Среди задержанных— один из лидеров Белорусского Народного Фронта Вячеслав Сивчик с супругой, лидер «Молодого фронта» Павел Северинец, правозащитник и журналист Валерий Щукин и др. Большинство задержанных в понедельник были осуждены к разным суммам штрафов. Суды над остальными продолжаются.
Воскресное празднование Дня Воли стало продолжением серии весенних акций белорусской оппозиции, которую открыли социал- демократы, организовавшие в День Конституции 15 марта несанкционированное шествие. По итогам демонстрации к 10 суткам административного ареста был приговорён лидер социал-демократической партии «Народная Грамада» Микола Статкевич. Он заявляет, что акции — это единственный способ напомнить не только властям, но и гражданам о так и не решенном конституционном кризисе.
С протестом по поводу задержания Статкевича на имя Александра Лукашенко обратился генеральный секретарь Социал-демократической партии Германии Франц Мюнтеферинг. Как и все предыдущие обращения (в том числе и руководства СДПУ(О), этот протест остался без ответа.
Уличные акции и демонстрации продолжают оставаться для белорусской оппозиции единственным средством выражения мнения, отличного от официального. При этом минские наблюдатели отмечают, что в последнее время акции оппозиции не отличаются ни массовостью, ни эффективностью. После поражения на президентских выборах в сентябре прошлого года оппозиция до сих пор пребывает в состоянии глубокой депрессии — отсутствие минимального представительства в структурах власти, а также скудные человеческие и финансовые ресурсы практически не оставляют оппозиционным политикам шансов на эффективную политическую деятельность.
Единственной опосредованной возможностью давления на власть для оппозиционных политиков стали обращения к международным структурам, которые не признают органов власти, сформированных Александром Лукашенко. Представители Вашингтона уже озвучили возможность введения санкций против Беларуси, а крупнейшие европейские организации (Парламентская асамблея ОБСЕ, Совет Европы и Европейский Союз) продолжают требовать от официального Минска исполнения четырех условий демократизации — изменения избирательного кодекса, увеличения функций парламента, доступа оппозиции к СМИ и освобождения политзаключенных. Александр Лукашенко, последний раз официально выезжавший на Запад несколько лет назад, не только не торопится выполнять эти условия, а провоцирует новые осложнения в отношениях с европейцами. Официальный Минск требует пересмотра мандата минской миссии ОБСЕ, обвиняя ее во вмешательстве во внутренние дела Беларуси, а также отказывается дать согласие на приезд нового руководителя миссии (бывшего посла ФРГ в Украине Эберхарда Хайкена). В ответ на это руководительница рабочей группы по Беларуси ПА ОБСЕ Утта Цапф предупредила белорусские власти, что в отношениях Европы и официального Минска может наступить « ледниковый период». В этой ситуации белорусская оппозиция, уловившая европейскую конъюнктуру, небезуспешно претендует на право представлять интересы Беларуси в европейских структурах.
«Западные» успехи, однако, никак не компенсируют ошибки и просчеты оппозиции внутри Беларуси. Крупнейшие оппозиционные партии — Белорусский народный фронт, Объединенная гражданская партия, «Народная Грамада» и т.д. — объявили об участии в кампании выборов в местные органы власти, которая состоится в следующем году. Однако ни сценарий, ни ресурсы, которые партии собираются использовать в местных выборах, пока не известны. Акции протеста пока являются единственным, однако малоэффективным оружием белорусских политиков.
Очередные массовые демонстрации запланированы в Минске на 28 марта и 26 апреля. В ближайший четверг белорусские профсоюзы обещали вывести на минские улицы десятки тысяч человек, однако из-за давления властей уже объявили о срыве акции. После последних арестов и задержаний сложно ожидать массовости и на традиционно самой массовой весенней акции —«Чарнобыльскi шлях», которая запланирована в Минске на 26 апреля.