Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Анатолий ЗЛЕНКО: Создание наднационального органа в ЕЭП исключаем с самого начала

28 августа, 2003 - 00:00


На прошлой неделе «День» (22 августа, №147) опубликовал начало интервью с министром иностранных дел Украины. Сегодня предлагаем остальные ответы Анатолия Зленко на самые актуальные вопросы внешней политики. В частности, о совместимости интеграции в ЕЭП и ЕС, о возможности пролонгации пребывания Черноморского флота в Украине, об ожиданиях Киева от участия в стабилизации ситуации в Ираке. Вопрос о возможной отставке министр, впрочем, комментировать не стал, отметив, что «это — выбор Президента». Также Анатолий Максимович отказался прокомментировать «из этических соображений» информацию о том, что якобы уже готов указ о назначении министром нынешнего посла в США Константина Грищенко.

— Как бы вы прокомментировали недавнее заявление министра обороны РФ Сергея Иванова о желании пролонгации пребывания ЧФ в Крыму. Насколько это возможно и будет ли это соответствовать евроатлантической интеграции Украины?

— Пролонгация возможна. Но нужно учитывать ее условия, необходимо определиться, на каких основаниях российские военнослужащие смогут остаться на территории Украины. Время от времени эти вопросы поднимаются, на этом этапе больше из политических соображений. Я не разделяю, скажем, мнение Сергея Иванова, что «мы здесь останемся и точка». Такие вопросы решает Украина, учитывая при этом уровень отношений и взаимопонимания, равно как и взаимное стремление к их решению. Генеральный секретарь НАТО Джордж Робертсон, кстати, давал однозначный ответ, что не видит проблем в пребывании ЧФ. Мы ведь не знаем, что будет в 2017 году. Будет ли Россия более интегрирована в НАТО? Будет ли уже Украина членом НАТО? Все эти факторы должны быть учтены при рассмотрении этого вопроса.

— Считаете ли вы работу МИД адекватной вызовам времени, последовательной в реализации евроатлантического курса?

— Я всегда был самокритичным. Но это тот случай, когда МИД критики не заслужил. Если анализировать выполнение Плана действий и Целевого плана Украина — НАТО на 2003 г., то мы идем даже с опережением в реализации зафиксированных положений. Мне приятно отметить тот факт, что, отчитываясь о выполнении этих Планов в Мадриде во время заседания Комиссии Украина — НАТО (КУН) на уровне министров иностранных дел, я лично убедился: страны Альянса в целом выразили удовлетворение объемом выполненной работы. Активно работает в этом контексте Национальный центр по вопросам Евроатлантической интеграции. Считаю, что мы идем по правильному пути. Сегодня меня беспокоит другое — а что будет после выполнения этих Планов? В конце года мы снова будем отчитываться на заседании КУН. Каким будет новый формат взаимоотношений в случае получения позитивной оценки? Варианты могут быть разные. Во-первых — хотелось бы выйти на интенсифицированный диалог. Во-вторых — План действий по членству (ПДЧ). Но дело не в названии, а в том, что стоит за конкретным положением, насколько оно нас продвигает к стратегическим целям и насколько целеустремленно и последовательно мы будем работать над его реализацией.

— Некоторые эксперты утверждают, что Украина может стать членом НАТО уже в 2008 году...

— Не хотел бы заниматься гипотетическими прогнозами. Могу сказать только одно: назначение Евгения Марчука министром обороны и поставленные перед ним Президентом Украины конкретные задачи по реформированию Вооруженных Сил — все это бесспорно ускорит процесс приближения страны к НАТО. В большой степени повлияет на реформирование армии дальнейшее улучшение экономического положения страны.

— Какие вопросы в отношениях Украины и НАТО нуждаются в немедленном решении?

— Есть целый ряд задач, которые мы решаем в контексте упомянутых выше Планов. На повестке дня — реформа Вооруженных Сил Украины, оборонный анализ, ускорение осуществления гражданского контроля за Вооруженными Силами и ряд других вопросов. Самое главное, конечно — это должное финансирование армии для выполнения задач по надежной защите государства.

— Вскоре в Киев должен прибыть комиссар Еврокомиссии Гюнтер Ферхойген, чтобы получить ответы о соответствии создания Единого экономического пространства (Россия, Украина, Казахстан, Беларусь) евроинтеграции Украины. Может, сейчас и ответите?

— Нужно отделить зерна от плевел. Наш стратегический курс — это европейская интеграция. Он определен Президентом Украины и остается неизменным. Этот курс не может поддаваться какой- либо коррозии. У нас выстроена система постепенной реализации курса Украины на евроинтеграцию. Но если удастся использовать ЕЭП для укрепления экономики нашего государства, то я глубоко убежден в том, что это сделает Украину более привлекательной и в то же время ускорит реализацию евроинтеграционных процессов. Обсуждая вопрос участия в ЕЭП, мы не отказываемся от тех принципов, которые разделяем и над реализацией которых работаем. Речь идет о принципах ЕС, о самостоятельном, но при условии консультаций с партнерами, присоединении ко Всемирной торговой организации, о нормах и стандартах, адаптированных к законодательству Евросоюза, о формировании зоны свободной торговли, а в дальнейшем — таможенного союза между Украиной и ЕС. Все это было зафиксировано в Послании Президента «Европейский выбор» и остается неизменным. Украина интегрируется в ЕЭП настолько, насколько это совместимо с ее евроинтеграционными устремлениями.

Нужно всегда различать главную цель, которую мы перед собой поставили, и средства ее достижения. Как говорил в свое время известный китайский лидер, не важно, черный кот или белый, лишь бы мышей ловил. Нам нужно прилагать все усилия, чтобы достичь главного — улучшить жизненный уровень наших граждан, поднять авторитет страны как экономически сильного государства.

— На что Украина при реализации ЕЭП не согласится ни при каких обстоятельствах?

— Украина рассматривает ЕЭП как инструмент для создания рамочных условий развития экономического сотрудничества на постсоветском пространстве. Целью нашего участия в этом механизме является эффективно функционирующая зона свободной торговли без изъятий и ограничений. Поэтому вполне понятно, что участие в таможенном союзе и тем более введение общей валюты неоднозначно воспринимаются в Украине. Очевидно, на такие уступки не пойдут ни наш законодательный орган, ни исполнительные структуры. Хотя при этом следует учитывать в целом развитие ЕЭП и его возможный в перспективе переход в плоскость ЕС-ЕЭП.

— А как насчет создания в ЕЭП наднационального органа?

— Мы это исключаем с самого начала, о чем четко заявила наша делегация. Это — принципиальная позиция и не только в отношении ЕЭП.

— Отправка Украиной миротворцев в Ирак, а ранее РХБ-батальона в Кувейт положительно отразилась на нормализации отношений с Соединенными Штатами Америки. Как бы вы оценили нынешний этап украинско- американских отношений?

— Украина не существует как некий изолированный субъект мировых процессов. Ухудшение ситуации в том или ином регионе рано или поздно касается и наших национальных интересов. Участие в стабилизационных силах в Ираке мы рассматриваем, прежде всего, как миротворческую гуманитарную акцию, как стремление помочь мирным иракцам восстановить мир, стабильность в стране, создать благоприятные условия для экономического развития. Эту истину чрезвычайно важно понимать при обосновании принятого Украиной решения об участии в стабилизационных силах в Ираке.

Анализируя нынешние украинско-американские отношения, необходимо всегда избегать любых политических конъюнктурных рассуждений. Украина участвует в стабилизационных силах в Ираке не ради урегулирования отношений с США, хотя для нас это чрезвычайно важно. Мы никогда не сомневались, что наши отношения с этим глобальным лидером носят долговременный и комплексный характер, базируясь на основах стратегического партнерства, одним из элементов которого действительно должно стать наше взаимодействие на иракском направлении. Президент Украины, украинская дипломатия всегда были убеждены в том, что отдельные трудности и недоразумения на определенных этапах наших отношений носят временный характер. Мы стремимся вывести их на уровень настоящего стратегического партнерства.

Во время встреч с американским руководством мы всегда подчеркиваем: нам необходимо смотреть вперед, видеть перспективу и сосредотачивать внимание на стратегических вопросах, при этом решать по ходу все накопившиеся проблемы. Но эти проблемы не должны помешать реализации стратегического подхода к развитию взаимоотношений. Я очень рад, что на сегодня у нас исчезли с повестки дня в отношениях со США отдельные проблемные вопросы. За этим, конечно, стоит значительная работа, которая стоила больших сил.

— Недавно стало известно об участии украинцев во Временной администрации в Ираке, созданной Соединенными Штатами. Какие ожидания связывают в МИД с привлечением Украины к этой структуре?

— Поскольку Украина довольно мощно представлена в стабилизационных силах, то автоматически возникает вопрос об участии в определенных структурах коалиционной временной администрации в Ираке. Нам было предложено три направления работы: топливно-энергетический комплекс, транспорт и отрасль управления муниципалитетом. На наш взгляд, все эти отрасли в равной мере важны. Представление в отдельных структурах коалиционного временного правительства считаю логическим продолжением решений и последовательных действий об участии в стабилизационных силах и в постконфликтном восстановлении Ирака. Некоторые наши компании сегодня проявили заинтересованность в реализации конкретных программ.

— Возможно, первые контракты уже на подходе?

— Я не могу об этом сейчас сказать. Мы создали должные политические условия, чтобы наши компании вышли на соответствующие контакты. Здесь роль министерства важная, но не решающая. Она в большей степени консультативная. Дальше — дело бизнеса, другие правила игры. Мы, конечно, заинтересованы, чтобы украинские компании победили и участвовали в восстановлении Ирака.

— Возможно ли продление срока пребывания украинских военных в Ираке?

— Пока что слишком рано говорить об этом. Есть целый ряд факторов, влияющих на развитие событий. В первую очередь, мы не можем на сегодня спрогнозировать, какой будет ситуация в Ираке. Когда пройдут выборы на демократической основе, когда будет сформировано постоянное правительство. Во-вторых, немало зависит от наших финансовых возможностей.

— Среди проблем с Россией, которые «тянутся» еще со времени распада Советского Союза, существует вопрос раздела зарубежной собственности. Известно, что в прошлом году Украина даже вынуждена была отсуживать ряд объектов в Австрии, Великобритании и одной из скандинавских стран. Когда в этой истории можно будет поставить точку?

— Это принципиально важный вопрос для нашего государства. Более месяца назад завершились переговоры по этому вопросу. Следующий раунд запланирован на октябрь. Мы находимся в переговорном процессе и ищем пути решения этой проблемы. Вопрос не простой, однако не теряем надежду, что он будет решен. Неделю назад (20 августа. — Ред. ) я встречался с некоторыми иностранными послами. Их интересует, что, с одной стороны, Российская Федерация форсирует перерегистрацию зарубежной собственности бывшего СССР, а с другой — они спрашивали, насколько Украина продвигается в решении проблемы. Напомню, что мы ранее разослали разным странам ноты с предостережениями от поспешных шагов, связанных с перерегистрацией упомянутой собственности. Будем двигаться до конца, пока не решим все вопросы. Попытаемся действовать убедительными правовыми средствами для достижения результата, избегая конфронтации, и тем более политизации этой проблемы.

— А на каком этапе переговорный процесс по делимитации Азовского моря и Керченского пролива?

— Пока что находимся на различных позициях. Но это не означает, что они останутся неизменными. Глубоко убежден, что мы будем искать и находить компромиссы в этом вопросе. Вскоре переговоры должны возобновиться.

— Через год в Украине пройдут президентские выборы. Внешнее влияние на государство, очевидно, будет усиливаться. Как МИД будет переживать этот сложный период?

— Внутриполитическая жизнь неотъемлема от внешней политики. Поэтому процессы, которые будут происходить внутри страны, конечно, получат резонанс за рубежом. Не стоит, по- видимому, лишний раз уверять, что МИД будет защищать национальные интересы государства, поддерживать ее авторитет на международной арене, пытаясь ослаблять упомянутое вами давление. Внешняя политика призвана содействовать благосостоянию государства. Важной задачей является содействие поддержанию внутриполитической стабильности как основы для успешного развития страны.

Беседовал Сергей СОЛОДКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ