Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины во Франции Анатолий Зленко, первый министр иностранных дел Украины — фигура, во многом знаковая для украинской дипломатии. Именно он, собственно, эту дипломатию создавал, именно он был на передовой во время разрешения наиболее болезненной на то время для Украины проблемы — избавление от советского ядерного арсенала в обмен на международное признание. Посол Зленко, конечно, верит, что Украина вернется в Европу, если хорошо над этим поработает. Хотя реалии иногда выглядят и по-другому.
— Где вам было тяжелее работать — в Киеве, будучи первым министром иностранных дел независимой Украины, в Нью-Йорке, представляя интересы Украины в ООН или в Париже — столице государства, которое считается «двигателем» европейской интеграции?
— Конечно, в Киеве. Ведь тогда пришлось быть у истоков самого украинского государства и начала формирования его внешней политики. Это не было легко, и главное задача была в том, чтобы не ошибиться. Нам пришлось создавать юридическую поддержку существования украинского государства, закладывать основы сотрудничества с различными странами, получать международное признание. Одной из наиболее сложных проблем был вопрос, связанный с ядерным статусом Украины.
— Можете ли вы сейчас сказать, что этот вопрос тогда был решен наилучшим образом?
— Если смотреть на эту проблему из-за границы — то может показаться, что мы поспешили с ее решением. Если же знать этот вопрос в совершенстве, знать тогдашние возможности государства — то можно откровенно сказать, что альтернативы на то время не было. Способ разрешения этой сложной проблемы может вызвать вопросы. Но в тех условиях, под тем безумным давлением и не подрывая режима нераспостранения ядерного оружия — думаю, что то был единственный правильный путь выведения нашего государство из грязи бесконечных противоречий с отдельными странами и международным сообществом в целом. Это проходило в чрезвычайно тяжелых условиях, ибо на повестке дня стояло само международное признание государства, от чего в большой мере зависело его дальнейшее существование.
— О стратегическом партнерстве начали говорить именно тогда, когда вы были министром. Какой смысл вы вкладываете в это словосочетание?
— Не претендуя на определение понятия стратегического партнерства, в личном плане хотел бы отметить, что это одна из высших форм сотрудничества, которая предусматривает высокий уровень взаимодействия партнеров в достижении конкретных целей как в двухсторонних отношениях, так и на международной арене. Составляющими такого взаимодействия должны быть взаимопонимание, взаимоподдержка и определенность, в зависимости от совпадения стратегических интересов, общей позиции, ориентированной на достижение поставленных целей.
Стратегическое партнерство призвано основываться на равноправии и поддерживании баланса отношений, уважении к национальным интересам каждой стороны, к политике каждого из партнеров, избранному им пути развития, национальному статусу и тому подобное. Как показывает международная практика, стратегическое партнерство не может быть неизменной величиной или раз и навсегда изготовленным клише. В каждом конкретном случае оно должно определяться непосредственно сторонами.
В этом контексте неплохо складываются отношения с США и Польшей. Я рискнул бы даже поставить сотрудничество с Польшей на первое место. Но здесь также есть определенные резервы. Стратегическое партнерство отмечено в наших отношениях с Узбекистаном. Углубление стратегического партнерства с Россией, самой большой нашей соседней страной, с которой нас связывают исторические корни и интерес к экономическому сотрудничеству, — будет зависеть от того, как станут развиваться взаимопонимание и взаимоуважение к национальным интересам.
— А с Европейским Союзом, где скоро начнется председательство Франции? Чего можно ожидать Украине от французского председательства в ЕС?
— Мы возлагаем большие надежды на принятую ЕС совместную стратегию в отношении Украины. Недавно, кстати, впервые было заявлено — главой МИД председательствующей в ЕС Португалии Жайме Гама, — что после выполнения всех положений соглашения о партнерстве и сотрудничестве с ЕС Украина может приблизиться к ассоциируемому членству в Союзе. Приближение к ЕС — это процесс, который не может быть ускоренным, поскольку он требует выполнения многих неотложных задач. Это согласование законодательства, приведение экономики в соответствие с требованиями ЕС.
Есть другой вопрос. Определена «первая волна» расширения ЕС, «вторая волна», Украины же в перечне этих стран нет. Если откровенно, то я не думаю, что Украина достигла меньшего прогресса, чем некоторые страны «второй волны». И она вполне могла бы занять свое место среди стран-кандидатов. В мае в Национальном Собрании Франции обсуждалась правительственная программа французского председательства в ЕС. Тогда едва ли не впервые представители депутатских групп назвали Украину среди государств, с которыми ЕС в будущем должен начать переговоры. Недавно министр иностранных дел Франции Юбер Ведрин публично поделился своими размышлениями о предоставлении Украине в ЕС статуса стратегического ассоциируемого партнера. Это только один из штрихов. Мы надеемся, что план конкретных действий воплощения совместной стратегии ЕС, подготовленный во время французского председательства, выведет наши отношения с ЕС на высший уровень. Мы ожидаем, что в период французского председательства будет поддержана возможность нашего участия в Евроконференции. И именно во время французского председательства в ЕС, 15 сентября в Париже планируется провести IV саммит Украина — ЕС. Наши цели четки и понятны — мы хотим вернуться в Европу, к которой всегда принадлежали и от которой были искусственно отлучены.
— Ваш коллега в Киеве Паскаль Фиески сказал однажды, что отношения между двумя странами хорошие, но люди об этом не знают. Согласны ли вы с этим?
— И да, и нет. Действительно, отношения между Украиной и Францией развиваются динамично, по восходящей. Положено начало Форуму украинско-французского диалога, который должен содействовать развитию двухсторонних отношений в плоскости «народной дипломатии». Франция предоставляет нам поддержку в международных организациях, в частности, финансовых, поддерживает стремление Украины к интеграции в европейские и евроатлантические структуры. По-настоящему дружеские отношения сложились между Президентами Леонидом Кучмой и Жаком Шираком. Но нужно учитывать стойкость стереотипа, по которому Украина довольно долго воспринималась Францией только как часть бывшего СССР. И после провозглашения независимости Украины даже среди представителей французской политической элиты было распространено мнение, что суверенная Украина является временным феноменом, своеобразной «исторической аномалией». Только в 1997—1998-м годах Франция поворачивается лицом к Украине. О нас во Франции знают пока что мало, и знания эти достаточно однобокие: Чернобыль, киевское «Динамо», Сергей Бубка... Мы пытаемся разрушить этот стереотип и ознакомить самые широкие слои французского населения с нашей страной, ее историей и сегодняшним днем. Немало этому помогли Дни украинской культуры, которые прошли во Франции в конце 1999 года и продолжались три месяца.
— Почему, на ваш взгляд, Украина и Франция не стали принципиальными торговыми партнерами? Ощущаете ли вы интерес французского капитала, французского бизнеса к Украине? Если да — то почему он не реализуется?
— Только один пример. Едва ли не основным товаром украинского экспорта во Францию в последние годы являются семена подсолнечника. Изменения в определении объемов выращивания этой культуры и введение дополнительной экспортной пошлины сразу уменьшили общие объемы украинского экспорта во Францию. Кроме того, хотя посольство посылает приглашения и предложения сразу по нескольким адресам (Минэкономики, ТППУ, УСПП), украинские предприятия очень и очень редко представлены на международных, особенно специализированных, выставках и ярмарках во Франции. Вот почему объемы товарооборота, уровень использования экспортного потенциала обеих стран никого не устраивает.
Количество украинских предприятий, где присутствуют французские инвестиции, с 1995 года по начало 2000 года выросло с 30 до 113, а объемы французских инвестиций в эти предприятия увеличились более чем в три раза, хотя они и до сих пор являются весьма незначительными. Но я хотел бы, чтобы мы избегали тривиальных, необоснованных и даже нецелесообразных сравнений объемов французских инвестиций с инвестициями из США, Германии, России либо с Кипра или Лихтенштейна. Что касается двух последних, то здесь давно все ясно. Франция же, в отличие от других стран — бывших владельцев колоний, сберегла наиболее тесные экономические связи практически со всеми, и доля французского капитала в общем объеме зарубежных инвестиций в их экономику и сегодня является подавляющей. Французский инвестор является едва ли не самым осторожным и требовательным в мире, а жесткое законодательство страны исключает любое легальное «подогревание» или «подмасливание» заказчика.
Недавние решительные шаги Президента и правительства Украины, направленные на улучшение инвестиционного климата в нашей стране, вызывают надежду, что и французские инвесторы (дай Бог, чтобы они не опоздали!) внесут Украину в список приоритетных регионов мира. Об этом свидетельствуют, в частности, последние примеры таких реальных, а потенциально — и мощных французских инвесторов, как «Бенье», «Лафарж», «Шлюмберже» и других..
— В свое время много говорилось о совместных военно-технических проектах. Есть ли какое-то продвижение? Почему с проектом Ан-7Х произошло именно так?
— В рамках военного и военно- технического сотрудничества Украины и Франции на самую ближайшую перспективу запланировано проведение 45 совместных мероприятий. Наработано и нарабатывается ряд совместных проектов. Остается только ждать конкретных результатов. Что касается проекта Ан-7Х. На французско-немецком саммите в Майнце 9 июня было принято решение о создании европейского военно-транспортного самолета. При рассмотрении всех предложений преимущество предоставлено западноевропейскому проекту А-400М. Правда, этот проект существует пока только на бумаге. Но поживем — увидим. Тем более, что в упомянутых решениях отмечается необходимость продолжения работы с Украиной и Россией. Самолет Ан-70 не ставится под сомнение в высших официальных и индустриальных кругах Франции как аппарат высокой конкурентоспособности. Все хорошо знают, что Украина создала самолет, аналогов которому сегодня не имеется в мире. Но конкуренция есть конкуренция.
— Что больше всего запомнилось за время работы в Париже?
— В зависимости от сферы. В политической — это рабочая встреча Президентов Кучмы и Ширака 7 декабря 1999 г., в ходе которой был продемонстрирован беспрецедентный уровень взаимного доверия и личной симпатии между ними.
В сфере достижений человеческого инженерной мысли — это демонстрация на авиасалоне в Ле-Бурже полетных возможностей нашими самолетами Ан-70, Ан-74 и Ан-124 «Руслан», когда испытывал чувство нескрываемой гордости за наше государство, за его людей, создавших такие машины, которые ставят нашу страну в число лидеров мирового авиастроения.
В эмоциональном плане, бесспорно, навсегда запомнился чемпионат мира по футболу 1998 г., когда Франция, как я и прогнозировал, завоевала мировой кубок и восторг, радость парижан в ночь победы, которые трудно передать словами.