Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Антикиплинг»

Запад есть Запад, Восток есть Восток, и теперь они сходятся
30 мая, 2002 - 00:00

Относительно спокойная реакция Кремля на решение Украины двигаться в НАТО не должна вводить в заблуждение. Канун саммита Россия—НАТО — не самое подходящее время, а Рим — не лучшее место для того, чтобы стучать кулаком по столу. Негативное отношение Кремля к расширению Альянса остается неизменным, несмотря на беспрецедентное entente между Россией и Западом. А ссылаясь на формальный отказ нашей страны от внеблокового статуса, Москва, возможно, вообще предложит Киеву присоединиться к Договору о коллективной безопасности в СНГ.

Украина, наконец, сделала то, на что, оглядываясь на Москву, не решалась целых десять лет — заявила о своем решении вступить в НАТО. Точнее — даже не о решении, а о намерении принять решение. Конкретнее — не в НАТО, а в то, во что блок, разбухая, трансформируется в ближайшие годы.

Поводом для столь резкого, по нашим меркам, скачка в направлении Атлантики — после двухлетнего марша в Евразию — безусловно стал российско-натовский геополитический маневр. Пока некоторые наши политики глаза проглядели, высматривая танки «агрессивного блока» с Запада, НАТО с Востока вышло в предместья витренковского Конотопа.

Вполне обоснованные опасения Киева оказаться в «мертвой зоне», тупике, на обочине или в любом другом месте, нарицанием которого можно ответить на вопрос «где?» и побудило его к решительным, как никогда, декларациям. Если даже Европа, по выражению «Файнэншл таймс», «засуетилась» на фоне российско-американского сближения, то что остается делать нам?

Россия, на протяжении десятилетия оппонируя любым, даже самым невинным контактам Украины с НАТО, в отношениях с этой организацией на данном этапе зашла явно дальше нас. В Киеве теперь многие осуждают Москву за политику двойных стандартов: что позволено Юпитеру, то не позволено быку. Но вряд ли эти обвинения можно счесть справедливыми. Во-первых, Украина традиционно в любой сфере плетется в хвосте у России. Во-вторых, в России поменялась власть, и, будучи более трезвой вообще, она более трезво взглянула и на роль собственной страны в окружающем мире. Во-вторых, трансформировался и сам мир… Видя, как НАТО медленно, но верно приближается к границам России и, будучи не в силах изменить ситуацию, Путин решил ее использовать в собственных интересах. Его шаги навстречу НАТО — это действительно проявление настоящего политического мужества. Джордж Робертсон тут совершенно прав, ибо сделаны они наперекор и общественному мнению, и глухой оппозиции в силовых ведомствах Российской Федерации.

Одним из аргументов противников российско-натовского сближения было как раз опасение, что этим воспользуются соседи России для обоснования проатлантической политики. Именно так и поступила Украина.

Момент выбран удачно — самый канун российско-натовского саммита, который связал Москву дипломатическими условностями, сдерживающими от негативных заявлений в адрес Киева. Даже посол Черномырдин, который несколько недель назад довольно резко критиковал намерение Украины стать ассоциированным членом Евросоюза, вдруг сдержанно и в неприсущем ему безэмоциональном духе заявил, что «строительство отношений с НАТО — это дело суверенной Украины».

Полное спокойствие продемонстрировал и Путин. Некоторые информагентства его высказывания в Риме неверно истолковали как поддержку планов Украины. На самом деле Путин дал ясно понять, что в своих отношениях с НАТО Украина может зайти очень далеко — но ни шагом дальше России. Путин особо подчеркнул, что отношение России к расширению НАТО остается неизменным — то есть столь же негативным как и раньше. Москва категорически отказалась от участия в намеченном на ноябрь пражском саммите НАТО, на котором будет одобрено решение о приеме в Альянс государств Балтии.

Россия, по всей вероятности, решила, что в рамках своих новых отношений с Альянсом для нее не составит труда максимально удлинить украинский путь в НАТО. В рамках двадцатки Россия хотя и не обладает правом вето на решение о приеме в блок новых членов, однако получает широкие возможности для внутреннего влияния на дискуссию по данному вопросу для использования в своих целях разногласий между членами блока, среди которых наверняка найдутся и противники инкорпорации Украины в Альянс. В конце концов, Россия добилась-таки особой роли в новом миропорядке, и на решение глобальных вопросов, к числу которых относится и возможное вступление Украины в НАТО, может воздействовать в самых различных конфигурациях — будь-то двусторонний диалог с США, двадцатка, восьмерка, контакты с Евросоюзом. Например, в повестке дня вчерашнего саммита Россия—ЕС присутствовали вопросы безопасности — разве это не повод прочитать Проди, Солане и Аснару лекцию о нецелесообразности включения Украины в НАТО?

Весьма вероятно, что уже в ближайшее время свою евроазиатскую инициативу Кремль дополнит предложением вступить в Договор о коллективной безопасности в СНГ. В ДКБ Украину зазывали и раньше, но до сих пор Киев отнекивался, ссылаясь на внеблоковый статус — ни нашим, ни вашим. Отныне эта отговорка не действует, и потребуется совершенно иная «линия защиты».

Надеяться на то, что Россия сквозь пальцы будет смотреть на украинско-натовское сближение, не приходится. Безусловно, она будет ему активно противодействовать, и в ближайшее время следует ожидать лишь усиления политико-экономического давления на Киев. Вероятно, первая психологическая атака произойдет уже сегодня на Совете глав правительств и Совете министров иностранных дел СНГ. Безусловно, Москва задействует и своих сателлитов внутри Украины.

Анализ комментариев украинских политиков дает основания полагать, что для многих из них решения СНБОУ оказались сенсационными и неожиданными. Например, противоречащие одно другому заявления сделали Георгий Крючков и Петр Симоненко. Виктор Янукович дал понять, что Партии регионов нет дела до данной проблемы — пусть-де разбираются специалисты. Кое- кто из партии власти важнейшие внешнеполитические решения трактует как самодеятельность чиновников Совбеза, как будто в Совете председательствует не Президент. Большинство политиков пока отмалчиваются и не спешат заявлять о своей позиции.

Тем не менее в Верховной Раде есть конс титуционное проатлантическое большинство — судя хотя бы по предвыборным программам, которые у нас далеко не всегда выполняются. Внутриполитические разногласия между «Единой Украиной», «Нашей Украиной» и Блоком Юлии Тимошенко вряд ли помешают им голосовать сообща по вопросам евроатлантической интеграции. Куда более существенными могут оказаться разногласия внутри самой «Единой Украины», где под президентской крышей собрались как атлантисты, так и евразийцы. Тем не менее Верховная Рада поддержит любые проатлантические инициативы исполнительной власти, если будут они внесены.

Немаловажна и позиция военных. У них — прямой материальный интерес: одним из условий является увеличение военного бюджета. Благоприятный дрейф, рапортуют социологи, наметился и в общественном мнении — в пользу сближения с НАТО. Этот баланс и дальше будет меняться в пользу евроатлантистов в силу кумулятивного эффекта сразу двух пиар-кампаний — в пользу вступления в Евросоюз и в пользу присоединения к НАТО.

Однако главное требование для желающих присоединиться к ЕС ли, к НАТО ли состоит во внутренней европеизации. А вот эту задачу правящая политическая элита решать не только не может, но и не хочет. Для себя она давно открыла окно в Европу.. Что же касается создания европейских условий для соотечественников, то тут элита сталкивается с необходимостью идти на многочисленные ограничения, отказываться от привычных схем решения экономических и политических вопросов. К таким жертвам она пока еще не готова, поскольку они чреваты утратой командных позиций, завоеванных путем жесткого отбора периода первоначального накопления капитала.

Потому-то и России особенно беспокоиться пока не о чем — под вопросом не только желание НАТО видеть в своем составе Украину, но и наша способность выйти в обозримой исторической перспективе на уровень соответствия жестким критериям отбора.

Олег МЕДВЕДЕВ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ