Ожидаемое, но все равно неожиданное решение о невозможности поездки Бориса Ельцина в Вену подтвердило наихудшие для когда-то могущественного лидера слухи о том, что даже ближайшее окружение президента, даже его семья не готовы сегодня стимулировать ельцинскую активность. Визит в Центральную Азию стал своеобразной «проверкой», которую Ельцин не выдержал. Он сопротивлялся, сопротивлялся из последних сил, приезжал в Кремль, готовился к визиту — более того, считалось, что если во время официальных визитов Примаков теперь будет замещать Ельцина, на многосторонние встречи, требующие уровня главы государства, президент все же будет ездить, невзирая на физическое состояние.
Однако оказалось, что физическое состояние дает о себе знать. Для оформления сначала сокращенного, а теперь и отмененного визита понадобился медицинский консилиум и этот удивительный диагноз: астения. Даже если не прибегать к объяснению медицинских терминов, сделанному некоторыми российскими телеканалами, можно понять: у Ельцина не осталось сил. Это и является отставкой, предварительной — но отставкой. Впрочем, когда великан устает, становятся ли выше лилипуты? Согласится ли российская политическая элита на то, чтобы больной и утомленный президент дожил в Горках до 2000 года, или уже сегодня начнется унизительная суматоха вокруг еще теплого трона, в которой забудут и о финансовом кризисе, и о правительственной несостоятельности, и об экономическом упадке — Власть, сама Власть падает с небес!
Только со временем можно будет понять, какой окажется Россия переходного периода — Россия еще с Ельциным, но уже без него... Наихудшей может стать ситуация, когда болезнь президента станет болезнью всего общества, дезориентированного экономическими неурядицами и параличом власти, когда слова «астенический синдром» станут не медицинским термином, а диагнозом серьезного политического заболевания... Выводить общество из такого состояния сегодня пока некому — тот, кто последние годы принимал в России решения, сам нуждается в помощи и сочувствии...