Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Альгирдас КУМЖА: Прагматизм без морали становится пагубным

25 февраля, 1996 - 20:26
АЛЬГИРДАС КУМЖА: ЛИТОВЦЫ В СЛОЖНЫЙ МОМЕНТ — ЕДИНЫ / ПРЕСC-СЛУЖБА ПОСОЛЬСТВА ЛИТВЫ В УКРАИНЕ

Литва, как и многие страны мира, испытывает на себе последствия глобального кризиса. Но пока эта балтийская страна не обращается за кредитами в международные институты. Не опасаются ли в Литве бунтов в связи с ухудшением экономической ситуации и ростом инфляции? Как в Вильнюсе относятся к советам Брюсселя налаживать прагматические отношения со своим восточным соседом? Как на ситуацию в стране могут повлиять грядущие президентские выборы? Обо всем этом, а также о дипломатическом этикете в интервью «Дню» — Чрезвычайного и Полномочного Посла Литовской Республики в Украине Альгирдаса КУМЖЫ.

— Господин посол, на днях премьер-министр вашей страны Андрюс Кубилюс заявил, что «мы можем создать другую Литву». Можете ли пояснить, что имеется в виду? О какой «другой Литве» идет речь?

— О стабильной и процветающей. Сегодня литовцы тоскуют по той Литве, которую мы начали строить с 2004 года, то есть после вступления в ЕС. Тогда рост экономики составлял пять-шесть процентов в год, а инфляция не превышала трех процентов. Благосостояние людей с каждым годом возрастало, они много строили, брали выгодные кредиты, жизнь была стабильной. Продолжать строить такую Литву — мечта и стремление большинства литовцев. Но в прошлом году мы уже чувствовали, что «перегреваемся». Мы понимали, что надо принимать меры, чтобы экономика не загорелась от этого перегрева. И тут к этому добавился мировой финансовый кризис. Он, как цунами, прошелся по многим областям нашей экономики. Начались банкротства. Несмотря на это, у нас по сей день сохранилась стабильная банковская система и национальная валюта, которая привязана к евро. Эти два устойчивых фактора вселяют уверенность, что дефолт минует нашу страну.

— Получает ли ваша страна помощь от ЕС или все-таки рассчитывает самостоятельно справиться с последствиями кризиса?

— Помощь Евросоюза мы ощущаем ежедневно. Многие программы действуют в области инфраструктуры, сельского хозяйства и т.д. На сегодняшний день правительство Литвы кредитов еще не берет, а наоборот, думает, на чем сэкономить. Правда, эксперты уже советуют обратиться в международные институции, чтобы взять деньги «на передышку» для поддержки людей, которые потеряли работу, которые не могут выплатить кредиты на жилье или оплатить учебу. Чтобы таким образом «перезимовать» кризис.

Я уверен, что Литва справится с этим кризисом, как она и раньше справлялась со многими проблемами. Например, перед вступлением в ЕС многие говорили о неподготовленности литовской экономики, привыкшей работать на восточного соседа и бывшие страны СССР, что не удастся приспособиться к условиям жесткой конкуренции, жестких требований качества. Но не тут то было: у нас рост не снизился, а даже увеличился. А если говорить о газе, то были моменты, когда Литва платила одну из самых высоких цен в ЕС (более 500 долларов за тыс. куб. м). Но и это не сорвало наших показателей экономического роста.

— В связи с кризисом и ухудшением жизненного уровня населения не опасаются ли в вашей стране бунтов, подобных тем, которые происходили в Латвии?

— У нас в январе были протесты. К сожалению, у некоторых протестующих были камни в руках, разбили окно в парламенте. Это, конечно, был шок для всех литовцев, для меня лично, для полиции и правительства. Потому что за все годы независимой Литвы на демонстрации люди с камнями в руках не ходили. Никто к этому не был готов. Конечно, основания для недовольства людей есть. Мы признаем здоровый протест, когда люди с обоснованными требованиями обращаются к правительству. Но когда среди протестующих агрессивные, а иногда и выпившие парни с камнями — это уже тревога. Между прочим, последующие митинги в Каунасе, Клайпеде прошли исключительно спокойно и мирно. Думаю, там полиция провела превентивную работу. Да и организаторы более внимательно подошли к подготовке этих митингов.

— То есть вы не видите оснований для бунтов?

— Для бунтов — нет. Я часто приезжаю к своим родителям, которые живут в селе, встречаюсь с людьми в городах. Я не вижу в моей стране накала и желания бунтовать. Я уверен, что наше правительство и президент призовут людей к солидарности. Нет другого пути выхода из кризисных и сложных ситуаций, как сплотить все умы, все знания, все силы. А литовцы в сложный момент — едины. Свидетельством этого являлась борьба за независимость. Тогда все были едины и собрались на одной площади — так началась Поющая революция девяностых годов.

— Господин посол, по вашему мнению, грядущие президентские выборы будут содействовать большей консолидации или наоборот — раздробленности среди литовцев?

— Я думаю, что эти выборы помогут найти выход из кризиса — ведь каждый кандидат будет предлагать свою экономическую программу и свой вариант выхода из кризиса. По правде говоря, у нас президент не отвечает за экономическую ситуацию. Он верховный главнокомандующий и в основном определяет внешнюю политику. Непосредственно экономикой он не занимается. Но поскольку ситуация очень сложная и нет сегодня более важной задачи для Литвы, чем решение экономических и социальных проблем, то, конечно, от любого кандидата в президенты граждане будут ждать программы выхода из кризиса. И от этого Литва выиграет. Выиграют все. Безусловно, в любых выборах присутствует и популизм. Литва недавно прошла парламентские выборы, и выяснилось, что избиратели от многих популистов отказались. Думаю, что люди смогут выбрать наиболее конструктивного и реально мыслящего человека.

— А еврокомиссар Даля Грибаускайте?

— По популярности среди наших политиков она сегодня находится на первом месте. Работая министром финансов и на других должностях, она заслужила репутацию очень принципиального и смелого человека. Она даже спорила со своим премьером и побеждала в этих спорах.

— Пока она не подала заявку на участие в выборах?

— Пока у всех кандидатов в президенты есть время на обдумывание. Еврокомиссар обещала свое слово сказать в четверг. Я знаю, что многие кандидаты ожидают решения Дали Грибаускайте. Если она скажет «да», тогда они подумают, стоит ли вообще тратить деньги, усилия, чтобы бороться с таким сильным конкурентом. Если скажет «нет» — кандидатов будет больше. К слову, у нас сильная плеяда сорокалетних политиков — среди них и руководитель литовской дипломатии министр иностранных дел В.Ушацкас.

— Господин посол, как в вашей стране относятся к призывам Брюсселя проводить прагматическую внешнюю политику, в частности, по отношению к России?

— Я думаю, что в отношениях с Россией мы очень прагматичны. У нас с Россией долгосрочный договор до 2015 года. Мы решили все конкретные проблемы. Например, транзит в Калининградскую область, поставки газа. Да, цена очень высокая. Но люди у нас после горбачевской экономической блокады никогда не замерзали.

— А как же тогда с нефтепроводом «Дружба»?

— Когда два года тому назад Россия закрыла поток нефти на завод «Мажейкю нафта», литовские политики высказали свою уверенность, что это решение политическое (представители России говорили о ремонте трубопровода). Да, на международной арене литовские политики и далее отстаивают свою позицию, но саму проблему мы решили прагматично. Я имею в виду то, что у нас был заблаговременно построен терминал, к которому сегодня причаливают огромные танкеры с нефтью.

Сегодня очень популярно говорить о том, что все отношения должны быть прагматичными. Мы маленькая страна, имеющая очень большой опыт государственности. Мы много раз теряли независимость и опять приобретали ее. В нас уже на генетическом уровне заложено, что политику только на прагматизме строить нельзя. Прагматизм без морали становится пагубным, заводит в тупик и приводит к великим трагедиям. Наш президент В. Адамкус выделяется среди европейских политиков тем, что каждый раз перед тем, как решать прагматические задачи, вспоминает и другим напоминает о человеческих ценностях, морали, исторической правде.

— Министр охраны края (обороны) Раса Юкнявичене недавно заявила, что страны Балтии надеются на то, что администрация Барака Обамы станет гарантом их безопасности. Кроме того, она высказалась за то, чтобы НАТО и США расширили свое присутствие в Балтии. Но ведь ваша страна вступила в ЕС и НАТО, а получается, что вопрос безопасности остается открытым?

— Этот вопрос закрыт. Мы уверены, что благодаря пятой статье Вашингтонского договора все страны Альянса гарантируют нашу безопасность, так как мы вносим свою лепту в безопасность других. В этом смысле нам Альянс дал хорошее психологическое чувство безопасности. Но заботиться о безопасности мы должны ежедневно и для этого выделяем серьезные средства. Кстати, мы посчитали, что коллективная система безопасности для нас гораздо дешевле, чем самим содержать все виды вооруженных сил. Мы постоянно консультируемся с нашими партнерами и насчет безопасности наших границ. Защита литовского воздушного пространства обеспечивается дежурствами наших партнеров по НАТО.

Что касается США, то литовцы хорошо помнят визит президента США Джорджа Буша-младшего, когда в Вильнюсе он заявил, что враг Литвы является врагом Америки. Мы очень этому обрадовались, хотя, с другой стороны, в менталитете литовцев нет образа врага. Мы не живем в системе координат «враг или друг». Несмотря на это, мэр Вильнюса прикрепил табличку со словами американского президента к ратуше. Сегодня мы были бы рады, если бы Америка продолжала такую внешнюю политику, считала нас своим партнером, а также всем об этом открыто говорила.

— Поддерживают ли литовцы решение министра обороны дополнительно направить в Афганистан 20 солдат?

— Дополнительный контингент направляется только на летнее время, на время проведения местных выборов в провинции Гор. Этот контингент не превышает ранее парламентом установленной квоты, поэтому политики и общественность дискуссий по этому поводу не возобновляли. Мы должны принимать участие в программе восстановления Афганистана и таким образом вносить свою плату за нашу безопасность. Мы не можем только пользоваться плодами коллективной системы безопасности, надо вносить свою лепту.

— Господин посол, в конце хотелось бы затронуть с вами тему дипломатического этикета. Вы, наверное, знаете, что в последнее время в Украине популярной стала тема Венской конвенции. Что, по вашему мнению, должен сделать посол, чтобы его выдворили из страны пребывания?

— Я никогда не задумывался над этим вопросом и не могу себе такую ситуацию представить. Наоборот, каждый день мы делаем добрые дела, чтобы отношения между нашими странами стали еще теплее. Мы, литовские дипломаты, стараемся выполнять все требования украинского законодательства, Венской конвенции. И житейская мудрость нам подсказывает, что в чужой монастырь со своим уставом нельзя ходить. Мы очень уважительно относимся к украинским законам. Однако это не означает, что мы являемся бесчувственными наблюдателями, холодными аналитиками. Мы с сопереживанием смотрим на процессы, которые происходят в политике и экономике Украины. Слишком большой путь мы прошли вместе. Без сопереживания, без помощи друг другу мы не преодолеем своих проблем.

Разговаривал Мыкола СИРУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ