турцией в войне с терроризмом.
СОВМЕСТНЫЕ ОБОРОННЫЕ И ВОЕННЫЕ ПРОЕКТЫ
На самом деле Украина и Турция работают в рамках многосторонних механизмов, призванных усилить меры безопасности и способствовать стабильности в регионе Черного моря, с середины 1990-х годов. В течение многих лет обе страны совместно принимают участие в международных операциях по поддержанию мира, двусторонних и многосторонних военных и военно-морских учениях, таких как Black Sea Harmony, Sea Breeze, Blackseafor и другие. Однако новые вызовы «гибридных» войн привели к появлению нового виденья мер безопасности в бассейне Черного моря, которое требует быстрой реакции, оперативной мобильности и значительной гибкости в процессе принятия решений. Это заставило Анкару и Киев еще больше сконцентрироваться на активизации двустороннего военно-морского сотрудничества в бассейне Черного моря, углублении сотрудничества флотов и практики совместного тактического маневрирования.
На высшем уровне Генеральные штабы украинских и турецких Вооруженных сил недавно подписали «дорожную карту» для военного сотрудничества до 2020 года. На самом же деле, данный документ является детальным планом реализации практических мероприятий по военному сотрудничеству, направленных как на укрепление двусторонних связей, так и на получение турецкой поддержки в подготовке украинской армии в соответствии со стандартами НАТО.
Сотрудничество между нашими странами в оборонной сфере не является чем-то новым. Тем не менее сегодня мы говорим о возможности создания совместных проектов в разных военных, технических и оборонных отраслях. Принимая во внимание технологические и интеллектуальные ресурсы, а также длинную и успешную историю украинских предприятий космической и оборонной промышленности, Украина имеет потенциал, чтобы стать одним из важнейших партнеров Турции в аэрокосмической отрасли. Обе страны рассматривают научно-техническое сотрудничество в высокотехнологических сферах ракетно-космической промышленности и военно-промышленного комплекса как ключевые для дальнейшего развития стратегического партнерства, с перспективой совместно выйти на мировой рынок с общим продуктом и полным циклом связанных услуг.
УСИЛИВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Как я уже говорил, этот год является очень символичным как юбилейный 25-й год наших дипломатических отношений. Тем не менее, он также обозначен ростом на 25% товарооборота между Украиной и Турцией только в течение первых двух месяцев 2017 года, который свидетельствует о новой позитивной тенденции в двусторонней торговле. Сегодня экономические связи между нашими странами усиливаются, и укрепление экономического сотрудничества объявлено абсолютным приоритетом двусторонних отношений как на уровне премьер-министров, так и на президентском уровне. С ожидаемым в ближайшем будущем подписанием трех основных документов — Соглашения о свободной торговле, Соглашения о взаимном поощрении и защите инвестиций и Соглашения об недопущении двойного налогообложения (в новой редакции) — эта сфера получит новый импульс для развития.
С новой волной приватизации в Украине, турецкие компании в последнее время изучают новые возможности инвестирования в портовую и энергетическую инфраструктуру, угольные шахты и другие стратегически важны государственные предприятия. С внедрением нового режима пересечения границы с Турцией по идентификационным картам, мы также ожидаем рост туризма и значительное увеличение количества путешествий между двумя странами.
НАШИ СТРАНЫ РАЗДЕЛЯЮТ ОБЩИЕ ЧУВСТВА
Как вывод, для Украины Турция не является «стратегическим» выбором. Это природный партнер — не только с точки зрения географической близости, но и ввиду исторического определяющего фактора и геополитического императива. Как однажды высказался Ататюрк, Украина и Турция «обречены сотрудничать» — и сегодня это именно так. Очевидно, что в последние несколько лет трудности преодоления региональных потрясений привели к новым вызовам, но они также предоставили уникальные возможности для последующего углубления стратегического партнерства между Украиной и Турцией в абсолютно новой региональной среде.
И сегодня я абсолютно уверен, что нет никаких препятствий для достижения всех наших амбициозных целей, потому что четыреста лет нашей общей истории и общего мирного сосуществования в регионе сближали нас не только географически, но и через общие традиции, языки и проблемы. Хотя в этом году мы официально отмечаем 25-летие установления дипломатических отношений, первые дипломатические контакты датируются 1649 годом, когда было подписано первое двустороннее соглашение между османским султаном и украинскими казаками. Первая украинская дипломатическая миссия была открыта в Стамбуле в 1918 году после провозглашения независимости Украинской Народной Республики, которая была вскоре признана Османской империей. Я уверен, что османские архивы до сих пор скрывают много неизвестных страниц нашей общей истории, которые еще предстоит открыть. Именно поэтому я считаю, что украинцы и турки всегда легко достигнут взаимопонимания, даже не зная турецкого или украинского языка хотя бы на начальном уровне.
Как говорил известный суфийский философ Мевляна Джалаледдин Руми, «Люди понимают друг друга не тогда, когда говорят на одном языке, а тогда, когда разделяют одни и те же чувства...»