По информации официальных источников, Пентагон обратился к Конгрессу США с проектом финансирования новой системы противоракетной обороны (ПРО), которая охватывала бы южную зону ракетных угроз для США. Проект предусматривает строительство на территории Ирака, Афганистана, а также в регионе Каспия военных баз, которые обслуживали бы новые комплексы глобальной противоракетной обороны.
В соответствии со стратегическими планами Вашингтона, новые противоракеты будут функционировать по наиболее эффективному принципу уничтожения вражеских ракет на активной фазе траектории, то есть на начальном этапе запуска, когда ракета входит в плотные слои атмосферы. Поражение носителя на этом этапе наиболее предпочтительно, поскольку происходит еще до того, как от него отделяются боеголовки. Впрочем, оно наиболее сложно, так как требует не только спутниковой системы наблюдения за запусками ракет в отдельных странах, но и нуждается в наличии военных баз с противоракетными комплексами в соответствующих регионах.
На этот раз поводом для Специального доклада Пентагона стала ракетная угроза со стороны Ирана, который находится на завершающей стадии разработки ракеты «Шахаб-3» (радиус действия 1300 км, то есть может представлять угрозу для Израиля). Кроме того, Иран уже обладает северокорейским носителем «Нодонг», имеющем статус межконтинентальной ракеты. Опасения существуют также по поводу ядерной программы Тегерана, который, по прогнозам специалистов, будет обладать ядерным оружием уже в 2007 году.
По планам Пентагона, новая система ПРО потребует увеличения бюджета на одну четверть, что составит $118 млн. Эта сумма станет дополнительной до $511 млн., которые уже предусмотрено ассигновать на создание ПРО США — в целом подсчитано, что в 2006 году затраты достигнут $1,1 млрд., а в 2009 — до $2,2 млрд. Впрочем, финансовый аспект — только одна, но не самая важная проблема. Дело в том, что такая система даже потенциально будет функционировать только при условии расположения противоракетных комплексов по периметру всей территории Ирана, то есть не только в регионе Персидского залива и на западе Афганистана, но и даже в Туркменистане, что может грозить геополитическими осложнениями. Даже если Вашингтон будет действовать в фарватере рекомендаций исследовательского центра «American Physical Society» и создаст военные базы в Азербайджане и в районе Каспийского моря, это может реально осложнить российско-американские отношения, ведь Россия рассматривает центральноазиатские постсоветские республики как сферу своего влияния.
Многие аналитики считают, что проект Пентагона связан с недавним решением США о передислокации американских военных баз и контингентов из Европы в регион Ближнего и Среднего Востока, а также Персидского залива. Скорее всего, решение о передислокации войск является одним из очередных шагов по созданию стратегической системы ПРО. Характерно, что и это решение, и выход США из Договора ПРО 1972 года были представлены Вашингтоном как необходимость безопасности, никак не направленная против Москвы и ее интересов. Еще в 1998 году комиссия Рамсфельда обосновала необходимость создания Национальной ПРО США в связи с появлением новых ракетных угроз для США. В частности, на первом месте была аргументация относительно быстрого распространения ракетных технологий, в результате чего они стали доступны так называемым «странам-изгоям», режимам третьих стран, враждебным к США (Северная Корея, Ирак, Иран, Ливия). Эта инициатива завершилась известным выходом США из Договора ПРО 1972 года, что стало одним из самых существенных внешнеполитических поражений Москвы после распада Советского Союза. Впрочем, реальной угрозой была не утрата договора, который уже исчерпал себя и выступал скорее символом прежнего стратегического паритета, а возможные последствия этого шага. Ведь новая система ПРО будет подталкивать Соединенные Штаты к созданию своего военного присутствия все ближе к сфере российских жизненных интересов, что автоматически сузит «жизненное пространство» Москвы за счет Вашингтона. В эту схему довольно легко вписывается и передислокация американского военного присутствия, и решение об объединении Ирака, Афганистана и одной из бывших советских республик единой американской системой ПРО. Следует отметить, что каждый свой последующий шаг США сопровождают определенными уступками России в других сферах. Так, выход из ПРО стал началом переговоров по подписанию Договора СНВ, который позволяет Москве сохранить желательную структуру стратегических сил. Сегодня, когда США постепенно переходят к практическим шагам по созданию системы ПРО, России официально «разрешено» наносить упреждающий удар по террористическим формированиям в любом месте. Официально это прозвучало из уст американского президента недавно, как раз после теракта в Беслане, однако заявление о возможности превентивных действий со стороны Москвы сделано еще в новом документе о развитии российских вооруженных сил («Актуальные задачи развития вооруженных сил РФ» от 2 октября 2003 года), где довольно прозрачно продемонстрирована возможность применения ядерного оружия для получения преимущества на начальных этапах региональных конфликтов. Таким образом, сегодня мы наблюдаем углубление процессов реструктуризации мирового баланса сил, что является следствием общей реконфигурации системы международных отношений, связанной с завершением «холодной войны».