В Бельгии из-за разногласий между политическими партиями, попавшими в парламент на июньских выборах, затянулся процесс формирования коалиции. В связи с этим политическим кризисом в мировых СМИ даже начали появляться материалы о том, что Бельгии угрожает раскол. Действительно ли это так? Почему бельгийская модель функционирования трех различных лингвистических общин до сих пор является примером для многих европейских стран? Возможно ли в Украине использование бельгийского языкового опыта? Что нужно Украине, чтобы можно было говорить о создании широкой коалиции? Как в Брюсселе — столице Евросоюза и НАТО — оценивают украино-бельгийские отношения и евроатлантические устремления Украины? Чему Бельгию научил собственный опыт нейтралитета? Об этом — «Дню» в эксклюзивном интервью Чрезвычайного и Полномочного посла Королевства Бельгия в Украине Марка ВИНКА.
«БЕЛЬГИЯ НЕ РАСКОЛЕТСЯ!»
— Минуло более трех месяцев после парламентских выборов в вашей стране. До сих пор правительство не сформировано, более того, мировые масс-медиа выдвигают предположения, что Бельгия может расколоться на несколько частей. Действительно ли существуют причины для такого сценария?
— Бельгия не расколется! Такой вопрос не стоит на повестке дня. В прошлом у нас бывали длительные дискуссии при формировании коалиции. Бельгия сложная страна, у нас три региона и три лингвистические общины, разная экономическая динамика. У нас также действует пропорциональная избирательная система, и потому формирование правительства в Бельгии забирает время. Также следует учитывать, что на этот раз политические партии шли на выборы с различными амбициозными программами. А чтобы создать правительство, следует достичь компромисса. И не только в Бельгии формирование коалиции является продолжительным процессом. Посмотрите на недавние коалиционные переговоры в Нидерландах, а также в Австрии. Там тоже прошло время, прежде чем демократические партии смогли окончательно сформировать коалиционное соглашение.
— Но ведь, кажется, до сих пор в Бельгии такой ситуации не было. Ведь выборы прошли в июне, а сейчас середина октября, и до сих пор в стране нет правительства... Нет ли в этом угрозы для страны?
— На самом деле ситуация не является уникальной. Процесс формирования правительства всегда был длительным в нашей стране. Бельгия является федеральной страной и действительно переживает сложную культурную и социально-экономическую ситуацию. Политики должны иметь дело с динамикой в различных регионах и общинах. Учитывая ситуацию, нельзя ожидать быстрого формирования правительства. И когда партии имеют сильные позиции только в одном регионе, тогда коалиционные переговоры сложны и требуют времени. И это нормально для страны, состоящей из разных регионов и общин с различными языками, и при этом следует учитывать, что права всех граждан в равной степени защищены. Но будьте уверены, что политики завершат коалиционные переговоры и Бельгия скоро будет иметь правительство.
«БЕЛЬГИЙСКАЯ МОДЕЛЬ ЯВЛЯЕТСЯ УСПЕШНОЙ...»
— Некоторые обозреватели считают, что выборы в этом году продемонстрировали отрыв политиков от народа. Так ли это?
— Если в Бельгии сосуществование различных языковых общин является успехом, то это объясняется тем, что в прошлом конституционные реформы проводились мирным, ненасильственным демократическим путем, не создавая разрыва. Каждая языковая община смогла найти собственные преимущества в новой конституции.
Бельгийская модель в этом смысле является успешной из-за способности идентифицировать лучшие институционные рамки. Это не значит, что ее можно экспортировать.
— Господин посол, не считаете ли вы, что причиной нынешнего политического кризиса является миграция и опасения со стороны бельгийских граждан возможного наплыва иностранцев, чем воспользовались некоторые политики?
— Действительно, миграция является проблемой, как во многих других странах, и эта тема обсуждалась во время коалиционных переговоров. Партии достигли согласия в вопросе проведения определенных мероприятий, в частности внесения поправок в закон о предоставлении бельгийского гражданства и изменении условий получения гражданства. Опять же это является компромиссным решением.
— Значит, вы уверены, что никакого раскола страны не будет и консенсус будет достигнут ко дню примирения, который празднуют в вашей стране 11 ноября. В частности, такую дату называл нынешний министр финансов.
— Будьте уверены, никакого раскола страны не будет. Никто не может загадывать заранее, но я уверен, что скоро у нас будет новое правительство. С учетом того, как продвинулся процесс за последние недели, можно считать, что середина ноября является наиболее реальной датой создания правительства.
«...БЕЛЬГИЙЦЫ ВО МНОГИХ СЛУЧАЯХ ЯВЛЯЮТСЯ «СТРОИТЕЛЯМИ МОСТОВ»
— Известно, что в Бельгии общины имеют довольно сильные полномочия. Не создает ли это проблемы для федерального правительства и единства страны?
— Бельгийская конституция предусматривает возникновение возможных проблем и конфликтов в вопросе компетенции регионов и общин. Некоторые проблемы вызывают необходимость внесения изменений в конституцию или разработки новых законов. Поэтому как раз задача коалиционных переговоров состоит в том, чтобы выработать решение, которое может быть поддержано большинством в каждой части страны и будет способствовать упрочению единства.
— Господин посол, можете ли вы утверждать, что ситуация в вашей стране не станет прецедентом для других европейских стран, которые имеют подобные языковые или культурные проблемы?
— У каждой страны свои проблемы, и она должна вырабатывать свои конституционные рамки!
— Т.е. события в Бельгии не повлияют на статус Брюсселя, как столицы Европейского Союза...
— Сценария раскола Бельгии нет. Его нет в повестке дня.
— Некоторые эксперты говорят, что Бельгия является моделью ЕС. Чем это объясняется, как вы считаете?
— У нас есть опыт выработки хороших компромиссных решений. В ЕС, где консенсус до сих пор остается в значительной степени правилом, бельгийцы во многих случаях являются «строителями мостов».
«МЫ НАШЛИ СВОЙ ПУТЬ РЕШЕНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ПРОБЛЕМЫ»
— Господин посол, в вашей стране используются три языка. Не вызывает ли это проблемы у чиновников и граждан?
— На самом деле, у нас четыре лингвистических региона: нидерландоязычный, франкоязычный, немецкоязычный регионы и один двуязычный регион в столице — Брюсселе. Использование языка при официальных контактах (между общественностью и администрацией) определено конституцией. В отношениях с гражданами власть использует язык лингвистического региона.
— А как в отношении официального языка? Должны ли бельгийцы использовать все три языка или какой-то один?
— Сейчас вы не должны изучать три языка! Вы можете говорить на своем языке. И, в зависимости от того, в каком лингвистическом регионе вы живете, власть будет разговаривать с вами на языке этого региона или же на нидерландском или французском, если вы живете в Брюсселе, двуязычной части Бельгии.
— Господин посол, как по-вашему, может ли Бельгия служить для Украины моделью решения языковой проблемы?
— Украина должна найти свое решение. Сами украинцы должны решить, как им решать проблему использования языков. У нас есть большой опыт существования страны, в которой используется три языка. Мы нашли свой путь решения языковой проблемы. Украина тоже найдет свой путь.
О ШИРОКОЙ КОАЛИЦИИ И РОЛИ ОППОЗИЦИИ
— Господин посол, принимая во внимание европейский опыт создания коалиций, что вы думаете по поводу создания в Украине широкой коалиции?
— Я понял, что в политике никогда нельзя говорить «никогда». В любой стране с сильной демократической культурой, где есть политический диалог между политическими партиями, могут быть организованы эффективные и широкие консультации, способные найти решение сложных политических проблем. Очень редко быстрое решение или решение, по которому «победители забирают все», может привести к стабильности и является правильным путем проведения необходимых реформ. В Бельгии мы научились, что невозможно найти в ходе переговоров хорошее решение, если на достижение этого не потрачено время. Как говорится, следует отдавать должное времени. Мудрость институционной реформы добавила консолидации Бельгии, как сильной демократической и процветающей стране, в которой люди живут вместе и выражают желание и в дальнейшем жить вместе.
— Господин посол, что вы думаете о роли оппозиции в украинском парламенте? Выгодно ли нашей стране иметь сильную оппозицию?
— Всегда хорошо, когда оппозиция может в полную силу играть свою роль в хорошем диалоге с правительством. Хорошо иметь сильную оппозицию, когда правительство не служит интересам страны. Конечно, для политической стабильности хорошо иметь сильное большинство, когда необходимо осуществить большие реформы и когда нужна сильная политическая поддержка для реализации амбициозных планов.
«ПОТЕНЦИАЛ ДЛЯ СОТРУДНИЧЕСТВА СУЩЕСТВУЕТ ВО ВСЕХ СФЕРАХ...»
— Господин посол, как вы оцениваете развитие украинско-бельгийских отношений? Удается ли вашей стране реализовать собственные интересы в Украине?
— Мы отпраздновали 15-летие дипломатического присутствия в Украине и положительно оцениваем потенциал развития крепких отношений. Бельгийское правительство очень заинтересовано в упрочении сотрудничества с Украиной во всех сферах. Мы гордимся ростом экономического сотрудничества и планируем в следующем году создать общую межправительственную комиссию. В минувшем году рост объемов двусторонней торговли составлял более 30 процентов. Мы видим, что наши инвесторы удовлетворены своими прибылями. Мы понимаем, что потенциал для сотрудничества существует во всех сферах, включая культурный обмен, создание новых партнерств.
Мы удовлетворены прогрессом, которого достигла Украина на международной арене. Ее шаги к членству в ВТО открывают перспективу проведения переговоров о заключении соглашения о зоне свободной торговли с Европейским Союзом. Вся эта динамика является чрезвычайно интересной и создает новые возможности. В данный момент бельгийская торговая миссия посещает вашу страну, чтобы определить новые проекты в разнообразных сферах, в частности таких, как транспорт, энергетика, недвижимость.
— Можно ли это понимать так, что у бельгийского бизнеса нет проблем с инвестиционным климатом в Украине?
— В этом направлении ведется работа. Конечно, мы сталкиваемся со многими проблемами, и потому украинской стороне следует сделать еще многое, чтобы создать лучший инвестиционный климат и условия для бизнеса и преодолеть коррупцию. Реализация инвестиционных проектов до сих пор требует слишком много времени и бюрократической волокиты. Однако диалог о проведении необходимых изменений удовлетворительный.
О ЕВРОИНТЕГРАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЕ
— Господин посол, как вы оцениваете усилия Украины на пути интеграции в европейские структуры?
— Конечно, мы очень внимательно отслеживаем вопросы, связанные с желанием Украины присоединиться к Европейскому Союзу. Как вы знаете, сейчас в Европе продолжается процесс «абсорбции» новых членов после недавнего расширения в 2004 году. Этот процесс забрал много энергии, и мы должны его осуществлять при поддержке нашего населения.
ЕС должен также адаптироваться, чтобы оставаться эффективным. Мы достигаем продвижения в отношениях с вашей страной, развивая сильную политику добрососедства и ведя переговоры о новом усиленном соглашении, которое не предусматривает конечного результата.
— Но ведь вы, наверное, знаете, что украинские лидеры, Президент и премьер- министр, требуют включения в новое соглашение перспективы членства в Евросоюзе. Поддерживает ли ваша страна позицию украинской стороны?
— Этот вопрос должен обсуждаться в рамках переговоров о новом усиленном соглашении. Окончательное обсуждение состоится, возможно, на последней стадии переговоров. В данный момент мы посмотрим, где мы находимся.
О НАТО, НЕЙТРАЛИТЕТЕ
— Известно, что Бельгия имела нейтральный статус и дважды была оккупирована немецкими войсками. В Украине ведутся дискуссии о целесообразности членства Украины в НАТО, и некоторые политики выступают за нейтральный статус. Господин посол, каково ваше мнение по поводу таких дискуссий о нейтральном статусе?
— Действительно, Бельгия до Первой и Второй мировых войн проводила политику нейтралитета и дважды была оккупирована. Если посмотреть на все конфликты, случившиеся за последние 150 лет, то можно увидеть, что демократические страны никогда развязывали войн против демократических стран. Поэтому я хочу подчеркнуть важность распространения региональной демократии как элемента интегрированной политики безопасности. Украина сделала большой шаг в развитии собственной демократии. Наличие сильных демократических соседей способствует региональной стабильности, и это в интересах распространения стабильности в вашем регионе.
— В вашей стране находится штаб-квартира НАТО. Вы, наверное, обратили внимание, что в последнее время Кремль заявляет о том, что расширение Организации Североатлантического договора составляет угрозу России. Действительно ли, по вашему мнению, России угрожает расширение НАТО?
— Каждая страна имеет свою точку зрения и разрабатывает свою политику безопасности. Я только хотел бы отметить, что каждая последовательная волна расширения НАТО, организации коллективной безопасности, имела положительное влияние на распространение как демократии, так и безопасности в регионе. Программы партнерства с НАТО и планы действий сотрудничества с Альянсом связаны с содействием внутренним демократическим изменениям.
«УКРАИНЦЫ ИМЕЮТ ПРАВО БЫТЬ ХОРОШО ИНФОРМИРОВАННЫМИ...»
— Что тогда, по-вашему, означает нежелание ведущей в Украине Партии регионов развивать более тесные отношения с НАТО и отказ перейти к Плану действий о членстве, что было вполне реально осенью прошлого года? Не означает ли это, что эти политики опасаются внедрить транспарентность и демократические принципы, которые пропагандирует Альянс?
— Важно, чтобы диалог по вопросам безопасности и демократии интенсифицировался. И чтобы люди во время этого диалога начали рассматривать организации, подобные НАТО, иным образом. Мы удовлетворены, что ваше правительство предприняло шаги, чтобы начать кампанию информирования общественности о НАТО. Конечно, сами украинцы должны решать будущие отношения с Альянсом. Но я думаю, что украинцы имеют право быть хорошо информированными об этой организации коллективной безопасности. И если возникнет потребность, мы готовы участвовать в усилиях по информированию.