Ирак до сих пор находится в центре внимания мировых СМИ. Если раньше в новостях в основном говорилось о межэтнической вражде, взрывах и многочисленных жертвах, то теперь все чаще сообщается о тендерах и визитах в Ирак высокопоставленных должностных лиц из ведущих экономически развитых государств мира. Какая ситуация с безопасностью в стране и в состоянии ли иракские силы безопасности самостоятельно поддерживать мир и стабильность в государстве? Почему в Багдаде лучшей «инвестицией» Киева считается участие украинских военных в работе многонационального миротворческого контингента в Ираке? Какую роль может и должна сыграть Украина в возрождении Ирака? Об этом «Дню» — в интервью полномочного министра, временного поверенного по делам Посольства Республики Ирак в Украине Халида Джасима АЛЬ-ШАМАРИ.
«ИРАКСКИЕ СИЛЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛНОСТЬЮ СПОСОБНЫ ОБЕСПЕЧИТЬ МИР И СТАБИЛЬНОСТЬ В ГОСУДАРСТВЕ»
— Господин посол, действительно ли можно считать Днем независимости Ирака вывод американских войск из иракских городов, произошедший несколько дней назад?
— Мы назвали 30 июня Днем суверенитета Ирака. Однако, стоит отметить, Ирак провозгласил свою независимость еще в 1932 году. В тот же год страна вступила в Лигу наций. Несмотря на это, Ирак пережил ряд диктаторских режимов. На стране сильно отразился режим Саддама Хусейна, который развязал ряд войн с соседними государствами, в частности с Ираном и Кувейтом. Все это привело к тому, что Совет Безопасности ООН определенным образом ограничил суверенитет Ирака. Как известно, на Ирак было наложено экономическое эмбарго и был введен запрет на полеты иракской авиации. Также моя страна подпадала под действие 7 пункта Устава ООН.
Впрочем, теперь мы можем сказать, что события 30 июня являются подтверждением того, что Ирак — суверенная страна. Американские войска проводили военные операции и действия относительно нейтрализации преступных террористических группировок только с разрешения, с согласованием или по просьбе иракского правительства. Также мы видим, что во время своего пребывания на территории Ирака американские войска полностью придерживаются Соглашения относительно вывода американских войск, заключенного в конце прошлого года между правительствами наших государств. Все эти факты являются подтверждением того, что Соединенные Штаты Америки неуклонно следуют плану вывода войск, утвержденному Соглашением. Американские войска полностью оставят территорию Ирака до конца 2011 года, как запланировано.
— А повлиял ли вывод американских войск из городов каким-то образом на безопасность в стране?
— События, произошедшие в следующие дни после вывода американских войск из иракских городов, подтверждают состоятельность иракских структур: армии, сил безопасности и полиции — обеспечить мир и безопасность в стране. Особенно это прослеживается в регионах, служивших ареной для преступных действий против мирного населения. Именно в этих городах иракские силы безопасности смогли противодействовать преступным элементам, выгнать их за пределы этих территорий и наказать преступников. Кроме того, силы безопасности сотрудничают с самим иракским народом и с иракской разведкой. Мы гордимся их деятельностью и можем с абсолютной уверенностью сказать, что иракские силы безопасности вполне способны обеспечить мир и стабильность в государстве.
— А что вы можете сказать о межэтнической вражде? Идет ли на убыль противостояние между различными этническими группами, понимают ли их лидеры, что лучше развиваться, разрешая споры мирным путем?
— Действительно, после падения режима Саддама Хусейна некоторые преступные элементы пытались втянуть Ирак в гражданскую и межконфессиональную войну. Однако благодаря политической силе и силе воли народа Ирак смог преодолеть эти негативные явления.
Кроме того, иракское правительство помогло тем семьям, которые пострадали от межконфессионального и межэтнического насилия, невзирая на то, к какой конфессии или этнической группе принадлежали эти семьи. Все это содействовало тому, что иракский народ начал объединяться. Теперь мы видим, что все — арабы, курды, туркмены, представители других народностей, проживающих на территории Ирака, — стремятся сплотиться и бок о бок строить демократическое государство. Они вместе приходят в избирательные участки во время выборов в местные советы и выборов в иракский парламент, реализуя свои конституционные права согласно основному закону государства, Конституции Ирака, за которую в 2005 году проголосовало большинство населения страны.
«ИСЛАМ — ЭТО РЕЛИГИЯ ТЕРПИМОСТИ И УВАЖЕНИЯ К ЛЮДЯМ...»
— Господин посол, в последнее время для мусульманского мира и, в частности, для Ирака было характерно применение живых бомб против мирного населения. В СМИ постоянно звучат сообщения о таких терактах, жертвами которых становятся представители таких групп, как шииты, суниты и курды. Довольно часто в качестве живых бомб использовались женщины. Не нанесло ли это удар по Исламу, считающемуся мирной религией? И почему религиозные лидеры не призывают пресечь подобную практику и решать проблемы путем диалога и консенсуса?
— Использование людей, в том числе женщин и детей в качества живого щита в военных операциях и другие преступные действия с использованием людей в качестве живых бомб — это очень большое преступление и нарушение элементарных прав человека. Хочу заметить, что абсолютно все мировые религии, в том числе и ислам, очень сильно критикуют и осуждают совершение подобных действий. Кроме того, ислам — это религия, построенная на основах мира, добра, любви и терпимости. В своих речах исламские религиозные лидеры всегда призывают к тому, чтобы люди следовали истинной религии и не использовали ее в качестве прикрытия для совершения преступных действий. В то же время, некоторые террористические группировки и преступные элементы, такие как организация Аль-Каида, скрываясь под религиозными постулатами, натравливают одну конфессию на другую. Такие преступные движения и элементы совсем не преследуют развитие общества и поддержку его стремления к цивилизации. Ислам глубоко осуждает подобные действия.
— У некоторых экспертов существует мнение, что Ислам консервирует развитие общества, в частности ограничиваются права женщин? Как в Ираке относятся к таким мыслям?
— Ислам это религия терпимости и уважения к людям, в том числе и к их правам. В исламе существует особое отношение к женщинам и детям. В целом это религия, которая призывает делать добро на благо людей. В коране существуют отдельные разделы относительно прав женщин. К женщине, к матери, к дочери — особое отношение, которое очень гармонирует с принципами истинного ислама, а не с той религией, которую сейчас пропагандируют разнообразные преступные элементы, которые пытаются использовать религию, чтобы мир воспротивился ей.
«ИРАК АБСОЛЮТНО ОТКРЫТ ДЛЯ ВСЕХ СТРАН МИРА»
— Господин посол, судя по сообщениям мировых СМИ, можно заметить, что в последнее время в Ирак все чаще прибывают многочисленные делегации должностных лиц и бизнесменов из больших европейских стран. В частности, на днях в Багдаде побывала делегация французских предприятий во главе с премьер-министром Франсуа Фийоном. Значит ли это, что именно эти страны будут делить иракский нефтяной пирог?
— Да, действительно, в последнее время Ирак посещают многочисленные делегации из различных стран мира. Например, вчера (интервью состоялось 8 июля. — Авт.) к нам приезжал министр иностранных дел Португалии. Все эти визиты свидетельствуют о том, что зарубежные страны намерены сотрудничать с Ираком, а их компании хотят участвовать в разнообразных проектах, нацеленных на восстановление страны, в частности и в проектах по развитию нефтегазовой отрасли.
Замечу, что Ирак абсолютно открыт для всех стран мира. Мы проводим переговоры и стремимся укреплять партнерские связи со всеми государствами. Это касается и европейских, и азиатских, и африканских стран, а также стран Северной и Южной Америки. Например, у нас был объявлен тендер на развитие нефтяных месторождений. Так, тендер относительно месторождения Ар-Румейла выиграли совместно китайская и британская компании. Ирак открыто и прозрачно действует на рынке нефти. У нас нет никакой предубежденности в отношении сотрудничества с какой-то определенной страной или компанией. Но компания, которая представит лучшее предложение, будет приглашена к участию в проекте, независимо от ее национальной принадлежности. Кроме того, кто-либо может открыто ознакомиться со всеми контрактами, которые были заключены Министерством нефти Ирака, на веб-странице этого министерства. Ни одна страна или нефтяная компания не имеют монопольной позиции на иракском нефтяном рынке. Согласно заключенным контрактам иностранные компании получают определенный процент от добычи нефти. Однако этот процент не изменяется, несмотря на повышение объемов добычи нефти или рост мировых цен на нефть. Иракская нефть является природном богатством, которое, согласно Конституции Ирака, принадлежит иракскому народу.
— А украинские компании разве не обращались или не обращаются для участия в тендерах?
— У меня нет точной информации относительно тех украинских компаний, которые давали свои предложения и заявки для участия в тендерах. Но я хочу подчеркнуть, что во время моих встреч с украинскими высокими должностными лицами и представителями украинских деловых кругов я всегда призываю украинские компании прийти на иракский рынок и начать свою деятельность в моем государстве. Ирак относится к Украине с особым уважением. Мое государство не сможет забыть те страны, которые поддержали его в трудную минуту. Ирак помнит, что Украина послала в город Эль-Кут своих мужественных воинов для поддержания безопасности и стабильности в этом регионе. И до сих пор там помнят украинских воинов и с теплыми словами о них отзываются. И именно поэтому я еще раз хочу подчеркнуть, что к украинским компаниям, которые будут работать в Ираке, будет особое отношение со стороны иракского правительства и иракского народа. Ведь Ирак рассматривает участие украинских военных в работе многонационального миротворческого контингента в Ираке как лучшую «инвестицию» Украины в Ирак. И мы призываем украинские компании к участию в абсолютно всех тендерах и проектах, которые сейчас реализуются в Ираке.
«...НЕ СУЩЕСТВУЕТ НИКАКИХ ПРЕПЯТСТВИЙ, КОТОРЫЕ БЫ МЕШАЛИ УКРАИНСКИМ КОМПАНИЯМ РАБОТАТЬ В ИРАКЕ»
— А какую же роль может играть Украина в восстановлении Ирака?
— Хоч у подчеркнуть, что украинские компании имеют прекрасный опыт работы в Ираке. В частности, они работали в сфере энергетики, а сейчас моя страна нуждается в реализации проектов в этой сфере. Нам нужна электроэнергия. Также украинские компании имеют хороший опыт в сфере добычи нефти и прокладки нефте- и газопроводов. С другой стороны, Украина могла бы обеспечить Ирак сырьем для строительства, в частности металлом и цементом. Также Ирак нуждается в технологиях для развития аграрного сектора. Поэтому, мне кажется, что не существует никаких препятствий, которые бы мешали украинским компаниям работать в Ираке. Я всегда это отмечал. В частности, во время поездок в украинские области, встречаясь с представителями местного бизнеса, я приглашал их начать роботу в Ираке и открыть там офисы своих компаний.
— Господин посол, а существуют ли механизмы интенсификации сотрудничества между нашими странами?
— Что касается интенсификации двухстороннего сотрудничества, замечу, что в Ираке действует Национальная комиссия по вопросам инвестирования. Также существуют региональные представительства Комиссии во всех иракских провинциях. Именно этот орган ответственен за реализацию инвестиционных проектов по всей территории Ирака. Кроме того, руководство каждой иракской провинции имеет полномочия заключать договоры с иностранными компаниями на сумму, которая не превышает 50 млн. долларов США. Договоры на большую сумму нуждаются в согласовании с иракским правительством. Также все иракские министерства, которые объявляют любые тендеры или стремятся провести переговоры с иностранными компаниями, размещают объявления на своих веб-сайтах. Поэтому с ними можно ознакомиться всем желающим.
— Не считаете ли вы, что толчок двухстороннему сотрудничеству должен дать визит украинского премьера или Президента в Ирак или наоборот иракского премьера или президента в Украину?
— Ирак радостно приветствует визиты высоких должностных лиц всех государств. Но особенно тепло он приветствует те государства, которые поддержали его в трудную минуту и были дружескими к нему. Я имею в виду, в первую очередь, Украину. Поэтому мы будем очень рады визитам всех украинских политиков и бизнесменов в Ирак. Во время моих встреч с представителями украинской стороны я всегда приглашаю посетить Ирак.
— А дали ли вы приглашение украинскому премьеру Юлии Тимошенко посетить Ирак?
— Мы приветствуем обмен визитами на всех уровнях. И мы будем рады визитам в Ирак как премьер-министра Юлии Тимошенко, так и Президента Украины Виктора Ющенко.
«МЫ СТРЕМИМСЯ РАСШИРЯТЬ СВЯЗИ С УКРАИНОЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ И В НЕФТЕГАЗОВОЙ СФЕРЕ»
— Господин посол, вы уже вспоминали о потребности строительства в Ираке нефте- и газопроводов. Но является ли реальным проект строительства такого трубопровода из Ирака, через который эти энергоносители могли поставляться в Украину и через нашу страну в Европу?
— В Ираке существует центральный орган — Министерство нефти, к компетенции которого относятся все проекты, связанные с нефтегазовой сферой. Именно это министерство решает, какие есть возможности для реализации двухсторонних проектов, в частности прокладка нефтепроводов в другие страны. В то же время, мы стремимся расширять связи с Украиной, в том числе и в нефтегазовой сфере. Хочу отметить, что во время моих встреч с представителями Министерства топлива и энергетики Украины и других учреждений, работающих в энергетической сфере, я всегда передавал им приглашение посетить Республику Ирак и провести непосредственные переговоры с целью повышения уровня сотрудничества в этой отрасли между Украиной и Ираком.
— И что представители этого министерства до сих пор не отозвались на приглашение?
— Мы работаем в этом направлении. За два года моей деятельности в Украине я всегда пытаюсь пригласить представителей украинских энергетических компаний посетить Ирак. Мы желаем, чтобы эти визиты осуществились, и тогда мы выйдем на качественно новый уровень сотрудничества в нефтегазовой сфере. В этом контексте я замечу, что Ирак занимает второе место в мире по залежам нефти. Некоторые эксперты считают, что иракской нефти хватит на 300 лет. Кроме того, у нас есть огромные залежи газа и вместе с тем существует очень большая необходимость развивать нефтяные и газовые месторождения.