«Ключевым отличием стран, переживших революции в 2003— 2005 годах, является то, что Грузия демонстрирует значительное продвижение в борьбе с коррупцией, тогда как в Украине и Кыргызстане аналогичные тенденции отсутствуют», — такое мнение было высказано в докладе Мирового банка «Борьба с коррупцией в странах с переходной экономикой-3» (Anticorruption in Transition-3), обнародованном на сайте международного финансового учреждения.
Начиная с 2000 года, Мировой банк (МБ) провел уже три исследования, основной целью которых является определение уровня взяточничества и эффективности государственных мероприятий борьбы с ним в постсоциалистических странах. В этом году для сравнительной характеристики были взяты показатели 27 стран, преимущественно из Восточной Европы и Центральной Азии, хотя подобные исследования проводились и в развитых странах Западной Европы: Ирландии, Испании, Германии и Португалии. Анализ состояния дел в антикоррупционной политике каждого государства осуществлялся по нескольким критериям: налоговое и таможенное законодательство, судебная система, проведение правительством антикоррупционных реформ и других мероприятий для регулирования ситуации в стране.
Особое внимание в докладе уделяется Грузии, которая в 2002—2005 годах сумела провести пакет антикоррупционных мероприятий, что, в свою очередь, положительно повлияло на развитие экономики в стране. При сравнении результатов исследований в Кыргызстане, Украине и Грузии, сам по себе напрашивается вывод, что лозунги, которыми широко манипулировали политические силы во время революции роз, оранжевой и революции тюльпанов, нашли свое практическое воплощение только в случае с кавказской страной. «Правительство, пришедшее к власти в Тбилиси в 2003 году, последовательно и эффективно претворяет в жизнь жесткую программу экономических и административных реформ, благодаря которым резко упал уровень коррупции в государстве», — считают эксперты Мирового банка.
Авторы исследования не акцентируют внимание на уровне коррумпированности органов государственной власти в Украине, поскольку наше государство заняло в списке 27 стран «промежуточную» позицию, не показав значительных сдвигов ни в сторону ухудшения ситуации со взяточничеством, ни в сторону интенсификации борьбы с последним. Следует заметить, что довольно заметные успехи в Украине, на ряду с Боснией и Герцеговиной, Молдовой и Таджикистаном, были достигнуты в сфере налогообложения, которое стало намного более прозрачным.
Кроме того, эксперты Мирового банка сделали попытку разделить 27 стран на «кластеры» в соответствии с коррумпированностью различных сфер жизни общества. Оказалось, что Украина попала в одну группу с Россией, Белоруссией и Казахстаном, так как в этих четырех странах взяточничество «процветает» в таких сферах, как лицензирование и организация разного рода инспекций.
В список «аутсайдеров» по борьбе с коррупцией, в соответствии с отчетом Мирового банка, попали Россия, Киргизстан и Албания, где проведенные реформы не принесли желаемых результатов. «После определенных сдвигов, которые произошли в начале десятилетия, уровень коррупции в некоторых сферах не демонстрирует тенденции к снижению, несмотря на ряд реформ», — говорится в докладе. Банк призвал Россию к проведению более активных мероприятий по борьбе с коррупцией, в частности, к переходу к реформированию региональной судебной системы. «Быстрый рост ВВП страны предполагает увеличение возможностей для получения взяток в условиях непоследовательного и неэффективного налогообложения и введения административной реформы», — утверждают авторы доклада.
В отличие от России, в странах-кандидатах на членство в Евросоюзе — Болгарии и Румынии — были достигнуты значительные успехи в принятии антикоррупционного законодательства. Вопрос вступления этих стран в ЕС, который окончательно будет рассматриваться в Брюсселе осенью нынешнего года, стал хорошим стимулом для Софии и Бухареста пересмотреть и модернизировать свое законодательство, особенно в сфере борьбы с коррупцией. Серия реформ, проведенных болгарским правительством, привела к уменьшению взяточничества на таможне, в инспекциях и налоговых органах. Политика мониторинга собственности, введенная в Румынии в 2003 году, также принесла положительные результаты. Уровень коррупции уменьшился и в Турции (к тому же, в некоторых сферах жизни общества он оказался более низким, чем в отдельных странах Западной Европы) после того, как официальная Анкара приняла законы о конфликте интересов, финансовом аудите и нормативах заполнения деклараций о доходах.
В ходе исследований оказалось, что чем богаче страна, тем ниже в ней уровень коррупции, но быстрый экономический рост может способствовать его росту, потому что молодые частные фирмы, являющиеся двигателем экономики государства и предоставляющие большое количество рабочих мест, с большей вероятностью, чем крупные иностранные фирмы, готовы платить взятки. «Усилия по борьбе с коррупцией приносят плоды в случае упрощения правил и норм: взаимодействие между компаниями и чиновниками имеет более ограниченный характер, и давление на частный сектор уменьшается».
В общем, эксперты Мирового банка пришли к выводу, что посткоммунистические страны и Турция все же сумели создать упрощенную систему налогообложения и наладить схему государственного регулирования, направленную на искоренение бюрократизма. Хотя своеобразный «выговор» получили Россия, Киргизстан и Албания, правительствам которых еще придется поломать голову над тем, как уменьшить уровень коррупции в своих государствах.