Военные расходы России планируются на уровне советских, но ведь состояние экономики и уровень коррупции — нынешние, российские.
Не будет преувеличением сказать, что всю минувшую — предпоследнюю до выборов президента — неделю основное пропагандистское наступление со стороны проправительственных средств массовой информации и сторонников действующей власти велось вокруг очередной «программной» статьи кандидата в президенты и действующего премьера Владимира Путина «Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России», опубликованной в «Российской газете». Это, к слову, уже шестая по счету статья за его подписью, появившаяся в ходе нынешней предвыборной кампании...
Конечно, особое внимание привлек важнейший тезис этой статьи — педалирование правительственной программы «модернизации» вооруженных сил и оборонно-промышленного комплекса, предусматривающей в период до 2020 года военные расходы в беспрецедентном объеме в 23 трлн рублей. Вдумайтесь, уважаемые читатели: по текущему курсу это — почти 800 млрд долларов! Стало быть, ежегодно Россия собирается потратить на военные нужды порядка 80 млрд.долларов. Это — уровень военных расходов, лишь ненамного уступающий советским временам и сопоставимый с расходами Китая. При том, что ВВП Китая более чем в четыре с половиной раза превосходит сегодняшний российский, а Советский Союз, в отличие от России, был сверхдержавой с огромной армией, чьей идеологической задачей было противостояние США и всему Западу в масштабах всего мира.
Но ведь у сегодняшней России (вроде бы!) никаких подобных идеологических ориентиров нет, для чего же такие запредельные траты? И это в условиях, когда экономика в целом не то что с каждым годом — с каждым кварталом — все глубже погружается в сырьевое болото, и стране как кислород больному необходима модернизация прежде всего гражданских отраслей реального сектора — и в промышленности, и на транспорте, и в сельском хозяйстве. Вряд ли нас могут успокоить заверения представителей власти в том, что модернизация ОПК одновременно будет означать и модернизацию всей экономики: слишком наглядно видно отсутствие даже каких-либо следов такой модернизации на добрых 99% российских предприятий.
Для чего же все это делается? Чтобы «поиграть мускулами» — в том числе в отношении ближайших соседей? Возможно, отчасти и для этого, но уж слишком гигантские суммы, что называется, стоят на кону. Поэтому поневоле приходит в голову следующее соображение.
Попробуйте, уважаемые читатели, представить себе практическую реализацию следующего — по моему мнению, едва ли не решающего в статье Путина — пассажа. «Большое, если не решающее, значение в определении характера вооруженной борьбы, — пишет он, — будут иметь военные возможности стран в космическом пространстве, в сфере информационного противоборства, в первую очередь в киберпространстве. А в более отдаленной перспективе — создание оружия на новых физических принципах (лучевого, геофизического, волнового, генного, психофизического и др.).»
О чем здесь, в сущности, говорится? О том, что обозначенные громадные денежные вливания пойдут даже не на развитие действующих военных производств, а на создание таких, которые еще только замышляются и даже названия которых звучат, словно взятые из какого-то фантастического романа. Подумайте сами: волновое, генное оружие — будет ли оно вообще создано? Этого никто еще не знает, а между тем уже сегодня именно на него отпускаются не сопоставимые ни с чем бюджетные средства. Так, может быть, именно в этом все и дело? Может быть, ларчик совсем просто открывается, и насквозь коррумпированное российское чиновничество попросту замыслило «хищение века», благозвучно прикрытое «патриотическими» лозунгами и целями? Думаю, что вопрос этот еще будет обсуждаться, причем весьма остро.