Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Балканская пороховая бочка

Все оружие в Македонии и Косово так и не изъяли, — считают представители международных миссий
11 декабря, 2001 - 00:00

В последние годы международное сообщество неоднократно бралось за разоружение боевиков различных мастей и идеологической направленности — сначала в Косово, затем — в Македонии. При этом международное сообщество искренне убеждало, что все оружие изъято. Назывались определенные, но далеко не поражающие цифры. Любые сообщения о том, что боевики на самом деле сдают старое, ненужное оружие, а новое при этом кочует от Косово (формально — югославской провинции под протекторатом ООН) до Македонии представителями НАТО опровергались.

ОПЕРАЦИЯ «ВООРУЖЕННЫЙ ОСЕЛ»

«Косово переполнено оружием. Два года назад в крае было проведено разоружение Армии освобождения Косово (УЧК), однако, по-видимому, вы понимаете, что все оружие не было изъято», — уверена представитель миссии ООН в Косово Сьюзен Мэньюэлл. «Конечно, три тысячи единиц оружия, изъятого в Македонии во время операции НАТО «Необходимый урожай», не отвечает тому количеству вооружения, которым владели боевики в действительности», — сказал «Дню» представитель миссии «Янтарный лис» в Македонии.

Конфликты и в Косово, который впоследствии привел к бомбардировке Югославии, и в Македонии были спровоцированы экстремистами, пытавшимися использовать в своих интересах лозунги борьбы за предоставление албанцам больших прав (в Косово другой стороной еще и лозунги защиты государственности и православных ценностей). Македонии, возможно, повезло чуть больше: во всяком случае ее не бомбардировали. Однако уступить пришлось — вплоть до внесения изменений в Конституцию. Граница между Македонией и Югославией имеет косовский участок длиной в 140 километров, охраняемый международными силами КФОР. Через нее, как считается, в Македонию попала большая часть оружия и амуниции, использованных албанскими боевиками. Процесс разоружения в Косово продолжается и до сих пор, причем оружие находят не только у албанцев, но и у сербов. В Македонии операция НАТО «Необходимый урожай» по разоружению албанских группировок завершилась за тридцать дней. В результате было изъято 3875 единиц оружия и почти 400 тысяч взрывных устройств и амуниции. Военные аналитики убеждены, что настоящее количество изъятого оружия должно было быть как минимум в десять раз больше. Куда оно делось? Представители КФОР отмечали, что летом, как раз в разгар операции «Необходимый урожай», им приходилось не раз задерживать «оружейную» контрабанду из Македонии в Косово. Рассказы представителей КФОР о нелегальных потоках оружия вынуждают по-новому посмотреть на причины возникновения балканских конфликтов. Руководство НАТО уверенно отрицало, что якобы силы КФОР просто закрывали глаза на поставки македонским албанским экстремистам оружия из Косово. Здесь следует учитывать, что косовский участок македонско-югославской границы проходит в горной местности, где сохраняется возможность передвигаться с грузами фактически незаметно по тайным тропам. В июле—августе посты КФОР задержали немало контрабандистов. Сейчас, рассказывают миротворцы, количество случаев контрабанды оружия уменьшилось. Возможно, из-за погодных условий — в горах Косово сейчас довольно холодно, лежит много снега, дороги очень скользкие.

Юзеф Матушик, командир Украинско-польского батальона в Косово, который участвует в патрулировании восточного региона края, где как раз проходит граница с Македонией, рассказал о довольно неординарном способе перевозки оружия. Тюки с автоматами или ружьями нагружаются на ослов или лошадей. Потом животных отпускают без всякого сопровождения так, чтобы даже в случае задержания нелегального груза никого, кроме разве что скота с оружием, не удалось арестовать. Как же, казалось бы, такое не очень мудрое животное как осел доставляет оружие через границу прямо в логово террористов? Оказывается, животные идут на неуловимый для человеческого уха ультразвуковой сигнал.

На контрабандистскую тропу становится и обедневшее косовское население. Бедность в приграничных албанских селах с обеих сторон границы, расстояние между которыми часто не превышает пару километров, вынуждает крестьян нелегально перевозить оружие за довольно небольшую сумму. Командир Укрполбата Юзеф Матушик также рассказал, что много оружия поступало в Македонию из Албании. В основном оно было китайского производства. Значит, не только Косово было источником нелегальных поставок оружия в Македонию.

КОНТРАБАНДА ПОРОДНИЛА СЕРБА И АЛБАНЦА

«Абсолютно недопустимо утверждать, что оружие из Косово попадало в Македонию при поддержке КФОР», — сказал в Скопье журналистам представитель тыловой части КФОР Пер Ларсен. В доказательство этого он сообщил, что в Косово операции по разоружению проводятся чуть ли не еженедельно. Как раз полторы недели назад в восточных косовских селах (возле границы с Македонией) миротворцы проводили операции по поиску оружия. Полгода назад миссия ООН в Приштине утвердила акт, предусматривающий наказание для тех, кто не сдает оружие добровольно. Хотя представители миссии так и не сообщили, был ли новый карательный механизм испытан на практике. Трижды в день над горами на востоке Косово осуществляют патрулирование американские вертолеты. Так что контрабандистов здесь могут заметить и на самых скрытых тропинках. Однако, очевидно, не всегда...

«Я не могу вас заверить, что собрано все оружие, что его где-то не прячут. Поэтому мы и проводим операции по поиску», — заверил командующий силами КФОР в Косово Марсель Валентайн. По его убеждению, оружие у населения на Балканах осталось еще со времен Иосифа Броз Тито. В то же время командир Укрполбата Юзеф Матушик допустил, что финансирование албанских боевиков могло идти из «европейских, африканских и американских стран».

Впрочем, происхождение оружия на сегодня вряд ли является главным, поскольку его теперешнего количества вполне достаточно, чтобы перевозить из одной страны в другую. А там — жди нового конфликта? Трудно понять, почему международные силы, проводящие на Балканах операции по разоружению, фактически не допускают участия местной власти. Складывается впечатление, что к Косово Белград имеет очень отдаленное формальное отношение: там всем заправляют КФОР, миссии ООН и ОБСЕ. В Македонии разоружением занимался Североатлантический альянс. При этом македонцам не только фактически запретили разоружать террористов, пытавшихся подорвать стабильность в стране, но и вынудили македонское руководство их амнистировать. В неудобной ситуации оказалась тогда и Украина, которая фактически под давлением НАТО вынуждена была временно приостановить поставки оружия македонской армии. Тем временем представитель тыловой части КФОР Пер Ларсен убеждает, что «власть сама, складывается впечатление, против ужесточения контроля на границе Косово—Македония».

На таком фоне взаимного недоверия и «сотрудничает» местная власть и представители международных организаций. Подобная ситуация откровенно играет на руку контрабандистам. Контрабанда оружием, наркотиками и торговля людьми остаются наиболее прибыльной статьей контрабандистских доходов на Балканах. И в этом деле, как сообщили «Дню» представители полиции ООН в Косово, криминалитет не обращает внимание ни на религиозные, ни на этнические противоречия. Здесь находит общий язык и серб, и албанец... Неужели сложнее найти такой же язык международным организациям и власти той страны, в которой они находятся?

P. S. «День» выражает благодарность Центру информации и документации НАТО в Украине за организацию поездки.

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ