Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Авигдор ЛИБЕРМАН: Компромисс с Арафатом не возможен

13 сентября, 2003 - 00:00


Израильский кабинет министров на своем экстренном заседании решил «в принципе» выслать главу Палестинской автономии Ясира Арафата за пределы территорий, находящихся под контролем Израиля. Министры, на встрече которых председательствовал Ариэль Шарон, поручили армейскому командованию составить план выдворения Арафата. Палестинский лидер быстро отреагировал на решение израильтян. Он пообещал, что предпочтет смерть ссылке. Призывы выслать Арафата в Израиле раздавались давно, однако Тель-Авив сразу прекращал выдвижение подобной идеи, как только Соединенные Штаты высказывали свое несогласие. Кстати, Вашингтон и в этот раз не заставил себя долго ждать с ответом. Представитель администрации США отметил нецелесообразность высылки Арафата: «Он — часть проблемы, но не часть ее решения». «Мы считаем, что его изгнание не поможет ситуации, а только создаст новые предпосылки для его действий», — подчеркнул пресс-секретарь Белого дома Ричард Баучер. Повлияет ли в этот раз на израильтян позиция Штатов? Предостережения США во многом обоснованны, поскольку развитие событий на палестинских территориях может полностью выйти из-под контроля. Не исключено, что активизируют свою деятельность исламистские террористические группировки, часто использующие нерешенность палестинского вопроса как повод для кровавых акций. Но Израиль, похоже, полон решимости. На днях в израильской газете «Джерусалэм Пост» даже вышла статья с призывом убить Ясира Арафата. «Мир не поможет нам; мы должны помочь себе сами. Мы должны убить как можно больше лидеров ХАМАС и «Исламского джихада», как можно скорее... И мы должны убить Ясира Арафата, потому что мир не оставил нам выбора», — говорится в редакционном материале. Похоже, такие убеждения преобладают среди израильского населения. Причем выразителями подобной позиции являются представители правящей элиты страны. Предлагаем вашему вниманию интервью с министром транспорта Израиля, лидером правой партии «Наш дом — Израиль» Авигдором ЛИБЕРМАНОМ.

— Процесс урегулирования на Ближнем Востоке, кажется, вновь зашел в тупик. Мирный план «дорожная карта» можно с уверенностью похоронить?

— Де-факто «дорожная карта» умерла, хотя похороны де- юре еще не состоялись. Идея этого плана была ошибочной с самого начала. Поэтому и получается, что за каждый подобный план мы платим кровью сограждан. Первый ошибочный аспект «дорожной карты» состоит в предположении, что Палестинская автономия может стать демократичным обществом. Но я не знаю ни одного демократического арабского государства. Нет оснований рассчитывать, что палестинцы станут исключением. Второй ошибочный аспект — ожидания, что палестинцы будут воевать с террором. Специально для этого Израиль помог создать вооруженную дивизию из 22 тысяч палестинцев. Однако вместо того, чтобы воевать с террором, они присоединились к экстремистам, которые воюют против нас. За последние десять лет, со времени мирных договоренностей в Осло, погибло более тысячи наших сограждан. Кстати, часть людей, погибших в Израиле, являются бывшими гражданами или уроженцами Украины. В результате теракта во вторник был убит солдат родом из Днепропетровска. В среду мы отправили его мать в Израиль. Нам не нужны посредники, нам нужна поддержка. Сегодня не идет речь о столкновении между Израилем и палестинцами, а о столкновении цивилизаций. С одной стороны — свободный мир, с другой — экстремисты. Договариваться с экстремистами невозможно. У них всякая идеология нерациональна. Ты можешь искать компромисс с тем, кто рационален и стремится к принятию взаимовыгодных решений. Но бесполезно договариваться с теми, кто ищет твоего уничтожения.

— Экстремисты — это все, кто исповедует ислам?

— Не все. Но сегодня те, кто противостоят нам — «Исламский джихад» или ХАМАС — исповедуют ислам. Они все являются сторонниками бен Ладена. Ведь бен Ладену невозможно предложить: скажи, что ты хочешь, мы тебе дадим, только не мешай нам... Он ничего не хочет, а хочет всех сделать святыми и отправить в рай. У меня нет никакого желания отправляться в рай. Это же изуверство. Чем можно объяснить ликование родителей, которые радуются гибели своего 16-летнего ребенка в Израиле? В арабском мире сегодня две самые популярные фигуры — бен Ладен и Саддам Хусейн. Это должно беспокоить не только нас, но и весь свободный мир.

— Но согласитесь, что борьба в большинстве случаев ведется против террора как явления, но не против его причин. В случае с палестинским терроризмом речь идет о такой причине, как израильская оккупация...

— Это полная чушь. До 1967 года все эти территории были в руках палестинцев. Почему же арабские страны не создали Палестинское государство? Более того, ФАТХ был создан в начале 60-х годов — до того как мы взяли под контроль территорию Самарии и сектора Газа. Кстати, в целях ФАТХа записано об уничтожении государства Израиль. Говорить о том, что наше присутствие в Иудее, Самарии является причиной терроризма — простое незнание фактов. 90% всех жертв на Ближнем Востоке не имеют никакого отношения к израильско-палестинскому конфликту. Вспомните войну между Ираком и Ираном, между Ираком и Кувейтом, кровопролитие между Южным и Северным Йеменом, Египтом и Ливией, Египтом и Суданом, Алжиром и Марокко. Даже если говорить о якобы мирном времени в арабском государстве, то достаточно вспомнить, что в тюрьмах Саддама Хусейна погибло людей намного больше, чем за все время противостояния между нами и палестинцами.

— Как вы оцениваете готовность правительства Израиля, которое вы представляете, принимать компромиссные решения в контексте ближневосточного урегулирования?

— Компромиссного решения не может быть, потому что вторая сторона не хочет договариваться. Они не хотят компромисса. Они даже не маскируются, а говорят в открытую, что хотят нас уничтожить, депортировать. Весь свободный мир должен переоценить обстановку и понять, что нет сегодня локального кризиса. Есть широкий кризис между альянсом террора и свободным миром. Нужно не договариваться, а решать проблему в одностороннем порядке. Мы все как бы бегаем за призраком. Партнера с той стороны нет и не будет, а те, кто были, давно уничтожены. Все, кто пытался договариваться с нами, убиты — король Иордании Абдалла, дед нынешнего короля, был убит экстремистами; президент Египта Анвар Садат, подписавший с нами мирный договор, был убит; Башир Жмайель, лидер ливанских христиан, тоже был убит. Все, кто был конструктивно настроен, убиты. Поэтому решение должно быть силовым и односторонним.

— Израиль очень активно поддерживал назначение премьер-министром Палестины Махмуда Аббаса, которого, очевидно, расценивали как конструктивного переговорщика. Почему израильтяне не стали в защиту, когда его отправляли в отставку?

— Да, мы его поддерживали очень активно. Более того, позволили создать в самый короткий срок военизированную структуру в 22 тысячи человек. Но ничего не помогло. Невозможно людям искусственно привить менталитет или мозги. Пока они не поменяют свой менталитет, ничего не получится. Вспомните, как талибы уничтожили в Афганистане статуи Будды. Хотя бы один лидер арабской страны осудил это варварство? Никто. Речь идет совершенно о другом обществе. Мы пытаемся их мерять мерками стран западной цивилизации. Последний из примеров — Ирак. Американцы надеялись навязать свое мышление, но это не сработало. Ирак — не Швейцария, не Италия и не штат Алабама. Совершенно другое общество. Пока мы этого не поймем, не будем действовать в соответствии с их понятиями, ничего не получится.

— То есть, кто бы ни стал лидером Палестинской автономии, мира достичь не удастся? Каково ваше мнение о новом премьере Ахмеде Куреи?

— Не то, что не удастся — никакого шанса. Абу Ала — вообще пешка Ясира Арафата. Абу Мазен хоть пытался играться в какую-то самостоятельность, Абу Ала даже не пытается.

— Раньше вы заявляли, что вся проблема в Ясире Арафате и его нужно уничтожить...

— Арафат не является проблемой, проблемой является арабское общество. Мне всегда интересно посмотреть, как выглядят учебники у других народов. Скажем, в Палестинской автономии уже в первом классе школьнику прививаются все так называемые ценности. А посмотрите, как выглядит египетская пресса: это пресса и учебники времен Геббельса. У них — другая шкала человеческих ценностей и ничего нельзя изменить, пока не будет общей шкалы ценностей. Арафат — террорист, как и все другие. Американцы ищут бен Ладена не для того, чтобы ему дать Нобелевскую премию мира. То же самое касается и Саддама Хусейна. Американцы даже не пытались арестовать двух его сыновей, а просто уничтожили их. Россияне ищут Басаева или Масхадова тоже не для того, чтобы представить к государственной награде. Опять-таки — чтобы уничтожить. Никакой разницы между Арафатом, бен Ладеном и Басаевым нет.

— Но Арафату, очевидно, не случайно дали Нобелевскую премию мира?

— Больший цинизм трудно представить. С таким же успехом могли ее дать Дудаеву или Илличу Рамиресу Санчесу.

— А вообще вы видите Палестину независимым государством?

— Арафат сам этого не хочет. Для того, чтобы создать государство, должны быть какие-то предпосылки. Невозможно создать государство на ровном месте. Опять- таки, право на самоопределение не безгранично. Скажем, в ООН сегодня есть 210—220 государств, состоящих из более двух тысяч народов. Что будет с Россией, если она предоставит каждой народности право на самоопределение? Все развалится. Для того, чтобы сформировать государство, должен быть определенный экономический уровень, который помог бы удовлетворить социальные нужды, должны быть системы образования и здравоохранения. Сейчас же так получается, что Израиль предоставляет палестинцам деньги, чтобы люди попросту не умерли с голоду. Не Арабские Эмираты, не Саудовская Аравия, а мы даем деньги. К сожалению, эти средства разворовываются. Согласно одному журналистскому расследованию, с 1993 года палестинцы получили от западных стран миллиарды долларов. 90% просто испарились, не пошли на благо тех людей, которые действительно нуждаются в помощи. Поэтому способность палестинского государства существовать проявляется в постоянном шантаже, угрозах региональной стабильности, вымогательстве денег от соседей. Сегодня предпосылок для создания государства нет. Нет даже территориальной целостности между Газой, Иудеей и Самарией. Поэтому единственный нормальный план, который действительно может сработать, — это план кантонизации, создание четырех анклавов по четко выраженным районам — Иерихон, Самария, Иудея, Газа. Дополнительно я бы создал христианский анклав в Вифлееме. Нашел бы там местных лидеров, заинтересованных не в панарабистских или экстремистских идеях, а в решении экономических и муниципальных проблем.

— Выходит, Израиль не выполнит резолюций Совета Безопасности ООН, в которых говорится о создании Палестинского государства?

— Все это полно цинизма. Израиль, к сожалению, высказал готовность реализовывать резолюции, но не наша вина, что они не были реализованы. Вы знаете, сколько в ООН присутствует исламских стран. Их там не один десяток, поэтому они имеют автоматическое большинство. Предположим, Ливия, Ирак, Сирия и Судан принимают резолюцию, в которой называют Израиль тоталитарным государством, приравнивают сионизм к фашизму. Как мы можем относится к подобным резолюциям?

— Но ведь у Израиля есть такой партнер, как США, который в Совете Безопасности всегда может наложить вето на любой проект резолюции...

— Иногда накладывают вето, а иногда идут на уступки из-за своих экономических интересов в арабском мире. Трудно отказаться от экономических выгод в Саудовской Аравии, Арабских Эмиратах и так далее. С одной стороны, они действительно являются нашим главным стратегическим партнером, а с другой, — экономические интересы заставляют их где-то и как-то балансировать...

Сергей СОЛОДКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ