Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Анджей Леппер: политик с «речью базара»

22 июня, 2002 - 00:00

Успех лидера «Самообороны» Анджея Леппера — поразительный. На последних выборах в Сейм «Самооборона» финишировала третьей, заставив говорить о себе как о реальной силе, что для многих было неожиданностью, если не шоком. Пятьдесят три посла Сейма, поразительный рост поддержки партии обществом — от девяти процентов в январе до восемнадцати в июне, накануне выборов в органы местного самоуправления — свидетельствуют, что «Самооборона» перестала быть маргинальной силой обиженных. Парадокс Польши — в том, что сегодня именно «Самооборона» представляет чаяния мелкого владельца, небогатого фермера, провинциального мещанина — т.е., тех категорий, которые составляют одну из основ общества. Эти социальные группы настроены откровенно против интеграции страны в Европейский Союз — потому что это угрожает больно ударить по их нелегко завоеванным позициям. Лидер «Самообороны», лишенный, кстати, депутатского иммунитета, уже ставит ультиматумы правительству, которое обязано выполнять требования ЕС, и угрожает массовыми акциями неповиновения. Угрозы выглядят реальными — слишком много людей не воспринимают позиций правительства по сельскому хозяйству и государственных субсидиях — это только прибавляет скандально известному Лепперу — «польскому Жириновскому» — популярности, прежде всего, в провинции. Появление Леппера на сцене большой польской политики — очевидно, не только констатация того, что не все в польском обществе хорошо, но и отражение общеевропейских тенденций последнего времени к росту популярности радикалов. Возможно, на то и Леппер, следует признать, способный актер и блестящий демагог, чтобы лидеры государства меньше ошибались?

Как на польской политической сцене появилась эта новая фигура? Еще в 1991 году группа крестьян из Дарлова (и Леппер среди них), которая не смогла справиться с кредитными обязательствами, создала для защиты своих интересов «Самооборону». В апреле 1992 года они захватили министерство сельского хозяйства, где голодали в течение нескольких недель с требованием заморозить кредиты. Уже тогда Леппера как колоритную фигуру охотно показывали по телевидению, а для решения дела лидера «Самообороны» пригласил на встречу президент Валенса. Поверив обещаниям Валенсы, крестьяне покинули министерство, но впоследствии выяснилось, что президент своего слова не сдержал. После этого Леппер был одним из наиболее острых критиков его политики. А в июне того же года «Самооборона» устроила первую блокаду дорог, положив начало традиции аналогичных акций на местах «самых выдающихся» из которых теперь стоят памятные знаки. На парламентских выборах 1993 года партия набрала 2 % голосов, на президентских выборах 1995 и 2000 г г. Леппер едва преодолел 1 %. Однако уже в сентябре 2001 года «Самооборона», запомнившаяся избирателям популистическими лозунгами и галстуками в цветах национального флага, получила 10,2 % (1,3 миллиона голосов) и в течение следующих полгода увеличила ряды своих сторонников почти в два раза, выйдя на второе место после правящего Союза демократической левицы (СЛД) по симпатиям избирателей.

Имеет ли «Самооборона» свою программу действий? Теоретически — да. Речь идет о так называемом «третьем пути» между капитализмом и социализмом, который предусматривает «сохранение лучших достояний социализма», удержание в государственной собственности «стратегических объектов», налоговая система, по которой «бедные платят меньше, а богатые — больше», защита национального производителя перед конкуренцией с Запада. Не большее ли воздействие на эти постулаты имеют непарламентарные заявления Леппера в адрес правящей элиты. Шеф «Самообороны» охарактеризовал президента Квасьневского как «самого большого бездельника в Польше», автора польских экономических реформ Бальцеровича — как «экономического бандита», которого пообещал отправить вскоре в трудовой лагерь, а министра иностранных дел Пьотра Цимошевича за его линию в переговорах о будущем членстве Польши в ЕС просто назвал «каналья». Последнее заявление стоило Лепперу места вице-спикера польского сейма, но об этом дальше.

Леппер не только говорит, но и действует. Еще осенью 2001 года он лично прекратил выселение женщины, которая сама воспитывает ребенка, за неуплату соответствующих квартирных квот. В ту же осень он появился в небольшом городке Вроцлавек и остановил (правда, только временно) ликвидацию городского базара, решение о которой принял суд. В начале 2002 года Леппер уже участвовал в протестах в Кракове против строительства очередного супермаркета (что приводит к разорению мелких польских бизнесменов).

На недавние дебаты в сейме об аграрной политике «Самооборона» пригласила учеников начальной школы, каждый из которых получил мешочек с «загрязненным» западным зерном, а накануне Леппер лично высыпал из вагонов на одном из варшавских вокзалов закупленное в Германии дешевое зерно, бросив в адрес грузовладельца: «Интересы государства нужно ставить выше личных».

Кто поддерживает «Самооборону»? Как свидетельствуют социологические опросы, среди сторонников Леппера преобладают люди в возрасте 44—64 лет, но это не означает, что партия не имеет сторонников среди молодежи (наоборот, только что появилась молодежная секция партии). Среди электората «Самообороны» преобладают жители села (68%) и люди без высшего образования. Впрочем, изображение этих людей исключительно как маргиналов является большим упрощением. Когда Леппер с трибуны сейма говорит о взяточничестве и бюрократизации государства, то в значительной степени это есть голос обычного человека.

Позиция и действия Леппера являются не вызывающим сомнения вызовом существующей политической элите. Когда в городе Грудзяж новый шведский владелец фирмы «Варма» освободил всех работников, то по зову людей о помощи приехал только Леппер. Когда лидер «Самообороны» выступил с инициативой уменьшения зарплаты депутатов, которая составляет 6 тысяч злотых (около 1500 долларов США), то его обвинили в популизме и демагогии. В отличие от большинства современных ведущих польских политиков, Леппер является, несомненно, харизматичным лидером, который умеет уверенно и убедительно говорить, и, несмотря на совет одной из тележурналисток относительно того, что «господин должен прочитать больше книжек», он пишет собственные книги.

Как политическая элита восприняла Леппера? После успеха «Самообороны» на выборах ее недвусмысленно поддержал нынешний премьер, лидер партии СЛД Лешек Миллер, очевидно надеясь, что, с одной стороны, популизм Леппера станет средством выхода негативных эмоций общества, а с другой — таким союзником будет легко манипулировать. Именно Миллер фактически сделал Леппера вице-спикером сейма, и только уже упоминавшиеся недипломатичные изречения шефа «Самообороны» повлекли за собой лишение его этой высокой должности. Именно тогда Леппер оказался в политическом бойкоте со стороны президента Квасьневского и других ведущих политиков, но, как правильно заметили аналитики, полное отстранение Леппера от власти только содействует росту общественного доверия к нему. За словами Леха Качинского, «воздух из баллона СЛД постепенно переходит к «Самообороне».

Кто финансирует деятельность партии? Как утверждает сам Леппер (кстати, владелец дома в Зелове, двух комбайнов, трех тракторов и домашнего скота), «Самооборона» функционирует на средства членов и симпатиков партии. Вместо этого, еще в 1999 году еженедельник «Polityka» писал о связях Леппера с загадочным Институтом Шиллера в Германии, который возглавляет бывший узник американской системы правосудия за налоговые махинации, а теперь — рьяный борец с американскими культурными и политическими воздействиями Ля Руш, который, как утверждали журналисты, является российской агентурой, которая работает против вступления Польши в ЕС.

Как писал другой влиятельный еженедельник «Newsweek Polska», Леппер говорит «речью базаров», которая находит отзыв у своих покупателей и продавцов. Комментируя избирательный успех «Самообороны», ныне уже покойный политик из либеральной «Унии Свободы» Эдвард Венде писал, что ему «стыдно за такой выбор поляков», а «Газета Выборча» вышла с титулом на первой странице: «Но ведь мы и выбрали!» Но справедливым представляется мнение Рафала Земкевича, что «Самооборона» является плохим ответом на настоящие проблемы современной Польши.

Андрей ПОРТНОВ, Варшава
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ