Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Автономизация Ирака

Как путь к прекращению гражданской войны в стране
24 октября, 2007 - 19:01

Сегодня геополитическое значение Ближнего Востока трудно переоценить. Но большинство американских экспертов сегодня склоняются к мнению, что американские войска не способны стабилизировать Ирак, эту бурную и враждебную землю, а тем более насадить там подобие демократии в западном измерении.

Это начинает понимать и иракская элита. Так, сын лидера шиитов Аммар Хаким призвал к разделению Ирака на полуавтономные регионы на основе религиозной и этнической принадлежности. Нет сомнения, что сегодня принцип федерализма де- факто уже действует в Ираке. Три северных провинции страны — Эрбиль, Дахук и Сулеймания, большинство населения которых составляют курды, управляются отдельным курдским региональным правительством. Согласно действующей конституции Ирака, курдскому региону гарантированна широкая автономия от центральной власти. Возможно, иракские власти должны были бы использовать этот опыт для введения федерального принципа в национальных масштабах? Ведь Курдистан на данный момент является самым спокойным регионом в Ираке.

Президент Ирака Джаляль Талабани, выступая на телеканале CNN, поддержал идею о разделе страны на несколько частей по этническому признаку. Он тогда отметил, что принятая резолюция «очень хорошая». Но в то время как иракский президент поддерживает «разъединение», противником подобной идеи выступает премьер-министр страны Нури аль-Малики.

Джаляль Талабани считает, что воплощение в жизнь подобной идеи не причинит вреда Ираку, поскольку «резолюция настаивает на единстве Ирака, его процветании, национальном примирении, а также требует от соседних с Ираком стран невмешательства в дела этого государства». Он подчеркнул также, что предоставление большей самостоятельности региональным властям вовсе не является разделом Ирака. Талабани, курд по национальности, указал, что никогда не станет бороться за создание на севере Ирака курдского государства, так как этого не одобрят соседние страны. Конечно, в автономии больше всего заинтересованы иракские курды, поскольку, во-первых, этот народ, проживающий также в Иране, Сирии и Турции, не имеет собственной государственности, а во-вторых, земли на севере Ирака, где преобладает курдское население, имеют в своем распоряжении значительные запасы нефти.

Очевидно, что сегодня при планировании разделения Ирака необходимо учитывать негативный и позитивный опыт балканских событий, спровоцированных распадом Югославии. С точки зрения американских экспертов, возможно, наиболее приемлемой могла бы стать модель Боснии: формально поддерживать единство Ирака во главе с федеральным правительством, занимающимся внешней политикой и охраной границ, но при этом фактически разделить страну на три части. На взгляд Ахмеда Хашима, профессора Военно-морского колледжа США, надежды на строительство в Ираке реальной демократии развеялись: теперь нужно выбирать между пуском на самотек гражданской войны и разделением страны.

Говоря о возможном разделе Ирака на три государственные образования, наверное, нужно говорить не о распаде Ирака, а о его цивилизованной декомпозиции в геополитических измерениях. Поскольку, как отмечают выдающиеся политики западного мира и главные политики ближневосточного региона, на сегодня у Ирака есть два основных пути: к гражданской войне или к подобной декомпозиции. Но в конечном итоге оба пути ведут к перераспределению. И явно лучше сделать это цивилизованным, управляемым путем, нежели путем сотен тысяч, а то и миллионов жертв. А также долгих лет нестабильности и угрозы для всего окружающего мира. Учитывая то, что ближневосточный регион вполне может служить базой для зарождения новых или подпитки существующих террористических группировок, весь мир прямо заинтересован в том, чтобы Ирак стал зоной стабильности и процветания, а не территорией ужаса и экспорта терроризма.

Если же рассмотреть ситуацию в более широком контексте как историческом, так и геополитическом, то подобная декомпозиция вполне естественно вписывается в те построения, которые на сегодня уже апробированы во всем мире или которые, наверное, в ближайшем будущем станут основой для образования всемирных структур. Что- то наподобие сегодняшнего ЕС — единой Европы. Где каждому народу дана возможность иметь свое совершенно демократическое самоуправление, но имеются в наличии очень широкие, мощные и беспрепятственные русла для сотрудничества в глобальном контексте.

В этом смысле, возможно, иракцам даже повезло, что они будут пионерами подобных преобразований. Ведь пионерам перепадает большая часть не только внимания международного сообщества, но и ресурсов, и, собственно говоря, лавры в будущем как тех, кто дал начало подобному процессу. Во всяком случае на Ближнем Востоке. Ведь, если посмотреть на карту Ближнего Востока, то невооруженным глазом видно, что подобные иракским проблемы есть практически во всех странах. И именно они вносят львиную долю нестабильности, экстремизма и создают преграды на пути к цивилизованному развитию и интеграции в глобальную экономическую, политическую и социальную системы.

Таким образом, нет иного пути, чем перевести потенциал внутренней энергии социумов этих ближневосточных стран от возможности гражданской войны, экстремизма и других видов противостояний к развитию и сотрудничеству и предоставить каждому полагающийся в историческом, геополитическом и моральном плане участок. Государственный или парагосударственный, если это образование сразу вольется в более глобальные интеграционные структуры. Другого пути просто не существует.

В плане интеграции в другие структуры просматривается следующее: если парламент и правительство Ирака, а также социум спокойно и продуктивно воспримут подобную федерализацию, то вполне возможно, что это сразу будет путь к созданию ближневосточных структур, аналогичных тем, которые существуют в единой Европе — Ближневосточного Союза. От этого все участники только выиграют. И несколько отходя в сторону от этой темы, нужно сказать, что то напряжение, которое сегодня переживают Турция и ряд других стран этого региона, тоже может быть устранено только путем подобной декомпозиции и вливания в более глобальные интеграционные структуры.

Иначе каждая из стран, даже такая развитая, как Турция, имеет шанс впасть в анархию, противостояние и начать тормозить на пути своего развития. Путь Ирака к федерализации и ближневосточной ассоциации может стать тем локомотивом, который проложит дорогу на будущие десятилетия к стабильному и процветающему ближневосточному региону.

Виктор КАСПРУК, политолог
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ