Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Американцам обещают «двадцатилетнюю войну»

6 февраля, 2006 - 20:25
ДОНАЛЬД РАМСФЕЛЬД / ФОТО РЕЙТЕР

Как сообщает газета The Washington Post, Джордж Буш просит у Конгресса еще 90 миллиардов долларов на операции в Ираке и Афганистане. Накануне с соответствующей «артиллерийской подготовкой» в Национальном пресс-клубе выступил министр обороны США Дональд Рамсфельд. По его словам, Соединенные Штаты, противостоящие террористам во всем мире, втянуты в конфликт, который по своей масштабности и длительности можно сравнить с «холодной войной». Прогнозируя развитие событий на ближайшие десятилетия, американский высокопоставленный чиновник выразил уверенность, что война с террористами будет продолжаться по меньшей мере 20 лет.

В своей речи Рамсфельд прибег к историческим сравнениям и параллелям. Так, по его словам, лидер «Аль-Каиды» Осама бен Ладен очень похож на Владимира Ленина и Адольфа Гитлера, поскольку, подобно им, он стремится к мировому господству. Учитывая такую опасность, министр обороны выразил твердое убеждение в том, что американцам нельзя отступать в войне, которая, наверное, продлится не один год. Ведь ценой этой борьбы является свобода. «Террористы руководствуются военизированной идеологией, которая прославляет убийство и самоубийство. У них нет территории, которую следует защищать, и им нечего терять. Поэтому или мы изменим их стиль жизни, или они наш», — заявил Рамсфельд.

Учитывая такой ход событий, для Америки в нынешней войне главными должны стать три стратегии: не позволить террористам получить оружие массового уничтожения, защита территории США и помощь союзникам в борьбе с терроризмом. Вместе с тем руководитель Пентагона считает, что сегодня одной из наиболее трудных и самых главных задач для американского народа является признание всей серьезности террористической угрозы. В конце речи Рамсфельд традиционно отметил, что борьба с новым всемирным злом — это дело не только США, но и всего западного мира.

Речь руководителя Пентагона, наполненная громкими призывами и героико-романтическими эпитетами, прозвучала накануне публикации его ведомством «Четырехлетнего военного обозрения», в котором речь идет о планах армии США по реагированию на угрозы национальной безопасности в течение ближайших 20 лет. А поэтому, кроме традиционного призыва к населению Америки с намерением консолидировать его, это выступление преследовало еще несколько очень важных для возглавляемого Рамсфельдом ведомства целей.

В последнее время между Пентагоном и Конгрессом США продолжаются горячие споры вокруг сокращения военного бюджета. Ведь в этом году военные расходы достигли рекордной отметки — по данным американских СМИ, без учета дополнительных дотаций на военные действия в Ираке и Афганистане они составляют 444 миллиарда долларов(!). Инициатива в отношении их сокращения исходит от администрации Буша, которая понимает, что Америка не может одновременно давать деньги на разработку новейших вооружений, вести войны на Ближнем Востоке и покрывать другие масштабные государственные программы, среди которых главными являются восстановление регионов после урагана «Катрина» и сокращение бюджетного дефицита. Поэтому ведомство Рамсфельда разработало план, в соответствии с которым из долгосрочных военных программ американской армии предлагается изъять 32 миллиарда долларов. Однако значительная часть конгрессменов настаивает на значительно большем сокращении, требуя сократить военный бюджет в десятки раз.

Учитывая отмеченные обстоятельства, выступление Дональда Рамсфельда свидетельствует о нескольких вещах. Из его слов становится очевидным, что Америка и далее собирается системно наращивать свое военное присутствие в «проблемных регионах», в первую очередь на Ближнем Востоке. И Рамсфельд, как известный сторонник радикальных мер в борьбе с терроризмом, продолжает готовить общественную почву для новых американских военных операций. Но вместе с тем его выступление является попыткой применить публичное давление на американских конгрессменов и заставить их отказаться от значительного сокращения военных расходов. Для простого американца, все еще напуганного событиями 11 сентября, национальная безопасность является синонимом собственной безопасности, а не просто пустым словом. А поэтому многократное использование терминов «долговременная война» и «защита национальной безопасности» во время доклада является четким сигналом Конгрессу (который не может не учитывать общественные настроения) и еще одним весомым аргументом для избежания значительного урезания бюджета собственного ведомства. Ведь общеизвестно, что долговременные военные действия требуют не менее длительного и значительного финансирования.

Сергей ОМЕЛЬЧЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ