Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Бацька» в Киеве

Украина и Беларусь демонстрируют пример по-настоящему добрососедских отношений
9 ноября, 2009 - 19:44
БЕЛОРУССКИЙ ПРЕЗИДЕНТ АЛЕКСАНДР ЛУКАШЕНКО ВМЕСТЕ СО СВОИМ УКРАИНСКИМ КОЛЛЕГОЙ ВИКТОРОМ ЮЩЕНКО ПОЧТИЛ ПАМЯТЬ ЖЕРТВ ГОЛОДОМОРА 1932—1933 гг. / ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА

Состоявшийся на прошлой неделе визит на Украину президента Беларуси Александра Лукашенко вызвал в российских средствах массовой информации двоякую реакцию: она была или никакой (в том смысле, что о визите ничего вообще не сообщалось), или демонстративно-настороженной, как говорится, сквозь зубы. И тому есть вполне понятные причины: у правящей в России элиты неприкрытую неприязнь вызывает как сам факт белорусско-украинских нормальных добрососедских отношений, так и конкретное содержание состоявшихся в Киеве переговоров между Лукашенко и его украинским коллегой Президентом Виктором Ющенко.

Обратимся к фактам. Как выглядят визит белорусского лидера в Киев, его взаимно-уважительные переговоры с высшими руководителями Украины на фоне открытых, непрекращающихся личностных выпадов первых лиц России против руководства суверенного Украинского государства? (Последний по времени, заметим, произошел буквально два дня назад, в минувшую субботу, в ходе интервью президента Дмитрия Медведева немецкому журналу «Шпигель».) Да просто как действия взрослых, здравомыслящих людей на фоне какого-то мальчишества! (Заметим: мальчишества далеко не безобидного, чреватого неприятными последствиями для межгосударственных отношений.) А ведь при этом необходимо помнить о различиях в подходах и оценках самых разных явлений и событий — как дня сегодняшнего, так и прошлого — руководством Украины и Беларуси. Да что там оценки — социально-экономические системы обеих соседних стран весьма разнятся! Но!..

Вот в этом-то «но» все и дело: весь указанный спектр различий вовсе не мешает равноправному, взаимовыгодному сотрудничеству двух государств, и это еще раз доказало украинское турне белорусского президента. Во-первых, разрешены вопросы приграничного урегулирования, а также политико-дипломатического взаимодействия Беларуси и Украины. В контексте развития общеевропейской программы «Восточное партнерство» такое взаимодействие двух дружественных соседних государств не просто важно — оно демонстрирует перспективный стратегический путь и другим соседям, и совершенно не секрет, что именно это-то и вызывает у сегодняшнего руководства России разновидность аллергии. Именно поэтому было абсолютно обоснованным прямое — совершенно в духе «бацьки Лукашенко» — заявление белорусского лидера о том, что «отношения Беларуси и Украины — самых стратегических территорий — в последнее время напрягают руководителей в некоторых государствах». Ясно, что не США и не Китай — две главные экономические и политические силы современного мира — «напрягаются» в результате успешного российско-белорусского сотрудничества. Понятно, что имелся в виду и не Брюссель — политический центр Европейского Союза, который как раз и запустил программу «Восточное партнерство» для шести бывших союзных республик СССР, ныне суверенных государств на постсоветском пространстве. «Напрягаются» именно кремлевские руководители — и их конвульсивные действия ощущают на себе народы соседних стран.

Есть и конкретные вопросы в белорусско-украинском сотрудничестве, «напрягающие» Россию. По итогам саммита президентов обеих стран в Украину из Беларуси ожидаются поставки мяса, сахара и сала. Взамен Беларусь получит украинскую электроэнергию. Ну, и что здесь для кого-то плохого, спросим мы? В условиях борьбы с кризисом подобная сделка очень выгодна экономикам обоих государств и опять-таки может послужить позитивным примером для некоторых соседей и Беларуси, и Украины. Так нет же, вместо того чтобы поучиться эффективному и прагматичному хозяйствованию, некоторые российские политики и политологи предпочитают ерничать по поводу того, что вот-де Украина «вынуждена завозить мясо и сало». Опять-таки, а что в этом «дурного», если одна страна завозит то, чего ей в данный момент не хватает, а вывозит, напротив, излишек? И потом: уж кто бы позволял себе свысока отзываться об импорте продовольствия Украиной, но только не современная Россия, сама зависящая от продовольственного импорта, в том числе — из той же Беларуси.

Например, по свидетельству министра сельского хозяйства РФ Елены Скрынник, сегодня Россия импортирует ежегодно 7 млн. тонн молочной продукции. Лиши российский продовольственный рынок этих семи миллионов тонн — и хваленые заполненные продуктами полки московских магазинов быстро опустеют, как в «незабвенные» горбачевские времена. При этом только белорусские аграрии до конца нынешнего года должны поставить в Россию 2,8 млн. тонн молочных продуктов, столько же — в следующем году. Выходит, на долю Беларуси приходится 40 процентов всего российского молочного импорта. Можно его чем-то заменить? Можно, конечно, если только на плечах нет головы и деньги девать некуда, завозить из стран, расположенных втрое дальше, и по цене, вдвое большей... Но тогда какое отношение будет иметь все это к нормальной экономике?

Поставки белорусского мяса и сахара в Россию тоже значительны: например, белорусы поставят до конца этого года в страну до 115 тысяч тонн мяса и мясопродуктов, а в следующем, как планируется, — уже до 145 тысяч тонн. И так далее. О чем это говорит? Да хотя бы о том, что экономическая система «маленькой» Беларуси, не имеющая — в отличие от России — ни капли собственных нефти и газа, способна обеспечить продовольствием «большую» Россию, у которой нефти и газа — «под завязку». Российские пропагандисты предпочитают об этом «стыдливо» помалкивать. Но вот что при этом важно: сама-то Беларусь не кичится тем, что у нее есть в избытке, а готова развивать взаимовыгодное сотрудничество в любых формах и на любых направлениях — и с Россией, и с другими соседями. Была бы на то их добрая воля.

Мы видим, что такая воля, например, у Украины есть, и вот две страны находят конкретную эффективную схему торгово-экономического взаимодействия. А вот эффективность экономической системы России заканчивается где-то на уровне рычагов давления на ближайших соседей. Там же, к сожалению, застряла и добрая воля российских власть предержащих. Как же, спрашивается, им может нравиться равноправное белорусско-украинское сотрудничество, если оно развивается на принципиально иной основе, чем хотели бы московские руководители и обслуживающие их интересы идеологи и журналисты? Мы же пожелаем этому сотрудничеству крепнуть и развиваться.

Олег ЧЕРКОВЕЦ, доктор экономических наук, Москва
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ