Еще пять лет Александр Лукашенко будет руководить Беларусью. По официальным данным, он получил большинство голосов, наблюдатели же заявляют о массовых фальсификациях.
По предварительным подсчетам Центризбиркома Беларуси, Александр Лукашенко получил 83,49% голосов избирателей, на втором месте позиция «против всех» — 7,1%. Первая в истории страны кандидат-женщина и оппозиционерка Татьяна Короткевич получила 4,42%, глава Либерально-демократической партии Сергей Гайдукевич — 3,32% и глава Белорусской патриотической партии Николай Улахович — 1,67%. Явка по стране составила 87,2%.
При этом в Минске 20,6% избирателей проголосовали против всех, а Лукашенко получил 65,58% голосов. Наблюдатели за избирательным процессом заявляют, что цифры значительно завышены. Так, координатор кампании наблюдения «За справедливые выборы» Сергей Калякин не видит оснований доверять результатам выборов.
«Власти не хотят менять ситуацию к лучшему. Поэтому они проигнорировали просьбу международных организаций сделать выборы более демократическими, а процедуру подсчета — прозрачной. Мы отмечаем нарушение Конституции Беларуси и избирательного законодательства на всех этапах голосования. Мы отмечаем тотальное использование админресурса на всех этапах. В результате дискриминационного подхода к формированию комиссий представителей в них не попали представители демократических организаций», — заявил Сергей Калякин.
Также о нарушениях рассказала и наблюдатель на одном из участков от «Объединенной гражданской партии» Светлана Якшина. По словам наблюдательницы, на протяжении досрочного голосования ее подсчеты и данные протоколов совпадали, а в последний день досрочного голосования она обнаружила, что в протоколе указано на 213 человек больше, чем зафиксировано у нее. «В процентном соотношении от количества избирателей, по нашим данным, проголосовало 16,4%, а по их — ровно 30%. Я поднялась в приемную, где сидели председатель комиссии, секретарь и один из наблюдателей, который учительствует в школе. Я их спрашиваю по поводу цифр. Они все поняли сразу, опустили глаза вниз. Председатель мне отвечает: «Светлана Валерьевна, досрочное голосование закончилось!» Я вышла, у меня была истерика. Всю ночь и следующее утро проплакала. И такая ситуация не только на моем участке: где-то, как и у нас, в основной день прибавили, а где-то — на протяжении всего досрочного голосования», — рассказала Светлана.
Оппозиционные силы же призывают международное сообщество не признавать результаты выборов в Беларуси. После закрытия избирательных участков на своей пресс-конференции бывший политзаключенный Николай Статкевич, оппозиционеры Владимир Некляев и Анатолий Лебедько заявили о начале кампании по возвращению власти народу. «Сыгранный белорусским режимом избирательный спектакль выборами не считаем и не признаем. Оснований для этого более чем достаточно», — заявил Владимир Некляев.
Николай Статкевич отметил, что первой акцией кампании «Власть народу» было шествие национального стяга, состоявшееся накануне голосования. «Цель нашей кампании — вернуть власть народу. Мы будем призывать присоединиться к нам и другие демократические организации, движения и простых граждан», — рассказал Николай Статкевич.
Соперники Александра Лукашенко — Сергей Гайдукевич и Николай Улахович — поздравили с победой президента еще до закрытия избирательных участков. Татьяна Короткевич пообещала после объявления результатов дать пресс-конференцию.
Инаугурация Александра Лукашенко, в соответствии с Конституцией Беларуси, должна состояться через два месяца после дня выборов. Решение о назначении даты инаугурации будет принимать администрация президента.
КОММЕНТАРИЙ
«ЛУКАШЕНКО, БЕЗУСЛОВНО, БУДЕТ ПЫТАТЬСЯ ЛАВИРОВАТЬ МЕЖДУ ЕС И РОССИЕЙ»
Валерий КАРБАЛЕВИЧ, первый эксперт Центра «Стратегия», кандидат исторических наук:
— Результат этих выборов означает, что в Беларуси ничего не изменится. Сохранится прежняя экономическая, внутренняя и внешняя политика. Вряд ли в стране произойдут какие-то реформы. Лукашенко считает, что нынешняя социальная модель является оптимальной для удержания власти. Однако проблема в том, что эта модель себя исчерпала и дальше Беларусь не может развиваться на ее основе. Страна находится в историческом тупике, выход из которого на горизонте не виден.
Лукашенко, безусловно, будет пытаться лавировать между ЕС и Россией. Однако доминировать будет российский вектор. Между тем сейчас начинаются серьезные переговоры с Международным валютным фондом по новым кредитам. МВФ выставляет условия для Беларуси, но я сомневаюсь, что Лукашенко решится на те реформы, которые требует МВФ. Могут быть какие-то косметические шаги, но на серьезные, глубокие рыночные реформы власть не готова. Лукашенко считает большими риски от реформ, нежели сохранение status quo.
После президентских выборов в Беларуси ЕС также может приостановить санкции против Лукашенко. Это хитрая формулировка: «Санкции остаются, но вводится мораторий на их исполнение». Думаю, Лукашенко получит возможность ездить по европейским столицам, во всяком случае, в ближайшие месяцы.
Насчет размещения российской авиабазы в Беларуси. Скорее — нет, чем — да. Если бы Лукашенко хотел что-то выторговать у России, он бы говорил более уклончиво, дипломатично. Он бы сказал, что еще «ничего не ясно», «надо провести переговоры», «посмотрим, что нам предложит Россия»... Однако он говорил достаточно однозначно: нам база не нужна. Конечно, Лукашенко может повернуть в другую сторону, но при этом, он «потеряет» лицо. По поводу российской базы в Беларуси существует общенациональный консенсус: против нее и сам Лукашенко, и оппозиция, и общество. По социологическим опросам, только 22% белорусов поддерживают строительство этой базу, а 45% — против. Даже с учетом того, что демократии в Беларуси нет, и Лукашенко авторитарный лидер, который игнорирует мнение народа, он все равно должен реагировать на интересы общества.
Подготовил Игорь САМОКИШ, «День»